«Малин вступил в сговор с Ходорковским и Лебедевым, которые склонили его к организации заключения незаконного мирового соглашения». Что было 28 декабря 2005 года
В этот день, 28 декабря 2005 года, пресса приводила детали приговора вынесенного в отношении бывшего председателя Российского фонда федерального имущества Владимира Малина. Накануне он был признан виновным по двум статьям Уголовного кодекса РФ – ст. 286 УК РФ (коммерческий подкуп) и ст. 204 УК РФ (превышение полномочий).
«В 1994 г. ЗАО «Волна» под гарантии банка «Менатеп» выиграло на инвестиционном конкурсе 20% акций «Апатита». Фирма не выполнила инвестиционные условия, но когда весной 1998 г. суд постановил вернуть акции государству, выяснилось, что они перепроданы. Весной 2002 г. руководитель МФО «Менатеп» Платон Лебедев предложил РФФИ урегулировать ситуацию, но получил отказ, а фонд решил через суд взыскать с «Волны» деньги – 479,8 млн. руб. В такую сумму специалисты РФФИ оценили 20% акций “Апатита” на основании заключения компании «ВС-Оценка». 19 ноября 2002 г. московский арбитраж утвердил мировое соглашение между РФФИ и «Волной», и фирма заплатила 479 млн руб».
ТЕМ САМЫМ ПРЕВЫСИЛ ПОЛНОМОЧИЯ
По версии следствия, в 2002 г. Малин вступил в сговор с руководителями Юкоса Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым, которых обвинили в хищении 20% акций ОАО «Апатит». По инициативе Малина, утверждала прокуратура, РФФИ заключил мировое соглашение по «Апатиту». Вместо того чтобы добиваться возвращения акций государству, фонд удовлетворился компенсацией в размере $15 млн, что нанесло государству более $47 млн ущерба. Тем самым Малин “превысил полномочия» – отмечала газета «Ведомости». «Сговор» с командой Ходорковского подтверждается только записью в блокноте секретарши Юкоса, что произошла встреча Малина с менеджерами компании. А $15 млн за акции «Апатита» были последним шансом государства получить хоть что-нибудь, поскольку срок исковой давности по сделке с АОЗТ «Волна» истекал – рассказали «Ведомости».
Помимо «мирового соглашения» в деле представителя РФФИ фигурировал ещё один эпизод - Малин также обвинялся в коммерческом подкупе в бытность председателем совета директоров ОАО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП).
УСЛОВНЫЙ СРОК ЗА УСЛОВНУЮ ЦЕНУ
Замоскворецкий суд Москвы, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы защиты, приговорил Малина к 4 годам лишения свободы условно, с испытательным сроком 5 лет. Кроме того, суд лишил Малина права занимать государственную должность в течение 3-х лет. Суд пришёл к выводу, что Малин вступил в сговор с Ходорковским и Лебедевым, а также действующими с ними лицами, которые склонили его к организации заключения незаконного мирового соглашения.
Условный срок в 4 года и ряд ограничений вызвали некоторое удивление – государственное обвинение по итогам дела запрашивало реальное лишение свободы сроком на 7 лет. Защита в свою очередь рассчитывала на оправдательный вердикт. Обжалование не заставило себя ждать. Это было сделано и стороной защиты, и стороной обвинения. Однако весной 2006 года, изучив претензии сторон, Мосгорсуд признал приговор Замоскворецкого суда Москвы законным.
ДВЕ ЦЕНЫ ОДНОГО ПАКЕТА
Эпизод с «мировым соглашением», кстати, отражён в приговоре Мещанского районного суда Москвы от 16 мая 2005 года по первому делу Ходорковского-Лебедева- Крайнова. И в нём фигурирует не только «блокнот секретарши», который на поверку оказался «Журналом учёта посетителей» изъятый в приёмной Лебедева П.Л.».
В качестве доказательств эпизода «уклонения от исполнения решения суда» о возврате 20-ти процентов акций «Апатита» государству, в деле имелись письма разным адресатам, справки, служебные записки, которые касались АОЗТ «Волна». Там же поимо прочего, имеются две ценовых экспертизы.
Из материалов первого дела Ходорковского – Лебедева: «Стоимость оцениваемого пакета обыкновенных именных акций 20 % оценивается на 01.10.2002г. после разумного округления в 479.330.000 рублей (по курсу ЦБ РФ на 01.10.2002г. с учётом округления 15 130 000 долларов США)» (т. 15 л.д. 156-249 уголовное дело № 1-39/05 т. 15 л.д. 156-249 уголовное дело № 1-33/05);
Другая экспертиза, которую суд счёл объективной и обоснованной, оценила этот же пакет акций в $62 миллиона. Пресловутое «мировое соглашение», заключенное РФФИ (Малин) по «Апатиту» было подписано на основе оценки в $15 миллионов. Её суд, однако, счёл противоречащей финансовым документам ОАО «Апатит» и обстоятельствам дела.
Итого, $62 миллиона минус $15 миллионов = минус $47 миллионов, которые могло бы выручить государство за акции, для невозвращения которых «основные акционеры» приложили немало усилий – от фиктивных платёжных поручений до «мирового соглашения» по «условной цене».
(См. предыдущий материал «В этот день Ходорковский совершил PR-разворот «к честности». Оптическая иллюзия перемен. «Ходорковский «смотрит на мир через стильную оправу с линзами, которые «чисты, как слеза ребёнка». Prigovor.ru напоминает, что было 27 декабря 2001 года»)