«ЦРУ было чрезвычайно заинтересовано в получении разведданных и мониторинге деятельности Конаныхина и Ходорковского, президента банка «Менатеп». Что было 23 сентября 1999 года
В этот день, 23 сентября 1999 года в западные издания публиковали репортажи со слушаний об «Отмывании денег в России», начавшихся накануне на площадке Комитета по банковским и финансовым услугам Палаты представителей Конгресса США. Среди прочих приглашенных был яркий фигурант историй «об отмывании денег и разбойной приватизации» - Михаил Ходорковский. Несмотря на вежливый тон пригласительного письма, Ходорковский, заподозривший подвох, в США на всякий случай не поехал. Из стенограмм слушаний и публикаций газет, стало ясно, чего опасался «нефтяной барон» из банка «Менатеп». Как выяснилось, Ходорковского пасло Центральное разведывательное управление США, собирая материалы о его весьма подозрительной деятельности в финансовой сфере.
ПАСПОРТА ДЛЯ «ОСОБЫХ КЛИЕНТОВ»
О «колпаке» ЦРУ, которым накрыли банк «Менатеп» и Михаила Ходорковского, стало известно из показаний госпожи Фон Герхке-Томпсон, работавшей вице-президентом политической консалтинговой фирмы «First Columbia Co Ltd», когда в 1993 году на неё вышел человек по имени Александр Конаныхин. По её словам, это «молодой российский магнат, сборщик средств Ельцина и член окружения президента России». Он представился американским вице-президентом банка «Менатеп», принадлежащего одному из самых влиятельных финансовых олигархов России - Михаилу Ходорковскому. Он заявил, что контролирует активы и инвестиционные портфели наиболее видной политической и социальной элиты России на сумму в размере 1,7 миллиарда долларов США, и что необходимо вывести активы банка за границу, и попросил помочь купить заграничные паспорта для его «очень, очень особых клиентов» - сообщил в своём репортаже «White House under fire for 'covering up' Russian corruption» Джулиан Боргер, вашингтонский корреспондент британской «The Guardian».
В своих показаниях Комитету г-жа фон Герхке-Томпсон сказала, что проинформировала о сомнительной сделке сотрудников ЦРУ. В ответ агентство, решив начать свою комбинацию, сообщило ей, что, по их мнению, Конаныхин и г-н Ходорковский «участвовали в сложной схеме вывода и отмывания миллиардов долларов, украденных агентами КГБ и высокопоставленными государственными чиновниками». Операция по приобретению паспортов для «Менатепа» была свёрнута – заказчики неожиданно прервали все контакты.
Из стенограммы показаний Ms Von Gerhke-Thompson:
«… Конаныхин утверждал, что банк Менатеп хотел создать офшорный банк в Латинской Америке или Карибском бассейне для защиты активов и инвестиционных портфелей своих клиентов, создать банк с начальной капитализацией в 1 миллиард долларов США, и получить 100 натурализованных паспортов для привилегированных клиентов Менатеп, 25 паспортов для сотрудников Банка «Менатеп» и ещё 15 дипломатических паспортов для очень, очень особых клиентов Банка «Менатеп» по любой цене. …
Я позвонила своему знакомому в ЦРУ, который был директором советского Восточного отдела. Затем мне перезвонил некий мистер Z - я идентифицирую этих людей по инициалам их фамилий, чтобы защитить их личности, - который сообщил мне, что ЦРУ было чрезвычайно заинтересовано в получении разведданных и мониторинге деятельности Конаныхина и Ходорковского, президента банка «Менатеп».
Как отмечала газета The Washington Post в статье «Russian Money Weaves a Tangled Web»/«Русские деньги плетут запутанную паутину» (by Douglas Farah, 19.09.1999), госпожа фон Герхке-Томпсон, с согласия ЦРУ, сначала предложила проработать вопрос (с паспортами) по Багамским островам, а затем Уругваю. Однако она ничего не добилась, русские прекратили контакты в сентябре 1993 года.
На слушаниях вспомнили и фокусы «European Union Bank», где Ходорковский, как он наивно отнекивался, был директором всего неделю, и к его деятельности «отношения не имел».
(См. «Ходорковский и Лебедев изготовили от имени EU Bank поддельное гарантийное письмо…»)
И, конечно же, не забыли заявить том, что все заинтересованные ведомства США - ФРС, ФБР, ЦРУ, - были в курсе дела. «В отчёте Госдепартамента США говорится, что не менее 12 миллионов долларов ушли из России через «European Union Bank» (Антигуа), и власти все ещё расследуют это дело» - указывала в своей публикации WP.
«ГОРОДСКАЯ СУМАСШЕДШАЯ» И СЛЕДЫ ЦРУ
Впоследствии Александр Конаныхин высказал свою версию об этом эпизоде с паспортами. Он рассказал о планах и переговорах, о которых, как он выразился, «узнала одна городская сумасшедшая по фамилии фон Герке-Томпсон, которая в своих показаниях конгрессу характеризовала себя как unpaid voluntary asset of the CIA (добровольный неоплачиваемый осведомитель ЦРУ). Насколько я знаю, ЦРУ ничего не известно о существовании такого добровольца. Эта дама стала забрасывать нас письмами с безумными предложениями купить тыщу паспортов, продать тыщу паспортов... Поскольку это была совершенно очевидная сумасшедшая, с ней никто не встречался, я её никогда в жизни не видел, во всяком случае, никто мне её не представлял. А она потом стала всем рассказывать эту странную историю…».
Выходило – слово против слова, где в центре не показания, а почти голливудский боевик. Но есть нюансы:
1) В журнале дел ЦРУ за 1999 – 2004 г.г. имеется запись от 19 июня 1999 года: Кейс F-1999-01268 «KARON VON GERHKE-THOMPSON WORKING WITH CIA REGUARDING ALEXANDER KONANYKHINE».
2) А в другом журнале ЦРУ за 2007 год имеется следующая запись от 11 октября 2007 года: Кейс F-2008-00060 называется «FINISHED INTELLIGENCE FROM 1995-2001 PRODUCED BY THE DIRECTORATE OF INTELLIGENCE CONCERNING BORIS BEREZOVSKY & MIKHAIL KHODORKOVSKY»
3) И, пожалуй, ещё один, самый интересный нюанс – Михаил Борисович Ходорковский после вышеописанной ситуации 1999 года начал активно платить деньги американским лоббистам и пиарщикам. И у американского политического хора все претензии были сняты. А затем и вовсе, после начала уголовных дел, американцы изменили вектор гнева.
Американский политический класс, порой, делает необъяснимые кульбиты - от «вам необходимо бороться с отмыванием денег» до «зачем вы преследуете этих прекрасных богатых людей, которые отмывали деньги». И это сложно понять только на первый взгляд, пока не присмотришься к финансовой подоплёке столь внезапной смены настроений.
(См. предыдущий материал «В этот день Литва отказалась выдать вора Михаила Брудно. «Джентльменский набор» акционера Юкоса: присвоение, растрата чужого имущества, хищение нефти, отмывание денежных средств. Prigovor.ru напоминает, что было 22 сентября 2007 года»)