«Приговоренный к 9 годам лишения свободы за мошенничество и неуплату налогов, олигарх объявил о своём решении претендовать на кресло депутата». Что было 15 августа 2005 года
15 августа 2005 года европейской общественности стало известно, что «Сидя в тюрьме, Ходорковский метит в Думу». С таким заголовком вышла статья на страницах французского издания «Le Figaro». Автор публикации Александр Седр, старался как мог, создавая портрет «мятежного узника», который ещё вчера покупал депутатов оптом и в розницу, а теперь решил сам проявить гражданственность, сообщив, что намерен баллотироваться в российский парламент.
«Он сидит в тюрьме. Без газет. Без телевизора. Деля тесную камеру с десятью другими заключёнными. Но Михаил Ходорковский, бывший хозяин некогда гигантской нефтяной компании ЮКОС, готовится начать новую политическую карьеру, став депутатом Думы! Приговоренный к 9 годам лишения свободы за мошенничество и неуплату налогов, олигарх объявил о своём решении воспользоваться предстоящими в сентябре довыборами, чтобы претендовать на кресло депутата нижней палаты российского парламента» - писал автор о событиях «планетарного» масштаба, развернувшихся вокруг Университетского избирательного округа №201 города Москвы.
Для справки: Мандат депутата от 201-го избирательного округа освободился после того, как парламентарий Михаил Задорнов, сложив с себя полномочия, перешёл на работу в банковский сектор.
О том, что выдвижение Ходорковского не более чем попытка громко заявить о себе перед отправкой в колонию после первого приговора, стало ясно из, мягко говоря, странного поведения инициативной группы по выдвижению нефтяного мошенника в депутаты. СМИ, освещавшим эту тему, было, наверное, весело – они делали вид, что «верят в чудо», рассуждая на тему «успеют ли зарегистрировать Михаила Ходорковского до вступления приговора в силу, или не успеют», а если ничего не выйдет, то это «власть не дала ему стать кандидатом».
Вот образец публикации за 15 августа 2005, где все комментаторы рассуждают как под копирку – Ходорковскому «не дадут» принять участие в выборах, потому что вынесенный ему приговор вступит в законную силу. Позиция, в общем-то, известная – Михаил Борисович ни в чём виновен, поскольку он спонсор правозащитных проектов и прочих программ «гражданского общества».
«СТАТУС КАНДИДАТА ЕГО НЕ СПАСЁТ»
А вот юридическая составляющая вполне ясно была изложена ещё 10 августа 2005 года - никакой мандат Госдумы не спасёт Ходорковского от уголовного преследования. «Если бы он находился в СИЗО как подследственный, он бы обладал избирательными правами, но в отношении его вынесен приговор, и ЦИК может использовать этот аргумент для отказа в регистрации» - полагает завкафедрой конституционного и муниципального права юрфака МГУ Сурен Авакьян. По его мнению, пауза в уголовной ответственности у Ходорковского во время кампании не наступает.
Кроме того, статья 47 закона о выборах депутатов Госдумы говорит, что зарегистрированный кандидат в депутаты может быть привлечён к уголовной ответственности только по решению генпрокурора, так что кандидатский статус даже не защитит его от новых уголовных дел, которыми ему грозит как раз Генпрокуратура».
Замысел пиарщиков, либералов и примкнувших к ним деятелей, был прост - показать властям «фигу», достав её из кармана, причём, за счёт сидельца.
Лидер партии «Наш выбор» Ирина Хакамада, входившая в инициативную группу, видимо, по просьбе спонсоров, заявила, что понимает, что Михаил Ходорковский «никогда не получит депутатского мандата», а его выдвижение «некий знаковый жест, который должен продемонстрировать власти солидарность, мужество и силу демократической оппозиции и прежде всего самого Ходорковского». Говорят, с возрастом Хакамада поумнела.
Вместо Ходорковского в народ сходил Шендерович
Поднять знамя либерализма, впрочем, не вышло. Оппозиционеры, которых всё время «власть не пускает на выборы», так и не смогли толком реализовать свой проект. Обвинительный приговор в отношении Ходорковского ожидаемо вступил в законную силу 22 сентября 2005года. Мосгорсуд при этом смягчил наказание Михаилу Ходорковскому и Платному Лебедеву, прекратив дело по ряду эпизодов, снизив на один год срок заключения.
Ну, а во-вторых, политическая часть «либерального жеста мужества» завершилась привычным образом – среди сторонников выдвижения Ходорковского упавшее знамя либерализма поднимать никто особенно не захотел. Было много рассуждений о выдвижении некоего «дублёра» - рассматривались «серьёзные» кандидатуры, включая Михаила Касьянова, который никуда не собирался. Дело закончилось выдвижением сатирика Виктора Шендеровича, который по итогам общения с гражданами высек из себя: «Сходил в народ - теперь отмываюсь». Вполне себе характерный афоризм, в духе «нравственного императива» тусовочки, провалившей выборы в округе, где избиратели «традиционно склонны голосовать за демократических кандидатов».
(См. предыдущий материал «Кудрин сравнил мошенников из Юкоса с мошенниками из Enron. Корпорация Enron была одним из крупнейших спонсоров предвыборной кампании Джорджа Буша, но никто не назвал её жуликоватых менеджеров «узниками совести». Что было 14 августа 2003 и 2004 года»)