Как миллиардер-мошенник Невзлин запутал деловую прессу. «Новая структура» Group Menatep Limited оказалась старой схемой. Что было 13 февраля 2004 года
В этот день, 13 февраля 2004 года, деловая пресса уделила массу внимания всяческим слухам, основанным на сообщениях, что компания Юкос готовится обнародовать новую структуру своих акционеров. Некоторые участники рынка сочли, что рекомендации Совета директоров Юкоса максимально дистанцироваться от сомнительных персонажей в лице «основных акционеров» компании, которые погрязли в уголовных делах, позволят стабилизировать ситуацию не только в самой компании, но и на рынке.
Другие же не верили в чистые помыслы «основных акционеров» (и правильно делали).
Кроме того, издания описывали замысел главы правления Юкоса Семёна Кукеса, который, надо отметить, увидел вполне реальную схему вытаскивания Юкоса из ямы, в том, что, «разделив» компанию и проблемных «основных акционеров», у компании есть шанс. «Фактически, - писали «Финансовые известия», - мировой рынок проводил Ходорковского. Теперь для западного сообщества не столь критично важно, как будет развиваться конфликт государства с главными акционерами: в их сознании произошло стратегическое разделение собственно «активов» компании и находящегося на её шее камня, тянущего акции вниз».
КАК «BLOOMBERG», «ВЕДОМОСТИ» И «РБК» И «ЛЕНТА» ПООЧЕРЁДНО ПОВЕРИЛИ МОШЕННИКУ НЕВЗЛИНУ
Камень, «тянущий Юкос на дно», однако всплыл вновь – сбежавший из России Леонид Невзлин сообщил, что в реестре «Group Мenatep Limited», контролирующей большую часть акций нефтяной компании Юко», больше не значится физических лиц. Других подробностей Невзлин, для интриги, приводить не стал, оставив прессу в недоумении.
Надо признать, что с деловой прессой Леонид Невзлин играл как с доверчивыми дурачками. За несколько дней он умудрился несколько раз соврать бизнес-изданиям. Журналисты завороженно смотрели в рот миллиардеру, забыв, что он мошенник.
Им был устроен «проброс» «о благородстве акционеров» с помощью западных информационных агентств.
«Леонид Невзлин и Юрий Дубов готовы передать свои акции государству в обмен на освобождение экс-главы компании Михаила Ходорковского и председателя Совета директоров МФО «Менатеп» Платона Лебедева» - сообщили «Ведомости», цитируя Невзлина и Дубова по агентству «Bloomberg».
Однако «рынок с недоверием воспринял заявление Невзлина. Инвестиционная компания «Атон» в своём обзоре пишет, что «если бы такие переговоры действительно имели место, то они не попали бы в заголовки информационных агентств» - справедливо указали аналитики.
Зря агентство «Bloomberg» и газета «Ведомости» поверили Невзлину, поскольку практически сразу он опровергнул свое намерение, заявив в «РБК», , что «он совсем не то имел ввиду», что «ни с какой инициативой о передаче государству своей доли в «Юкосе» я не выступал».
А затем для «Ленты.ru» миллиардер мошенник вообще напустил тумана: «Невзлин не предлагал менять акции на Ходорковского, но думает об этом»
Интересно, что самой компании Юкос угрюмо ограничились тем, что выступления Невзлина назвали «его личным заявлением».
ПРОСТО СПРЯТАЛИСЬ В ОФШОРАХ
Отметим, что все эти игрища развернулись на фоне «смены структуры акционеров GML», смысл которой был лишь в одном – закопать акции Юкоса от возможных передряг, включая конфискацию, в офшоры, переоформив их с физических лиц на компании. Этот трюк раскусила газета «Время новостей», выдав статью под заголовком «Ходорковский и компания спрятались в офшор».
Пожалуй, точку в истории про «новую структуру акционеров» Юкоса, чуть позже, поставил «Коммерсант», опубликовав схему – «Структура акционерного капитала компании Group Menatep Limited (Гибралтар) на 13 февраля 2004 года»
Некоторые издания нашли в ней «новизну», и даже сравнивали её со структурой акционеров от 2002 года, опубликованной не потому, что Юкос очень хотел быть «прозрачной компанией», а потому что Юкосу очень хотелось заработать еще больше денег, в том числе выходом на американский рынок ценных бумаг.
Однако «Коммерсант» погрузился в вопрос чуть глубже. И констатировал, что «по выписке из реестра акционеров Group Menatep, в настоящее время её (группы) бумаги помещены в восемь трастов, управляемых двумя трастовыми компаниями, зарегистрированными на Британских Нормандских островах».
А дальше – ничего нового. Как пояснил изданию источник, «нынешняя структура акционеров Group Menatep была сформирована ещё до ареста Михаила Ходорковского и базируется на старой схеме». По словам источника газеты, «Palmus Trust существовал ещё в июне 2002 года. По его словам, это именно тот траст, бенефициаром которого был Михаил Ходорковский. Держателем акций траста является его управляющая компания Palmus Trust Company Ltd. Акции остальных трастов находятся в номинальном держании у семи компаний--номинальных держателей: Pavo Nominees Ltd, Pictor Nominees Ltd, Auriga Nominees Ltd, Draco Nominees Ltd, Mensa Nominees Ltd, Tucana Nominees Ltd и Carina Nominees Ltd. Все они зарегистрированы по одному адресу на Британских Виргинских островах».
Вся эта ошорная схема трастов управляется «Rysaffe Trust Ltd», которая, как написала газета, «неоднократно обвинялась британскими властями в различных правонарушениях. «Налоговые органы пытались, впрочем, безуспешно, через суд добиться признания незаконными трастовых схем ухода от налогов, которые Rysaffe предлагала своим клиентам. Кроме того, компанию обвиняют в том, что с помощью организации трастов она помогала клиентам обходить нормы британского фондового рынка, предписывающие раскрывать владельцев более чем 3% акций публично торгующихся компаний».
И СНОВА ЗНАКОМЫЙ ДИРЕКТОР
С тех пор фирма «Rysaffe Trustee Company (C.I.) Limited», вероятно, чуть скорректировала свое состояние и теперь с ней связана фирма «Saffery Champness Management International Limited», с ней в свою очередь в одной связке «висят» знакомые «помойки» - Corbiere Trust Company Limited, Palmus Trust Company Limited и другие, не менее любопытные офшоры, где «закопались» физические лица, ставшими лицами уголовными.
Аутентичность офошоров, в том смысле, что это «те самые», подтверждает один человек - Кельвин Марк Хадсон. Он фигурировал в расследованиях FLB, когда Ходорковского потянули за его «лондонский хвост», вытрясая все его «серые схемы». Они обслуживались, в том числе, фирмой «Rysaffe International Services Limited».
Теперь можно узнать о знакомом директоре чуть побольше. Как сказано в биографии мистера Хадсона на сайте фирмы «Saffery Champness», «до переезда на Гернси в 1995 году, Кельвин был финансовым директором в фирме консультантов по управлению, которая специализировалась на предотвращении, выявлении и расследовании мошенничеств».
Проще говоря, опыт работы с жуликами у него есть. И раз он ведёт дела организованной группы уголовников из Юкоса, опыт у господина директора весьма разносторонний.
(См. предыдущий материал «В этот день арест Невзлина признали законным. Нерасторопный адвокат. Рутинный вопрос рассмотрения жалобы на меру пресечения перерос в искусственный скандал. Prigovor.ru напоминает, что было 12 февраля 2004 года»)