«Подлог позволяет администрации области получить из федерального бюджета деньги и... отдать их Юкосу». Что было 1 октября 1997 года
В октябре 1997 года, нефтяная империя Михаила Ходорковского начала проворачивать вексельную схему, позволяющую извлекать деньги из бюджетных дыр регионов. Речь, в частности, идёт о том, как «акционер Group Menatep Limited», находясь на посту вице-президента банка «Менатеп» Владимир Матвеевич Дубов, 1958 г.р. принимал непосредственное участие в вексельной афере под названием «волгоградский эпизод».
Это направление преступной деятельности «страдальцев» из GML в 2005 году исследовал Мещанский районный суд г. Москвы, в ходе процесса по «первому делу» Ходорковского, Лебедева, Крайнова. Доказательств этой аферы было хоть отбавляй – выписки, документы фирм-однодневок и всяких подставных компаний, фальшивые подписи, включая подписи нотариусов, свидетельские показания. Словом, весь набор обычных финансовых мошенников, решивших поживиться за счёт государственного бюджета в свою пользу. А вот о том, как раскручивалась «вексельная карусель» в пользу империи Ходорковского, ещё в 1999 году детально рассказала в «Новой газете» журналист Ирина Чернова в расследовании под названием «Скважина. Как сделать госбюджет доходом своей фирмы. Опыт «Юкоса». (Кстати, на самом сайте «Новой» публикация испарилась, по ссылке на неё вместо текста зияет «Ошибка 404»)
СХЕМА, КОТОРУЮ ВНЕДРИЛ ДУБОВ
«Аферу – писала «Новая газета», - нечаянно раскрыла прокуратура Волгоградской области, когда задалась вопросом о том, куда делись деньги из федерального центра, предназначенные для региона».
Суть схемы в следующем. «Существует фиктивная задолженность Минфина России перед администрацией какой-нибудь области. Затем с помощью подложных документов оформляется фиктивная задолженность области перед одним из предприятий «Роспрома – Юкоса» на ту же самую сумму. Конечно, в реальности такой задолженности не существует. Но подлог позволяет администрации области получить из федерального бюджета средства и... отдать их Юкосу, а тот расплатится с бюджетом по своим долгам бюджетными же деньгами. При этом Юкос через регион получает из бюджета «живые деньги», а бюджету отдает взаимозачёт. Ну и, естественно, никаких штрафных санкций за задолженность по налогам».
«В октябре 1997 года в Волгоград прибыл представитель «Юкоса» г-н Темербиев с предложением погасить задолженность Министерства финансов перед регионом по федеральным программам. Речь шла о тех самых 76 миллиардах для строительства моста и жилья военнослужащим. Пробить в Минфине эти деньги брался "Юкос". Но за это область должна была стать фиктивным должником "Юкоса" и поступившие из федерального бюджета деньги отдать не на строительство, а "Юкосу" на погашение его задолженности перед федеральным бюджетом. Взамен денег "Юкос" даст области векселя со сроком погашения в августе 2000 года. Получался очень выгодный договор. Но не хватало малого: самой задолженности федерального бюджета перед областью. А значит, её надо было создать» - сообщала «Новая газета».
БАНК «МЕНАТЕП» И ПРОЧИЕ ЛИЦА
«Судя по материалам уголовного дела и по показаниям участников сделки, все обстояло следующим образом: в конце декабря 1997 года в «Роспроме» собираются первый заместитель губернатора Волгоградской области г-н Галушкин, замначальника финансового управления области г-н Пикман, заместитель председателя комитета по экономике Волгоградской области г-н Усов, заместитель председателя правления "Роспром - "ЮКОС" г-н Дубов со своей помощницей г-жой Чернышевой, представитель банка "Менатеп" и еще некоторые лица. Цель встречи - детальное обсуждение схемы взаимозачетов» – описывала «Новая газета».
«Чтобы провернуть задуманную аферу, заместитель председателя правления нефтяной компании Юкос Чернышева подготавливает пакет подложных документов, из которых следует, что Волгоградская область якобы приобрела у совершенно неизвестной фирмы «Эмитент» нефтепродукты на 76 млрд рублей» - сообщало издание.
Афера и впрямь была столь наглой, что возник скандал, начались следственные действия – начались проверки, были возбуждены уголовные дела, а оперативники Федеральной службы безопасности для следственных действий стаскивали в Волгоград представителей мутных фирм, через которые проходили аферы. Сама же «Новая газета» весьма решительно требовала от Генеральной прокуратуры России «принять дело к своему производству». И, можно сказать, призыв «Новой газеты» был услышан.
Однако, когда это наконец-то произошло, всех участников преступлений «самого прозрачного в мире» Юкоса, включая убийства и покушения, «Новая газета» переквалифицировала в «жертв политических преследований».
«ВЕКСЕЛЬ БЫЛ ОПРЕДЕЛЁН КАК НЕЛИКВИДНЫЙ…»
Из свидетельских показаний Сазонова С.П. в 1997 году, который работал начальником областного финансового управления администрации Волгоградской области. (см. стр. 596 Приговора Мещанского суда от 16 мая 2005 года по «первому делу» Юкоса )
«Со стороны банка «Менатеп» администрации Волгоградской области поступило предложение о проведении расчёта в особом порядке. Это предложение поступило в адрес заместителя главы администрации Волгоградской области Галушкина В.И.. Этими вопросами от банка «Менатеп» занимались Дубов и Чернышева. Данные вопросы решались на совещании, проводимых Галушкиным. Согласно предложенной схеме банка «Менатеп», предполагалось, что Минфин РФ прощает Роспром-Менатеп-Юкос задолженность в бюджет по налогам на сумму 76 млрд. рублей, а эти средства компания «Юкос» направляет в бюджет области для финансирования федеральных программ. Часть финансирования идёт деньгами, а часть - векселями, которые впоследствии отовариваются нефтепродуктами, а последние должны были быть обменены на стройматериалы и, таким образом, планировалось завершить строительство вышеуказанных объектов. Схема разрабатывалась Дубовым - работником ЗАО «Роспром» - и банком «Менатеп». Со стороны банка «Менатеп» были подготовлены для проведения данного взаиморасчета необходимые документы. Представленный вексель от ТОО «Эмитент» специалистами отдела ценных бумаг был определён как неликвидный…».
«СОВЕРШАЛ ПРЕСТУПЛЕНИЯ УМЫШЛЕННО В СОСТАВЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ГРУППЫ ИЗ КОРЫСТНЫХ ПОБУЖДЕНИЙ…»
Спустя годы, 1 августа 2012 года Замоскворецкий суд Москвы вынес приговор в отношении скрывшегося в Израиле гражданина Дубова Владимира Матвеевича, 1958 г.р. – 8 лет лишения свободы. (Срок, по закону, исчисляется с момента задержания беглого уголовника).
По данным судебных материалов, «Дубов в 1997 году вступил в организованную группу, задачей которой было хищение 76 миллиардов неденоминированных рублей. При участии фиктивных коммерческих структур и использовании подложных документов была создана искусственная задолженность правительства Волгоградской области перед дочерней структурой Юкоса - компанией «Юганскнефтегаз».
Хищение, по версии обвинения, было совершено при нарушении трёхстороннего соглашения, заключенного между министерством финансов РФ, компанией «Юганскнефтегаз» («дочка» Юкоса) и администрацией Волгоградской области».
Сам Дубов, как и его защита, никакой вины хором не признавали, через газеты уверяя, что обвинения не имеет под собой оснований. Однако согласно оценке суда, «обвиняемый совершал преступления умышленно в составе организованной группы из корыстных побуждений». Ему было предъявлено обвинение по части 4 статьи 159 (мошенничество) и части 3 статьи 165 (причинение имущественного вреда без признаков хищения) УК РФ. Вина Дубова, как отметил суд, помимо прочего, «подтверждается вступившими в силу приговорами в отношении других сотрудников Юкоса, в том числе в отношении Андрея Крайнова».
Аргументация защиты о том, что дело, де, разобрали ещё в 1998 году и оно было закрыто, выглядит не слишком убедительно, так как украденное пришлось возвращать, после чего 1 марта 1999 года дело прекратили, возобновив его в 2003 году, в связи массовыми аферами Юкоса во многих регионах. Кроме того, как показали расследования уголовных дел, связанных с убийствами и покушениями, Юкос давил, а если надо и убивал региональных чиновников без особых стеснений.
(См. «Член правления ЮКОСа Владимир Дубов угрожал Петухову расправой»)
Кроме сбежавшего в Израиль и объявленного в розыск Владимира Дубова, по «зачетному делу» проходили:
- заместитель главного бухгалтера ЮКОСа Дмитрий Маруев (сбежал)
- гендиректор АОЗТ «Волна» Андрей Крайнов
- начальник управления регионального бизнеса «Роспрома» Наталья Чернышева (сбежала)
Сбежавшие фигуранты получили статус «политических» беженцев в Великобритании в 2005 году. Тамошний суд решил , что вексельные аферы – дело почти обычное, ущерба не нанесло, как бы намекая, что «Новая газета» в 1999 году возводила напраслину на прекрасный трудовой коллектив, собранный Михаилом Ходорковским в организованную группу лиц.
(См. предыдущий материал: «В этот день Ходорковский угодил в «Дом с привидениями». «Скважинную жидкость» Юкос покупал по 250 рублей за тонну, снижая тем самым сырьевой налог примерно в три раза. Prigovor.ru напоминает, что было 30 сентября 2005 года)