Китайская ушанка с логотипом Юкоса. «Привезу сюда китайцев, а вы можете уматывать…». «Жидкость на скважине» и кровь на руках Юкоса. Что было 17 ноября 2003 года
В этот день, 17 ноября 2003 года британская газета The Financial Times представила деловому миру Запада одно из самых знаковых мест криминально-производственной «славы» Юкоса – город Нефтеюганск. Обозреватель «FT» Аркадий Островский в публикации с говорящим заголовком «Рабочие «Юкоса» не оплакивают своего босса»/ «Yukos workers shed few tears for jailed ex-boss», поведал о том, что думают те, кто буквально вчера работал под началом организованной группы лиц во главе с Михаилом Ходорковским.
«ВЫДАЛ КИТАЙСКУЮ УШАНКУ С ЛОГОТИПОМ ЮКОСА»
«Мало кто из рабочих в городе Нефтеюганск, где находится главное месторождение нефтяной компании «Юкос» Михаила Ходорковского, льёт слёзы по своему севшему в тюрьму боссу. Иван Степанович, бурильный мастер нефтяного месторождения Правдинск, говорит, что зол на богатейшего человека России, которого в прошлом месяце арестовали по обвинениям в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. «Мне платят 13000 руб. в месяц, и я вместе с больной женой и двумя детьми живу в квартире с одной спальней. Все толкуют о его благотворительности, но мы здесь её что-то не очень видим. Самое большее, что он для нас сделал, так это выдал нам вот эту униформу», - говорит он, указывая на свою китайскую шапку-ушанку с логотипом «ЮКОС».
«ПОПЫТКА ВОССТАНОВИТЬ ПОРЯДОК»
«Если в глазах многих западных инвесторов г-н Ходорковский является бизнесменом нового поколения и борцом за прозрачность и корпоративное управление, то его собственные работники в Нефтеюганске в этом не убеждены», - сообщил автор, отметив, что над «политической составляющей» уголовного дела в отношении руководства компании практически никто не задумывается. «Недавний опрос общественного мнения показал, что подавляющее большинство в Нефтеюганске считают этот арест «попыткой восстановить порядок», а не сползанием к тоталитарному режиму».
Среди визави репортёра – многие подходили к вопросу вполне рационально. Хотя стоит отметить и некоторую растерянность от новостей из Москвы. «С нами обращаются как с рабами. Почему мы должны ему сочувствовать, когда у него 8 млрд. долл., а мы едва способны прокормить свои семьи? - вопрошает Геннадий Пазников.
Г-н Ходорковский – отметил журналист FT, - никогда не был особенно популярным среди своих работников, однако, несмотря на жёсткие высказывания, мало кто откровенно радуется его аресту.
«КОМПАНИЯ ВЫЖИМАЕТ ВСЁ…»
Некоторые все же отметили стремление Ходорковского высоким стандартам корпоративной отчётности (за ней-то Юкос и попытался скрыть свои махинации, обманув акционеров и инвесторов). Другие сетовали на способы хозяйствования на месторождениях. Например, «Владимир Подгурский, работающий на нефтяном месторождении Приобское, одном из крупнейших в "ЮКОСе", заявил, что компания выжимает всё из своих работников и своих нефтяных месторождений. Удвоение нефтедобычи явилось результатом скорее агрессивной эксплуатации существующих скважин, нежели ввода в строй новых, говорит он.
«Мы выкачиваем вдвое больше нефти из каждой скважины, чем выкачивали прежде. Но все это означает, что лет через 10-15 здесь ничего не останется, кроме горы ржавого металла», - заявил он автору статьи.
«Недовольство нефтеюганских рабочих усиливается контрастом между Нефтеюганском и соседним городом нефтяников Сургут, где рабочим платят почти вдвое больше, а уровень жизни выше» - отметил автор. Там действительно работала другая компания, которая исповедовала в своей работе совсем иные подходы.
Отметим, что это 2003 год, и жители Нефтеюганска ещё не знали, что следствие по факту убийства мэра Нефтеюганска Владимира Петухова, сдвинулось с «мёртвой точки». И жители города, поднявшие бунт в 1998 году, обвиняя в убийстве руководство «Юкоса», были совсем недалеки от истины.
«А ВЫ МОЖЕТЕ УМАТЫВАТЬ…»
Спустя год после репортажа «FT», в ноябре 2004 года, на страницах аналитического издания «Русский предприниматель» журналист Александр Трифонов, воочию наблюдавший все процессы, бурлившие вокруг «Юганскнефтегаза», рассказал в статье «Осень нефтяного монстра», как в регион приезжал Ходорковский.
После приватизации, ужаснувшей Нефтеюганск, «вскоре приехал Ходорковский, облачился в рабочую форму и с неделю поездил по нефтепромыслам, пытаясь вести задушевные беседы с рабочими. Те жаловались на низкую зарплату и тяжёлую жизнь. В ответ он им говорил примерно так: «Не желаете работать за эти деньги, привезу сюда китайцев, а вы можете уматывать куда хотите!». Большего оскорбления тем, кто приехал в гиблые болота Среднего Приобья три десятка лет тому назад, поднял на своем горбу, в буквальном смысле, города и промыслы, нанести было невозможно. Нефтяники опять промолчали, но – запомнили».
«СКВАЖИННАЯ ЖИДКОСТЬ» - НОУ-ХАУ ЮКОСА
«Новые хозяева – рассказал автор, - стали избавляться от «лишнего» – передали всю социальную инфраструктуру городов, большая часть населения которых была занята на нефтепромыслах, муниципалитетам. А с последними стали расплачиваться не деньгами через налоги, а векселями. Все сервисные предприятия – буровики, транспортники, ремонтники – были отпущены «на вольные хлеба», и, поскольку последним в регионе работы было не найти, компания стала заключать с ними договоры на абсолютно кабальных условиях. Тогда же был изобретён термин «жидкость на скважине». То есть якобы добывалась не нефть, а некая жидкость, которая покупалась у добывающих предприятий за сущие копейки, а на экспорт поставлялась, разумеется, как нефть, по мировым ценам. Это позволяло сосредоточивать в головной компании всю прибыль. Аналогично, кстати, поступают и западные сырьевые холдинги. Но разница в том, что живут они в иной экономической действительности, да и до «жидкости» не додумались».
«У КОМПАНИИ НЕТ ИНЫХ РЕЗЕРВОВ, КРОМЕ ПОНИЖЕНИЯ ЗАРПЛАТЫ…»
«На мировом рынке нефти – кризис, цены упали до 9–12 долларов за баррель. Лавинообразно стали расти долги по налогам в бюджеты разных уровней и зарплате, в том числе и нефтяников. Нефтеюганск был на грани бунта. Рабочим под угрозой увольнения предложили написать заявления на снижение заработной платы в добровольном порядке на 30–50%! Такого еще российская действительность не знала. Профсоюз, как всегда, занял соглашательскую позицию. В ответ был создан независимый профсоюз «Нефтеюганская солидарность». Местные газеты клеймили команду Ходорковского как «конкистадоров и кровопийц». В город срочно прилетела группа депутатов Государственной Думы, чтобы с властями Ханты-Мансийского автономного округа и руководством компании провести «круглый стол», найти решение проблем, успокоить народ. Последнее, правда, удалось. Но сам Ходорковский был непреклонен: «У компании нет иных резервов, кроме понижения зарплаты…»
Город успокоился ненадолго – 26 июля, утром, по дороге на работу, был расстрелян из автомата мэр Нефтеюганска Владимир Петухов» - вспоминал автор, отметив, что преступление на момент выхода статьи ещё не было раскрыто.
См. документальное расследование НТВ «Убийство в подарок» и читайте «Ходорковский. Кто убил моего мужа». Под «крышей» «Юкоса» действовала организованная бригада киллеров, идеологами которой выступали первые лица нефтяной компании. Отрывок из документальной книги-расследования
СЛЕДЫ «УБОЙНОЙ БРИГАДЫ» ЮКОСА
Это уже потом, когда следствие взялось за «основных акционеров» и вскрыло теневые схемы Юкоса, стало ясно, что только налоговых преступлений «Юкос» совершил на сумму, практически равную рыночной стоимости компании. А кровавые следы «убойной бригады» нефтяной империи приведут – к бывшему сотруднику служба безопасности «Юкоса» Алексею Пичугину и «основному акционеру» - Леониду Невзлину.
Обвинительные приговоры к пожизненному заключению в отношении Пичугина (очно) и Невзлина (заочно) вступили в силу. Правда, отбывают они их каждый по-своему. Алексей Пичугин сидит в тюрьме, его периодически вывозят в Москву, как предполагают, для совершения следственных действий. Серийный заказчик убийств Леонид Невзлин сбежал и прячется в Израиле, где периодически выплачивает разные суммы на «благотворительность», что позволяет Израилю закрывать глаза на прошлое этого убийцы. Ну а Ходорковский, которому в 2015 году было предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 105 ч. 2 ст. 105 УК РФ (организация убийства и покушения на убийство двух и более лиц) – заочно арестован и объявлен в розыск. Прикрывается купленным ореолом «страдальца» и некоей «общественной деятельностью», которая на поверку оказывается агрессивным пособничеством в антироссийских операциях.
(См. предыдущий материал «В этот день Ходорковский перестал позорить РСПП.Признание афериста: «Я больше не промышленник, не предприниматель». Ходорковский сам творец своего уголовного «счастья». Prigovor.ru напоминает, https://prigovor.ru/article/v-etot-den-hodorkovskij-perestal-pozorit-rspp что было 16 ноября 2005 года»)