«В результате выяснилось, что в Юкосе уклонялись от налогов не только как компания Юкос в целом, но ещё и как физические лица». Что было 20 октября 2003 года
В этот день, 20 октября 2003 года, Михаил Ходорковский узнал о том, что его повторно вызывают на допрос в Генеральную прокуратуру РФ. Об этом первый заместитель генпрокурора России Юрий Бирюков сообщил в ходе общения с прессой.
«Мы уже один раз допрашивали Ходорковского, намерены вызвать его ещё раз». По словам первого замгенпрокурора, «в ходе последних обысков изъято большое количество документов, которые нуждаются в тщательном изучении. Сейчас над ними работают эксперты и определяют направления, по которым ответственные лица уклоняются от уплаты налогов компании Юкос. В результате выяснилось, что они уклонялись не только как компания Юкос в целом, но еще и как физические лица. И чтобы не затягивать ход расследования, мы выделяем отдельные эпизоды и готовим их для передачи в суд».
ЯСНЫЙ «СИГНАЛ» ХОДОРКОВСКОМУ
Речь шла о делах «основных акционеров» - Платона Лебедева и Василия Шахновского, дело которого планировалось передать в суд. Бирюков сообщил, что следствие в отношении Шахновского, обвиняемого в неуплате 29 млн рублей, планируется завершить на следующей неделе, и материалы будут переданы обвиняемому и его адвокатам для ознакомления. Так же Генпрокуратура «оперативно и в кратчайшие сроки завершила предварительное следствие по делу Платона Лебедева». «К сожалению, - отметил Бирюков, - Лебедев и его адвокаты уже 2,5 месяца знакомятся с материалами дела, что затягивает передачу дела в суд».
Таким образом, Ходорковскому был передан ясный «сигнал» о том, что доказательства собраны, в руках следствия огромный документальный массив, подтверждающий аферы и налоговые махинации, а уголовные дела Шахновского и Лебедева, по сути, завершены.
ГЛУХАРЬ НА ТОКОВИЩЕ
Однако Ходорковский, сделал вид, что не слышат и плохо понимает смысл сказанного. Он принялся рассказывать сначала об ударных темпах роста «скважинных надоев» и «рекордных показателях» нефтяной компании, самым мощным из которых, наверное, был успешный рост «прозрачности» на тысячу проверок, заявив, что «с удовольствием» ответит на все вопросы Генпрокуратуры РФ в случае его повторного вызова на допрос.
«В последнее время на сотрудников компании Юкос было заведено так много дел, что ко всем остальным сотрудникам, на которых дела не заведены, у Генпрокуратуры много вопросов», - заявил глава Юкоса. Вроде бы как отшутился. Однако в интервью «Новой газете» он обвинил «отдельных прокурорских» работников в «недобросовестности», заявив в характерной манере, что мол, «если следователи через три месяца не смогут собрать доказательств, пригодных для открытого суда, то «кто-то скоро может потерять погоны».
«Бездоказательные» нападки на Юкос, как считал олигарх, очевидны «любому незаинтересованному, неангажированному наблюдателю».
Словом, вёл себя, как глухарь на токовище, да и только, вероятно, надеясь, что снизойдет благодать, случится чудо, сокрытые налоги заплатят себя сами, а уголовные дела растворятся в архивах.
С ДОКАЗАТЕЛЬСТВАМИ И ДОКУМЕНТАМИ
Кстати, «Новая газета», беседуя с олигархом, вероятно, отнесла себя к группе «неангажированных наблюдателей», а потому возражать Ходорковскому, хотя бы по части «отсутствия доказательств» преступной деятельности Ходорковского, не стала.
Между тем, именно «Новая газета» в 1999 и 2000 годах, после серии журналистских расследований под названием «Скважина», опубликованных с доказательствами и подтверждающими документами, требовала от Генеральной прокуратуры России скорейшего вмешательства, чтобы остановить масштабные махинации банка «Менатеп» с бюджетными деньгами и векселями, при этом отчаянно сетуя на неприкосновенность Ходорковского.
См. «В этот день Менатеп запустил зачётную аферу с векселями» и «В этот день вексельная афера Менатепа попала в уголовное дело»
Надо сказать, что факты, добытые тогда замечательным журналистом Ириной Черновой и опубликованные в «Новой газете» дошли до суда, и разбирательство по «вексельной теме» завершилось заочным обвинительным приговором в отношении «основного акционера» Юкоса и экс-депутата ГД Владимира Дубова. Его приговорили к 8 годам лишения свободы, признав виновным в аферах, о которых и рассказала «Новая газета».
Это затем уже газета резко поменяла своё мнение с позиции «объективно» на позу «выгодно» и стала опереточно тиражировать «спецвыпуски» о «неправедном суде над замечательными менеджерами Юкоса».
«ОБЪЕКТИВНОСТЬ» ЗА ВЗНОС
Ещё одному «неангажированному наблюдателю», которому всё было «очевидно» чуть ли не через пять минут после ареста Ходорковского – американскому фонду Карнеги, было заплачено за «объективность» $500 тысяч.
Ну, и наконец, после повторного приглашения в Генеральную прокуратуру, Ходорковский вместо того, чтобы обстоятельно подготовиться к беседе со следователями по поводу тех же подозрений в налоговых преступлениях, рванул в турне, - в регионы, где «неангажированные» получатели грантов имени нефтяного олигарха, названные «гражданским обществом», с упоением слушали басни Ходорковского о «прозрачности» и, конечно же, про «отсутствие доказательств», которые следствие изымало из офисов Юкоса и его фирм, целыми коробками.
(См. предыдущий материал «В этот день Ходорковский прибыл к месту отбывания. Этапы большого пути Ходорковского и Лебедева. Миллиардеры-мошенники из колонии ЯГ-14/10 и колонии ОГ 98/3. Prigovor.ru напоминает , что было 19 октября 2005 года»)