В этот день в деле Юкоса возник «казус Дреля»

В этот день в деле Юкоса возник «казус Дреля»

Адвокат с «двойным дном». Дрель для «гражданского общества». Конец фирмы Corbiere private office limited. Что было 16 октября 2003 года

В этот день, 16 октября 2003 года, на допрос в Генеральную прокуратуру России был приглашён адвокат Платона Лебедева и Михаила Ходорковского  - Антон Вениаминович Дрель. В связи с тем, что повестка, как утверждалось, содержала номер уголовного дела, совпадающего с номером дела Ходорковского и Лебедева, то возник некий казус. Он заключался в том, что Антон Дрель с началом расследования «раздвоился».

ЛОЕР НА РАСПУТЬЕ

С одной стороны, Антон Дрель, со всеми подтверждающими документами являлся адвокатом Лебедева, с самого начала представляя его интересы по уголовному делу о махинациях с акциями ОАО «Апатит», выстраивании разнообразных «грязных схем» с денежными потоками, включая схемы ухода от налогов. С другой стороны, как следовало из материалов следствия, принимал некоторое участие в той деятельности руководства Юкоса, которая стала предметом расследования. Стало быть, как минимум, свидетель. Суть же «раздвоения» состояла в том, что согласно действующим нормативам, адвокат не может иметь «двойное дно» - либо он защитник по делу, со всеми правами и обязанностями защитника, либо в этом деле он свидетель с правами и обязанностями, соответствующими статусу свидетеля. А дача показаний в качестве свидетеля автоматически выводит адвоката из процесса.

Именно поэтому вызов Дреля в прокуратуру имел весьма бурную реакцию, прежде всего со стороны адвокатского сообщества, дескать, «никогда такого не было». Ну и кроме того, прошедшие накануне обыски в адвокатском бюро «АЛМ-Фельдманс», оказывавшем руководству Юкоса «теневые» услуги, разогрели юридическое сообщество, став своеобразной прелюдией к возникновению «казуса Дреля».

Решение этого вопроса, впрочем, взял на себя Совет адвокатской палаты города Москвы. Уже на следующий день, - 17 октября 2003 года, - в ходе специального заседания Совет адвокатской палаты города Москвы в пятницу на внеочередном заседании запретил адвокату главы ЗАО МФО «Менатеп» Платона Лебедева - Антону Дрелю являться на допрос в Генеральную прокуратуру России. Как пояснил тогда председатель адвокатской палаты Москвы Генри Резник, статья 56 Уголовно-Процессуального кодекса РФ запрещает вызов адвоката и его допрос по тем делам, которые он ведёт, «в противном случае, адвокат лишится своего статуса», - рокотал мэтр, отметив, что по его данным, «на повестке был указан номер уголовного дела, который является делом Лебедева».

«Я НИЧЕМ НЕ ОТЛИЧАЮСЬ ОТ ХОДОРКОВСКОГО»

Вскоре, однако, Генеральная прокуратура России вновь высказала намерение допросить адвоката по уголовному делу о хищениях и уклонению от уплаты налогов рядам фирм, подконтрольных компании «Юкос». На этот раз Генри Резник отказался собирать Совет адвокатской палаты города Москвы, поскольку, по его словам, «адвокатская палата уже высказала свое «категорическое нет» вызову адвоката в прокуратуру». «В случае, если Дрель явится в прокуратуру для допроса, как свидетель, будет поставлен вопрос о применении к нему дисциплинарного взыскания, вплоть до лишения его статуса адвоката», - добавил глава Адвокатской палаты.

Сам адвокат, стоящий на распутье, сообщил, что в случае его неявки в прокуратуру, следственные органы могут оформить принудительный привод и задержать его. «Меня могут задержать, возбудить дело, получить санкции у суда на мой арест. Я такой же человек как все, и ничем не отличаюсь от Ходорковского», - отметил защитник, упустив одну существенную деталь, которая бы в момент всё расставила на свои места.

«В ходе телефонного разговора с Антоном Дрелем следователи Генпрокуратуры уточнили, что он вызывается в связи с уголовным делом в отношении Василия Шахновского, который обвиняется в уклонении от уплаты налогов на сумму 29 млн рублей, - в сообщении прокуратуры, а вовсе не по уголовному делу Лебедева и Ходорковского.

После чего господин Дрель сообщил, что «инцидент исчерпан», а на все необходимые вопросы по делу Шахновского он ответит в письменном виде, поскольку действительно консультировал Шахновского по налоговым вопросам.

ДРЕЛЬ ДЛЯ «ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

Стоит отметить, что Антон Дрель после ряда скандалов в итоге сбежал в Лондон. «Ведомости», ссылаясь на документы СК, описали схему, как оплачивалась активность «гражданского общества», выступавшее за изменения законодательства, в частности, за либерализацию УК.

«Эксперты и учёные, говорившие о необходимости либерализации уголовного законодательства в 2008-2011 гг., получали вознаграждения из денег, полученных от продажи похищенной нефти Юкос» - писала газета.

«Деньги поступали из голландского Stichting Administratiekantoor Yukos International UK B.V., которому весной 2005 г. с целью отмывания была передана часть активов компаний, подконтрольных Ходорковскому, через членов организованной группы, скрывающихся от следствия за рубежом. В их числе назван скрывающийся в Лондоне адвокат Ходорковского Антон Дрель».

Легализованные суммы, как сообщалось, «под видом пожертвований фондов и частных лиц, а также под видом платежей за якобы выполненные работы и услуги» уже от имени компании «The Corbiere Trust» в Россию перечислял адвокат Антон Дрель».  

ДИРЕКТОР «НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО» ФОНДА

В последние годы, проживая в Лондоне, адвокат Антон Дрель был замечен в привычной для него роли – подручного Ходорковского. Только теперь ему не надо прятаться под личиной адвоката. Дрель стал директором нескольких сомнительных организаций МБХ. В частности, они по сей день вместе чистят «лондонские хвосты» Ходорковского, затеяв, судя по всему, реорганизацию «серых схем» финансирования антироссийских операций.

Кроме того, с участием Антона Дреля в январе 2021 года была зачищена скандальная фирма «Corbiere private office limited» (Регистрационный номер 05393387), где, как гласит запись, бенефициарами являлись Антон Дрель и Камилла Мехтиева.

Помимо вышеуказанных организаций, судьбы которых решает Антон Вениаминович Дрель, означенный житель Великобритании с 1 мая 2015 года и по настоящее время записан как директор британской организации «Khodorkovsky Foundation», которая с 30 июня 2021 года, решением Генеральной прокуратуры России на территории Российской Федерации признана «нежелательной организацией», в связи с чем, 9 июля 2021 года внесён в соответствующий реестр Минюста РФ за номером 37.

Для самого Дреля, если бы он проживал в России с такими регалиями, это грозило бы статьёй 284.1 УК РФ  участие в деятельности нежелательной организации). Но поскольку он ведёт такую работу за пределами России, то уголовное преследование может грозить гражданам России, которые взаимодействуют как с фондом, так и с его директоратом. Впрочем, плодить правонарушителей и уголовников вокруг себя – известное занятие Ходорковского. Достаточно напомнить, что Антон Дрель -однокурсник Василия Алексаняна и Светланы Бахминой по юрфаку МГУ.

(См. предыдущий материал «В этот день из парламента подала голос «ходорковская сотня». «Юкос вёл мошенническую деятельность в Думе». Как депутаты от партий «Яблоко» и «КПРФ» отрабатывали финансирование. Prigovor.ru напоминает, что было 15 октября 2003 года»)

Популярные материалы