В этот день арест Невзлина признали законным

В этот день арест Невзлина признали законным

Нерасторопный адвокат. Рутинный вопрос рассмотрения жалобы на меру пресечения перерос в искусственный скандал. Что было 12 февраля 2004 года

В этот день, 12 февраля 2004 года, Мосгорсуд признал законным постановление Басманного суда столицы, выдавшего санкцию на арест совладельца НК «Юкос» Леонида Невзлина. Вышестоящая судебная инстанция отклонила кассационную жалобу назначенного адвоката Веры Овешниковой.

В тот момент времени Леонида Невзлина, ныне осуждённого на пожизненное заключение за организацию серии покушений и убийств, искали по «экономическим» эпизодам, в частности по обвинению в уклонении от уплаты налогов на сумму в 26,7 миллиона рублей в 1999-2000 годах, а также в присвоении акций ОАО «Томскнефть», ОАО «Ачинский НПЗ», принадлежащих ОАО «Восточная нефтяная компания». По этому поводу Невзлин, сбежавший от следствия в Израиль, был объявлен в международный розыск. Басманный суд столицы заочно избрал ему меру пресечения – содержание под стражей.

(См. «Внимание, розыск! Миллиардер Невзлин - фигурант «экономического» дела № 18/325501-04 уклонился от налогов на общую сумму 27 416 908 руб. По месту регистрации в г. Москва не проживает»)

Рутинный вопрос рассмотрения жалобы адвоката на меру пресечения в случае с Невзлиным, был, однако, превращён в очередное «Невзлин-шоу». Его суть проста. 24 января 2004 года Басманным судом столицы было рассмотрено ходатайство следствия об избрании беглому Невзлину меры пресечения. В связи с отсутствием в заседании адвоката по фамилии Харитонов, который представлял Невзлина в процессах, было принято решение привлечь защитника по назначению. И к делу была привлечена Вера Овешникова, дежурившая в тот день в суде.

«Как дежурный адвокат, я должна была участвовать в заседаниях, которые, согласно 51-й статье УПК, без защитника невозможны, а у обвиняемого по каким-то причинам адвоката нет. Дело об избрании меры пресечения относится именно к таким случаям, поэтому меня и привлекли. Это было днём, мне дали время ознакомиться с делом, и я пришла к выводу, что арест незаконный. Однако судья был другого мнения, и я написала кассационную жалобу. На этом мои обязанности перед Невзлиным как адвоката по назначению закончились» - поясняла адвокат, отвечая на вопрос «Известий».

По словам защитницы, «из материалов следовало, что Невзлин находится в Израиле, но не говорилось, где именно. О том, что у него есть адвокат, там вообще ничего не указывалось. Поэтому связаться с ними я не могла».

«Да, я могла ходатайствовать отложить дело для сбора дополнительных фактов. Но у меня не было на это оснований. Не было оснований полагать, что мне всё-таки удастся связаться с Невзлиным. Когда суд решил арестовать Невзлина, я сразу написала кассацию, поскольку на её подачу отводится только 3 дня. А о существовании его адвоката Харитонова я узнала только сейчас, когда он принялся полоскать мое имя» - поделилась с журналистами адвокат.

«ЕЙ БЫ БЫСТРО ОБЪЯСНИЛИ…»

Адвоката Невзлина, - Дмитрия Харитонова, - и впрямь словно скипидаром натёрли. Из простой ситуации адвокат вывел целый заговор. По мнению Харитонова, - выпущенного на страницах того же номера «Известий», всё произошедшее является «спецоперацией» Генпрокуратуры, основной целью которой является лишение Невзлина законного права на защиту. По его словам, следствие знало, что Леонид Невзлин находится в Израиле, что он, Харитонов, является его адвокатом, но тем не менее назначило Невзлину государственного защитника. «Овешникова нарушила сам принцип адвокатской деятельности, - считает Дмитрий Харитонов, - она должна была связаться с Невзлиным, со мной, позвонить в Юкос, где ей бы быстро объяснили, что у Невзлина есть адвокат. Я считаю, что её просто использовали, чтобы провести нужное решение» - негодовал Харитонов, который, как выяснилось, мог бы и сам представлять Невзлина в процессе, но вместо этого предпочёл играть в прятки с судом.

ВСТУПИТЬ В ДЕЛО ХАРИТОНОВ МОГ И ПОЧТЕ

К скандалу подключилась и адвокатское сообщество. Глава адвокатской палаты Генри Резник, традиционно возмутившись возникшей ситуацией, заявил что «генпрокуратура всё обставила так, что как будто у Невзлина нет адвоката». Мэтр предложил Невзлину направить жалобу на Овешникову, чтобы была возможность с этим «плотно разобраться».

Однако адвокат Дмитрий Краснов счёл действия Овешниковой правильными. Из материалов дела следовало, - оценил Краснов, - что местонахождение человека не определено. В её (адвоката) функции не входит его поиск, искать должна милиция. Она решила, что арест не законен, и обжаловала его. На этом её полномочия закончились, поскольку адвокат, назначенный государством, может участвовать в процессе только в суде первой инстанции.

«Вообще, по моему опыту я знаю, - подчеркнул защитник, - что лица, у которых возникают такие проблемы, как у Невзлина, всегда заблаговременно присылают в прокуратуру своего адвоката. Защитнику было достаточно просто отослать свой адвокатский ордер в прокуратуру заказным письмом с описью вложения, и с этого момента он бы считался вступившим в дело» - подчеркнул Краснов.

ГЕНПРОКУРАТУРА ПОДЕЛИЛАСЬ ДЕТАЛЯМИ «ЗАГОВОРА»

В Генпрокуратуре «Известиям» заявили, что все процедуры Уголовно-процессуального кодекса (УПК) были соблюдены, а если Дмитрий Харитонов не смог представлять интересы Невзлина на первоначальном этапе, то лишь по своей нерасторопности.

«Адвокат Харитонов прекрасно знает, что основанием для вступления адвоката в дело является ордер, - заявила "Известиям" начальник управления информации Генпрокуратуры Наталья Вишнякова. - И если бы он был заинтересован в защите своего клиента, то сразу бы пришёл и предоставил его. Но мы увидели ордер только 28 января. До этого были звонки, в частности, утром 24 января ему предложили явиться в прокуратуру для решения процессуальных вопросов. Он не пришёл, и тогда следователи привлекли дежурного адвоката. Что касается Невзлина, то по месту его жительства дважды направлялись повестки, но обе остались без ответа. И поскольку имелась информация о том, что он находится в Израиле, то следователи объявили его сначала во всероссийский, а затем и в международный розыск. Так что все необходимые процедуры были соблюдены».

СТАРЫЕ ФОКУСЫ

Интересно, что аналогичные фокусы отрабатывались защитной Невзлина по уголовному делу, где Невзлин фигурировал как один из организаторов серии убийств и покушений на убийства, за что суд приговорил его к пожизненному заключению. Для общей солидности, чтобы доказать «политические мотивы» защитой в 2008 году была инициирована жалоба от имени Невзлина в Европейский суд по правам человека. Когда ЕСПЧ, спустя годы рассмотрел жалобу заказчика убийств и покушений, выяснилось, что презумпция невиновности и непредвзятость суда, признавшего Невзлина убийцей, были соблюдены, да и пресловутой «политической подоплёки» в деле не оказалось.

Единственное, что «нашли» так это нарушение, сформированное искусственно, дескать, не дали времени на ознакомление с делом и на подготовку защиты к процессу.

И все вспомнили, как «адвоката бывшего совладельца Юкоса Дмитрия Харитонова приглашали для ознакомления с материалами дела в декабре 2007 года, но он не явился. Поскольку защитник не выполнил свои обязанности представителя заявителя, Невзлину предоставили адвоката по назначению, который изучил все материалы дела и получил копию окончательного обвинительного заключения».

В самом же процессе в 2008 году адвокат Харитонов участие принимал вплоть до вынесения своему клиенту пожизненного заключения.

ПОДРУЧНОМУ НЕВЗЛИНА ПРОДЛИЛИ АРЕСТ

В этот же день, 12 февраля 2004 года, подручного Невзлина, - Алексея Пичугина, - оставили в СИЗО «Лефортово». Суд удовлетворил ходатайство Генпрокуратуры РФ, потребовавшей продлить содержание Пичугина под стражей до окончания ознакомления защиты и самого обвиняемого с материалами дела, приобщив к материалам медицинские документы, указывающие на то, что состояние здоровья Пичугина позволяет находиться ему под стражей по обвинению в серии убийств и покушений, совершенных, как было установлено судами, по указанию Невзлина.

(См. предыдущий материал «В этот день искали похитителя акций «Енисейнефтегаза». «План хищения акций разработал Александр Темерко». Исполнитель аферы Иван Колесников получил 6 лет лишения свободы (заочно). Prigovor.ru напоминает, что было 11 февраля 2005 года»)

Популярные материалы