Инна Ходорковская своим иском «о проститутке и убийце» насмешила судей в Вашингтоне

Инна Ходорковская своим иском «о проститутке и убийце» насмешила судей в Вашингтоне

Апелляционный суд в США окончательно отклонил иск «оскорблённой» жены нефтяного мошенника Михаила Ходорковского

23 июля в апелляционном суде Вашингтона, округа Колумбия, США состоялось рассмотрение дела Inna Khodorkovskaya v. Jacquelyn G. Gay and Kenneth K. Lin (Инна Ходорковская против режиссёра-постановщика Жаклин Гэй и драматурга Кеннета Лина). В исковом требовании госпожа Ходорковская обвинила создателей театральной постановки Kleptocracy («Клептократия») в том, что они изобразили её «в качестве проститутки и убийцы» и потребовала компенсацию в 75 тысяч долларов.

Эта судебная история началась 23 марта 2019 года с подачи в суд города Вашингтона (округ Колумбия) США судебного иска Инны Ходорковской к режиссёру Жаклин Гэй и драматургу Кеннету Лину, известному, в частности, как автор сценария сериала «Карточный домик».



ИЗОБРАЖЕНИЕ МИССИС ХОДОРКОВСКОЙ В КАЧЕСТВЕ ПРОСТИТУТКИ И УБИЙЦЫ, А МИСТЕРА ХОДОРКОВСКОГО КАК КОРРУМПИРОВАННОГО ДУШЕГУБА

Мы предлагаем читателям самим ознакомиться с иском Инны Ходорковской, основная часть которого – потрясающая версия о том, что ответчики являются не кем иным, как агентами Кремля. По мнению «оскорбленной» истицы, создатели пьесы – как раз та самая «рука Москвы», дотянувшаяся до американского театра и оболгавшая добропорядочную чету Ходорковских. Истица, видимо, даже не поняла сути пьесы, в которой по замыслу авторов, конечно же, главным отрицательным героем изображён президент Путин.



В роли Путина актёр Christopher Geary, в роли Михаила Ходорковского - Max Woertendyke и его жены Инны – актриса Brontё England-Nelson. Смотрите афишу спектакля здесь

Уже начало иска выглядит не как юридический документ, а как передовица «Вашингтон пост», которую сами же потрясенные ее кульбитами эмигранты окрестили «Правдой на Потомаке».

«Истица Инна Ходорковская (миссис Ходорковская), действующая через нижеподписавшегося адвоката, предъявляет жалобу против ответчиков – Жаклин Гей и Кеннета Лина.

По крайней мере с 2003 года российское правительство ведет кампанию дезинформации против мужа миссис Ходорковской – Михаила Ходорковского с целью уничтожения его репутации и лишения возможности выступать в качестве своего политического оппонента. Все это делается для того, чтобы подорвать демократию и права человека в РФ и защитить коррумпированный режим Владимира Путина.

Изображение ответчиками миссис Ходорковской в качестве проститутки и убийцы, а мистера Ходорковского как коррумпированного душегуба в «Клептократии» не только являются ложными, но и явно относятся к той самой долгоиграющей кампании по дезинформации, управляемой из Кремля. Эта кампания, а также роль в ней ответчиков, в деталях объясняются ниже».


Вот так вот. Нет ни скучных ссылок на законы, ни цитат из пьесы. Зато куча всего про авторитаризм и демократию. Зачем факты, когда защищается «жертва режима»? А теперь рассмотрим самые яркие пункты иска супруги беглого олигарха.

Пункт 4. «Ответчики Жаклин Грей и Кеннет Лин стали неотъемлемой частью усилий российского правительства по очернению г-на Ходорковского. В поддержку схемы Кремля по ложной дискредитации г-на Ходорковского. Ответчики написали и поставили на сцене в высшей степени неточную и обидную пьесу, которая жертвует правдой во имя кремлевской повестки дня».

Пункт 5. «Не довольствуясь злобным очернением г-на Ходорковского, ответчики нацеливаются на его жену Инну Ходорковскую, ложно изображая ее проституткой и убийцей».

Пункт 46. «Нет сомнения, что эти действия [создателей пьесы] были предприняты для того, чтобы поддержать усилия российского правительства по дискредитации г-на Ходорковского и ослабить его усилия по обеспечению демократии и прав человека в России, а также искоренению коррупции в правительстве».

Пункт 47-52. «Пьеса «Клептократия» была срежиссирована ответчицей Жаклин Гей, которая использовала свои творческие силы, чтобы представить миссис Ходорковскую проституткой и убийцей. Пьеса, собственно, и начинается с того, что миссис Ходорковская представляется зрителям как проститутка… Кроме того, в пьесе показано убийство [мэра Нефтеюганска] Петухова. При этом актёры, представляющие миссис Ходорковскую и её мужа, изображены стоящими в непосредственной близости к месту убийства. Мистер Ходорковский изображён покрытым кровью Петухова, которую он смывает приписываемым Понтию Пилату жестом – умывая руки».

Как видно из приведенных цитат, претензии у госпожи Ходорковской есть не только к авторам пьесы – в иске буквально сквозит раздутое самомнение: пресловутая «рука Кремля» настолько длинная, что даже постановки театральные, высмеивающие Ходорковских, заказывает. Да не где-нибудь МХТ на Камергерском, а в Америке!



Но нас в большей степени заинтересовало слово «ложь», которое госпожа Ходорковская так часто использует в своём иске. Не потому ли, что она сама лгала и вводила суд в заблуждение. В частности, в пункте 56 своего искового заявления она утверждает:

«На самом деле Ходорковские не имели никакого отношения к убийству мистера Петухова, их никогда не обвиняли в этом убийстве и не связывали с ним. Они не связываются с этим убийством никем, кроме лиц, связанных с кремлевско-путинской пропагандой».

Однако искушенному читателю не сложно убедиться в том, что истица, мягко говоря, лукавит: и обвинения были, и судебные решения. Напомним, что ещё 11 декабря 2015 года Следственный Комитете Российской Федерации вынес постановление о привлечении экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского в качестве обвиняемого в организации убийства мэра Нефтеюганска Владимира Петухова, а 23 декабря заочно арестовал и объявил в международный розыск.



Может, чета не знала, что глава семейства «неожиданно» оказался в розыске. Опять нет. Михаил Ходорковский однозначно знал о том, что он обвиняется в организации убийства мэра Нефтеюганска Петухова. Более того, он очень цинично отреагировал на доставленную ему по этому делу ему повестку, разместив в Твиттере пост: «Унылая попытка смены темы обсуждения».



ТЕНЬ МЭРА НЕФТЕЮГАНСКА ПЕТУХОВА ПРИХОДИТ К ХОДОРКОВСКОМУ КАЖДУЮ НОЧЬ

«Клептократия» увидела свет на сцене Вашингтонского театра Arena Stage в январе 2019 года. Произведение основано на событиях конца XX – начала XXI века, происходивших в России. В начале пьесы молодой Михаил Ходорковский торгует ваучерами. В это же время он знакомится и начинает отношения с Инной – своей будущей женой. Затем действие переносит зрителя в то время, когда Ходорковский уже владеет ЮКОСом. Ему переходит дорогу мэр Нефтеюганска – Петухов. В одной из сцен Невзлин и Инна подговаривают Ходорковского убить Петухова. Ходорковский соглашается, и Петухова убивают. В какой-то момент зритель видит на Ходорковском кровь убитого им Петухова.

Герой пьесы с фамилией Ходорковский попадает в тюрьму, где проводит время за чтением писем убитого, и в это время к нему является призрак мэра. Вслед за призраком героя пьесы навещает супруга и уговаривает его бежать из тюрьмы и из России, на что он после долгих раздумий соглашается.




Надо отметить, что у американского зрителя пьеса не вызвала большого отклика. Критики, конечно, не пропустили её, появились рецензии на произведение. В частности, они сошлись во мнении, что пьеса описывает болезненные, противоречивые события, происходившие в России сразу после развала Советского Союза. Однако отсутствие ажиотажа рецензенты связывают с тем, что постановка не рассчитана на широкую аудиторию, поскольку предполагает глубокие знания общественно-политических процессов постсоветской России.

В частности, обозреватель Питер Маркс в своей статье в Washington Post от 28 января 2019 пишет:

«Клептократия», с флегматичной серьёзностью поставленная Жаклин Гэй, не захватит вас, если вам не очень интересно узнать о метаморфозах постсоветской, постперестроечной России, а также о том, как движение к большей политической и экономической свободе может привести к появлению класса баронов-грабителей».

Кстати, The Guardian в статье от 10 января 2019 года, ещё за неделю до премьеры выпустила обзорную статью о пьесе, в которую включила и интервью с автором Кеннетом Лином (Kenneth Lin).

«Это пьеса и о Ходорковском. Он был самым богатым и, по всей вероятности, самым безжалостным олигархом во времена капитализма Дикого Запада, вдруг заполнившего советский вакуум», - рассказывается в статье. («This is also Khodorkovsky’s play. He was the richest and arguably most ruthless oligarch during the wild west capitalism that filled the Soviet vacuum».

Драматург в интервью рассуждает о том, что проблемы, которые он поднимает в пьесе, возможно, актуальны и для Америки: «Когда капитализм превращается в клептократию? Когда демократия становится жертвой манипуляций? Как мы влияем на мировую арену – в лучшую или худшую сторону? Мне кажется, что многие из тех тем, над которыми бьёмся мы, американцы, — это те же самые темы, над которыми бьются русские».



Надо отметить, что и представители американской театральной среды понимали важность событий, описываемых в пьесе, а также то, что для России те страшные годы были временем отчаянной борьбы нового класса богатых людей и государства. Государства, которое стал олицетворять Владимир Путин. Например, художественный руководитель театра Молли Смит перед премьерой заявила:

«Клептократия – самая опасная пьеса, которую мы покажем в этом сезоне на сцене «Арена стейдж». Опасная, потому что драматург Кеннет Лин показывает нам самое сердце алчности, манипуляций и восхождения к власти союза миллионеров в России в 90-х и 2000-х годах. Это увлекательная призма, глядя через которую можно лучше понять отношения с Россией в Соединённых Штатах в их нынешнем развитии».

Иск Инны Ходорковской, которая почему-то посмотрела на персонажа пьесы -«проститутку и убийцу - как в зеркало, тоже стал своеобразной рецензией на пьесу.

Вероятно, Инна Ходорковская узнала в пьесе только себя и сразу же восприняла этот образ как личное оскорбление. Сложилась комическая ситуация. Авторы пьесы ссылались на материалы западной прессы, которая до 2003 года (то есть до арестов) представляла Ходорковского типичным представителем российской олигархии 1990-х (а таковым представителем Ходорковский, безусловно, и являлся).



Из Решения апелляционного суда округа Колумбия США по иску Ходорковской, 23.07.2021 года. В своём решении судьи вспоминают о Леди Макбет, подговаривающей мужа убить короля Дункана… В общем, вырисовывается картина – Леди Макбет Вашингтонского уезда

Но западные журналисты с 2003 года по команде стали писать о «жертвах Путина - святом Михаиле и любящей его Инне» только хорошее, а вот драматурги со своей исторической правдой… В итоге Ходорковская ополчилась не на журналистов, а на драматургов. Значит все же Гоголь прав, и художественная правда порой оказывается посильнее прямого высказывания!

Не помогла авторам уберечься от гнева жены экс-олигарха и аннотация спектакля на сайте театра: «Зрителю предлагается вымышленная пьеса, вдохновленная историческими событиями».

Хотя, триггером к подаче иска, вероятно, послужил всё-таки анонс пьесы, размещенный там же – на сайте театра:

«Перед нами зрителем открывается один из самых драматичных моментов в истории – время распада Советского Союза. В оставшихся после падения СССР мутных водах гиперкапитализма возникли олигархи – новый класс баронов-разбойников, погрузивших Россию в ужасающую темную эпоху хаоса и коррупции. Когда самый богатый и безжалостный олигарх пытается реформировать Россию и открыть российские рынки для мира, он сталкивается с молодым Владимиром Путиным, прокладывающим свой собственный путь к власти».

Согласитесь, написано несколько наивно, с драматизацией и упрощениями, но на то ведь это и театр. Странные люди, эти борцы с «кровавым режимом». Для себя они требуют от государства полной свободы слова, формально выступая за запрет государству хоть что-либо регулировать. Однако распространять эту свободу на других – будь они даже «критиками Путина» - господа российские ультра-либералы не хотят. Как только они слышат чье-то мнение, отличное от их собственного, тут же взывают к якобы «маленькому и компактному» (в их лозунгах) государству, истерично требуя, чтобы именно оно, всесильное и тоталитарное, сию секунду включило репрессивный аппарат и покарало наглецов, смеющих инакомыслить.

Вот так чета Ходорковских понимает свободу творчества.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СВОБОДА СЛОВА

Забавно, как западные «маяки свободы» откликнулись на это событие. Радио «Свободная Европа» (Radio Free Europe - RFE является иностранным агентом) разместило сделанное в 2010 –м году фото жены, дочери и матери Ходорковского с соответствующими времени отсидки патрона постными, траурными физиономиями. (Очевидно, других тогда не делали, а новых в фотобанке RFE не нашлось). И редакторы даже не подумали, как иронично оно смотрелось под заголовком «Судья выкидывает [на помойку] иск о защите чести и достоинства жены Ходорковского в связи с поставленным в Вашингтоне спектаклем».



Кстати, напомним, что 23 июля состоялось заседание суда в Швейцарии при международном арбитраже в Гааге по рассмотрению иска одной из экс-структур Юкоса/Yukos Capital S.A.R.L.) к Российской Федерации. Нидерландский фонд Yukos, управляющий судебными процессами с целью выигрыша и распределения компенсаций за ликвидацию ЮКОСа тут же радостно растиражировал новость о «победе над Россией» с предстоящей выплатой 5 миллиардов долларов юкосовским мошенникам. «Новость» прошла по новостным порталам. СМИ подхватили и понесли. Громко получилось, эффектно, но на деле, оказался – пшик. Во-первых, речь идет не о 5 миллиардах, а о 2,6 миллиарда. Во-вторых, это было лишь решение суда первой инстанции, которое, как уже заявила Генпрокуратура РФ, будет обжаловано Россией. Так что при настоящем применении правосудия шансов добиться желаемых миллиардов у структуры ЮКОСА в этом деле нет.

(См. подробности в статье «Прохиндеям из «прачечной» Юкоса временно присудили 2,6 млрд долларов. Компания «YUKOS Capital S.a.r.l.» была специально учреждена в 2003 г. для отмывания денежных средств, похищенных при реализации похищенной нефти»)

А вот об окончательном отклонении иска Ходорковской в апелляционном суде США, заседание которого состоялось в тот же день, либеральные СМИ предпочли не вспоминать. Странно, да?

Кстати:



Иск Инны Ходорковской и материалы по данному делу находятся в публичном доступе на американском правовом интернет-портале.



Решение апелляционного суда округа Колумбия США по иску Ходорковской.

Популярные материалы