Аферы под копирку. «Обвинение в хищении всей нефти, добытой за шесть лет…». Беглый адвокат Ивлев способствовал хищению $14 млрд. Что было 24 мая в 2005, 2011, 2019 годах
В этот день, 24 мая 2005 года, Мещанский суд Москвы продолжил оглашать приговор, вынесенный в отношении бывшего главы НК «Юкос» Михаила Ходорковского*, главы МФО «Менатеп» Платона Лебедева и бывшего гендиректора АОЗТ «Волна» Андрея Крайнова. Им вменялась целая серия обвинений по взаимосвязанным между собой эпизодам преступной деятельности в сфере экономики, включая хищения акций, уклонение от уплаты налогов и злостное неисполнение решений суда, вступивших в законную силу. Последнему аспекту преступной деятельности ОПГ Ходорковского и был посвящён седьмой день провозглашения вердикта – речь шла неисполнении решения суда о возврате государству акций «Апатита», которые, как выяснил суд, были похищены.
ОПГ ХОДОРКОВСКОГО ОБМАНУЛА АРБИТРАЖНЫЙ СУД
29 ноября 1994 года прокурором Мурманской области в Арбитражный суд Мурманской области было направлено исковое заявление о расторжении договора купли-продажи и возврате 20% пакета акций «Апатит» Фонду имущества Мурманской области. Основание – неисполнение условий инвестиционного контракта со стороны компанией Ходорковского в составе группы лиц. Однако, «преследуя цель воспрепятствовать возврату акций их законному владельцу и желая причинить вред интересам государства, под руководством Ходорковского, членами организованной группы были организованы обманные действия в этом направлении».
Во исполнение преступного замысла, как было установлено следствием, 16 августа 1995 года в г. Москве Лебедев, Ходорковский, Крайнов и другие члены организованной группы через своих представителей представили в Арбитражный суд г. Москвы платёжные поручения № 20 от 10 августа 1995 г. на сумму 250 млрд. неденоминированных рублей и № 22 от 11 августа 1995 г. на сумму 229.244.382.726 неденоминированных рублей о перечислении указанных сумм со спецсчёта АОЗТ «Волна» в банке «Менатеп» на расчётный счет ОАО «Апатит» в этом же банке в счёт вложения инвестиций.
Однако, указанные платежи были фиктивными, так как в те же дни названные суммы были снова возвращены на указанный спецсчёт АОЗТ «Волна». Вследствие чего Арбитражный суд г. Москвы, отклонивший иск прокуратуры, был введён членами организованной группы, действующими под руководством Лебедева и Ходорковского, в заблуждение относительно инвестирования ОАО «Апатит».
Далее, понимания, что обман, совершенный в суде может быть раскрыт, ОПГ Ходорковского предприняла дальнейшие действия по уводу пакета акций от судебных споров и в июне 1996 г. под видом сделок купли-продажи похищенный пакет акций АО «Апатит» был переоформлен путём дробления на части в собственность подставных, подконтрольных им коммерческих организаций».
(См. «Как разоблачили мурманскую аферу Лебедева и Ходорковского»)
АФЕРЫ ПОД КОПИРКУ
Схема махинации, кстати говоря, почти полностью копировала аферу с акциями Института удобрений (НИУИФ), то есть, приобретение пакета акций на условиях инвестиционного конкурса, зачисление требуемой инвестиционной суммы, затем под различными предлогами возврат перечисленных денег обратно инвестору, размахивание финансовыми документами о перечислении инвестиций в случае разбирательств, но сокрытие факта получения денег назад. Вывод акций на третьих лиц, подконтрольных ОПГ Ходорковского, под видом купли-продажи «добросовестному приобретателю», коим являлись сотрудники или лица связанные с «Менатепом».
А в случае решения суда о возврате акций заявлялось о невозможности исполнить решение суда, так как акции «уже проданы», хотя в реальности они находились под контролем ОПГ Ходорковского, поскольку юридические лица, купившие акции «по случаю» контролировались всё той же ОПГ Ходорковского.
СГОВОР С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЧИНОВНИКОМ
Более того, в приговоре Мещанского районного суда Москвы от 16 мая 2005 года по первому делу Ходорковского-Лебедева- Крайнова, упомянут ещё один аспект сознательного уклонения подсудимыми от исполнения решения суда. Это сговор бывшего председателя Российского фонда федерального имущества Владимира Малина с руководителями Юкоса Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым.
Вместо того чтобы добиваться возвращения акций государству, Фонд имущества по инициативе главы, заключил с жуликами из Юкоса «мировое соглашение» и удовлетворился компенсацией в размере $15 млн, что нанесло государству более $47 млн. ущерба, поскольку, как отмечено в приговоре, «на 01 октября 2002 г. рыночная стоимость 20% пакета акций ОАО «Апатит» равнялась 62 млн. долларов США».
(См. «Экс-главу РФФИ накрыло «Волной». «Малин вступил в сговор с Ходорковским и Лебедевым, которые склонили его к организации заключения незаконного мирового соглашения»)
Пресса на подобных деталях заострять внимание в ходе судебных разбирательств не стала. Во-первых, в материалах дела это выглядит как скучная куча документов и обычных свидетельских показаний, вроде «был директором, офиса у нашей фирмы не было, в дела не вникал, просто подписывал готовые пакеты документов, Ходорковского видел только по телевизору». Во-вторых, зачем аудитории было знать, как именно Ходорковский похищал акции, прикрывая махинации фиктивными платежами, да ещё и уклонялся от решений суда, поскольку не желал возвращать похищенное.
ХОДОРКОВСКИЙ ВРАЛ НА ВЕСЬ МИР
В этот же день, 24 мая 2011 года Михаил Ходорковский банально врал, пытаясь оспорить приговор по второму уголовному делу, по обвинению в присвоении нефти и отмывании (легализации) имущества, нажитого преступным путём. Слушания по апелляции Михаила Ходорковского и Платона Лебедева проходили в Мосгорсуде. Очевидно,понимая всю бесперспективность этой процедуры, Ходорковский счёл более полезным изрекать не юридически обоснованные доводы, а уличные лозунги.
«Исправить этот приговор невозможно, косметика не поможет, так что либо отменяйте его, либо присоединяйтесь к преступникам в погонах», - вещал Ходорковский в Мосгорсуде, а иностранная пресса, не задумываясь над сказанным, распространяла его манифесты.
«Обвинение в хищении всей нефти, добытой за шесть лет, очевидно маразматично, так как вся нефть сдавалась государственной компании, она не исчезала ни фактически, ни по документам» - врал Ходорковский, поскольку эта позиция им озвучивалась в качестве линии защиты ранее, но успеха не имела. Суд оценил её как несостоятельную, ибо никакого маразма в преступной схеме Ходорковского и в версии следствия, вскрывшего эту аферу, не было.
(См. «Ходорковскому объявили срок за хищение и отмывание»)
Было установлено, что физически нефть никуда не исчезала, экспертиза отметила, что присвоение путём юридического переоформления нефти, а именно так воровал Ходорковский, на физической нефти, сданной в трубу или проходящей по складским учётам, не скажется никак – она при ревизии будет, что называется, в наличии.
Поэтому физическую кражу нефти Ходорковскому никто не вменял. «Подсудимым предъявлено обвинение не в краже нефти, а в присвоении нефти за счёт существенного занижения её стоимости». Кроме того, «хищение путём присвоения» выразилось в документальном, де-юре, переоформлении нефти на фирмы-помойки.
ХОДОРКОВСКИЙ ВЁЛ СЕБЯ КАК ПЛАНТАТОР
При этом все нагрузки, связанные логистикой и прочими рабочими моментами «самая прозрачная» нефтяная компания Юкос как плантатор взвалила на «дочерние» предприятия. Те, хотя и входили в «периметр корпорации», являлись самостоятельными хозяйствующими субъектами со своими Уставами. Их директора обязаны были извлекать прибыль именно для «дочек». Но вместо этого они, как выяснило следствие, вопреки Уставам своих акционерных обществ, обслуживали непомерные аппетиты «основных акционеров».
А чтобы директора не возникали, мошенники из Юкоса, при оформлении схем со «скважинной жидкостью», поощряли их из «серой кассы» Юкоса благообразно названной «фонд развития». Именно поэтому показания директоров «дочек» Юкоса, данных в пользу Ходорковского, суд оценил критически.
Что же касается невиданных «объёмов за шесть лет», то сколько нефти прогнал Юкос по своим грязным схемам, столько и оказалось задокументировано следствием – накладные, маршрутные листы, и прочая, приобщенная к материалам дела документация учёта, свидетельствовали более информативно, чем жулик Ходорковский.
АДВОКАТ СПОСОБСТВОВАЛ ХИЩЕНИЮ $14 МИЛЛИАРДОВ
В этот же день, 24 мая 2019 года, Хамовнический районный суд Москвы приговорил (заочно) к 10 годам колонии бывшего адвоката нефтяной компании «Юкос» Павла Ивлева. Его признали виновным в отмывании и присвоении 14 млрд. долларов (это почти триллион рублей).
Разумеется, подобный объём денег подсудимый Ивлев «обрабатывал» не один. Согласно материалам дела, в период 2001-2002 гг. Ивлев в составе организованной группы под руководством экс-главы НК «Юкос» Михаила Ходорковского способствовал хищению 14 миллиардов долларов. По версии следователей, Ивлев и его сообщники присвоили более 195 млн тонн нефти ОАО «Юганскнефтегаз», ОАО «Самаранефтегаз» и ОАО «Томскнефть - ВНК», которые являлись дочерними предприятиями нефтяной корпорации.
Процесс проходил заочно, так как фигурант дела, поняв, что дело пахнет «скважинной жидкостью» резво сбежал в США прямо после допроса в ноябре 2004 года. Оттуда возмущался «чудовищностью предъявленного обвинения», красочно врал и рассказывал, что «ни от кого не скрывается», и что обвинение в его адрес - это «месть за сотрудничество с Ходорковским».
(См. «Павел Ивлев обеспечивал правовое сопровождение и видимость юридической чистоты сделок».)
«Назначить наказание в виде 10 лет лишения свободы, без штрафа. Дополнительно назначить наказание в виде запрета работать в адвокатуре в РФ в течение трёх лет. Признать также право потерпевших на удовлетворение гражданских исков" – отмечалось в приговоре.
Попытка защиты выдать соучастие Ивлева в преступлениях ОПГ Ходорковского за «адвокатскую деятельность» успеха не имела. По словам прокурора, «Ивлев прикрывался правом адвоката на неразглашение информации своих доверителей, маскируя тем самым совершенные хищения нефтепродуктов».
В декабре 2019 года Московский городской суд признал приговор законным, и он вступил в силу. В декабре 2020 года, Вторая кассационная инстанция вновь подтвердила законность обвинительного вердикта в отношении Павла Ивлева, который перепутал работу адвоката с преступной деятельностью.
(См. предыдущий материал «В этот день в приговоре прозвучал апатитовый концентрат. Лебедев и Ходорковский* сбывали подконтрольным им зарубежными фирмам продукцию «Апатит» по заниженным ценам. Prigovor.ru напоминает, что было 23 мая 2005 года»)
*20 мая 2022 года Министерство юстиции РФ включило М.Б. Ходорковского в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.