В этот день Ходорковский признал себя «бароном-грабителем»

В этот день Ходорковский признал себя «бароном-грабителем»

«Мы начинали, как бароны-грабители, но вы должны понять…». «Пока налоговый режим несправедлив, я постараюсь найти способ обойти его». Что было 18 декабря 2001 года

В этот день, 22 год назад, 18 декабря 2001 года, российские издания распространили перевод статьи, размещённой накануне в «The Guardian».

Британская газета решила послушать «барона-грабителя» - Михаила Ходорковского. Редакционная публикация «о молодом нефтяном магнате» из России вышла под характерным заголовком «Барон, который побил шейхов»/ «Baron who beat the sheikhs». Заголовок, очевидно, был призван подчеркнуть, крутизну образа Ходорковского, который, если верить изданию, практически в одиночку загнал нефтяных шейхов из ОПЕК в угол. В то время происходили очередные громкие споры из-за цен на нефть. И Ходорковский показан чуть ли не локомотивом со стороны России, протаранившим всех в этих трениях. (Легко тарантить и спорить с кем угодно, когда спину прикрывает пусть в те годы и ослабшая, но страна с ядерным оружием, от которого, кстати, Ходорковский очень хотел «избавить Россию», так сказать, «спасти»).

Лондонский визит. «Михаил Ходорковский, российский нефтяной король и движущая сила недавнего противостояния с членами ОПЕК, из-за которого цены на нефть упали, захотел поговорить (с изданием) в гостиной Promenade отеля «Dorchester» в Лондоне. Где же ещё? В 1970-х годах этот «храм богатства» был местом встреч нефтяных шейхов, стремившихся продемонстрировать свое новообретённое богатство».

$10 миллионов «на налаживание сотрудничества». «Теперь Ходорковский демонстрирует силу и уверенность России, выступив на этой неделе в Лондоне, чтобы основать фонд «Открытая Россия»* в «Somerset House». Благотворительный фонд (с капиталом в 10 миллионов) нацелен на налаживание сотрудничества между Россией и Западом; лорд Ротшильд и Генри Киссинджер вошли в совет директоров - как раз те люди, с которыми Ходорковский хочет иметь связи. Исполнительный директор нефтяной группы Юкос является одним из немногих олигархов или баронов-грабителей, по мнению их критиков, которые значительно выиграли при переходе от коммунизма к капитализму» - сообщила газета, отметив, что Ходорковский был без охраны. Из сопровождения - только пресс-секретарь и переводчик. «Но его крепкое телосложение предполагает, что он сможет постоять сам за себя».

Далее Ходорковский сетует на то, что в России не очень комфортно быть богатым, «хотя там, где я живу, в Москве, общественные настроения гораздо более либеральны, чем где-либо ещё в стране. В Европе тоже не любят богатых: в США ситуация иная. Там люди не завидуют богатым; они просто хотят сами стать богатыми» - вещал олигарх.

Скромный как монах. Далее, редакция сообщила о его большой семье и его доме, и двух автомобилях. По тем временам - практически аскет. «Большая часть моих денег находится в акциях, в основном российских компаний, особенно тех, с которыми я связан. У меня есть деньги в банке и в первую очередь, опять же, в России» - скромничал олигарх, при этом репортёр, судя по всему, был доверчив. Тем не менее, от темы «сомнительного прошлого» издание не ушло.

Ходорковскому пришлось обосновывать участие в разбойных процессах.

«Мы начинали, как бароны-грабители, - признался Ходорковский, - но вы должны понять, что в те дни правила были туманными, и мы изменились, когда поняли, чего от нас ждут».

Так и не отмыли. «Теперь очевидно, - рассуждал Ходорковский, - что если бы я делал эти вещи снова, я бы делал их по-другому. Я не думаю, что я на самом деле нарушил закон, но мне потребовалось некоторое время, чтобы понять, что помимо закона существуют и этические законы. Сейчас всё это может показаться очевидным, но в 1990-х годах так было не всегда».

Время показало - «изменения» произошли, пожалуй, только в газетных публикациях, в стиле одежды, и «красивой корпоративной отчётности». В реальности же, в качестве подводных камней – агрессивное уклонение от налогов, махинации, вывод денег и акций из России. И это не считая упорного сокрытия информации об истинном владении Юкосом (несмотря на «раскрытие» основных акционеров в 2002 году). Виртуальные «перемены» никак не сказались на честности руководства компании даже в очевидном вопросе уплаты налогов в качестве физических лиц.

Поклонник стиля «Standard Oil».  Своими же героями Ходорковский видел основателей «Standard Oil», клан Рокфеллеров, которые «не были самыми чистыми и честными людьми». По словам Ходорковского, «Джон Д. Рокфеллер не был самым чистым человеком, его сын был немного лучше, а внук совершенно приличным. Потребовалось 100 лет, чтобы добраться из пункта А в пункт Б, и один профессор Гарвардского университета мне сказал, что я попал туда за несколько лет. Возможно, сказал Ходорковский, я воплотил в себе все периоды их жизни - и «Джона Д., и его сына, и внука».

Вроде как один в трёх лицах – побыл немножко коммерсантом-грабителем, а потом вдруг стал «чистым и прозрачным» предпринимателем. Однако осенью 2003 года, стало очевидно, что Ходорковский нарушал закон, и делал это неоднократно. Платить налоги Юкос и его «основные акционеры» так и не научились – как уклонялись, так и продолжали совершать налоговые преступления, на чём, собственно, и погорели, получив тюремные сроки.

(Кроме того, прошлое не отпускает барона-грабителя – уже несколько лет Ходорковский является обвиняемым по делу об убийствах.

11 декабря 2015 года Следственный комитет России (СКР) вынес «постановление о привлечении экс-главы Юкоса Михаила Ходорковского в качестве обвиняемого в организации убийства мэра Нефтеюганска Владимира Петухова, а также двух покушений на убийство управляющего компании «Ист Петролеум Хандельсгез м.б.х» Евгения Рыбина»).

Запад в курсе всех разбоев. Запад же все прекрасно об этом знал – и политики и журналисты. Та же британская «The Guardian» летом 2000 года описывала своего визави с некоторым сарказмом, когда «плохой парень» российского бизнеса выступал в лондонском отеле «Dorchester» на конференции «Инвестиции в России», и уверял всех, что его нефтяная компания «Юкос» оставила позади свою плохую репутацию, и скоро выпустит акции, торгуемые на международном уровне (АДР уровня 1)».

См. «Олигарх? Нет, я всего лишь нефтяной магнат… Плохой мальчик из России уверяет британских инвесторов, что он беспроигрышный вариант»./ «Oligarch? No, I'm just an oil magnate... Russia's bad boy assures UK investors he's a safe bet. Simon Pirani reports»

«МЕНАТЕП» КУПИЛ «ЮКОС» ПО АБСУРДНО НИЗКОЙ ЦЕНЕ

Тогда издание в своем сложном отношении к Ходорковскому ориентировалось на привычные для британской деловой аудитории аналитические отчёты МВФ и Всемирного банка, выпущенные по поводу приватизации.

«Анализ Международного валютного фонда показал, что нефтяные активы стоили менее одной десятой их стоимости. В анализе, проведённом двумя должностными лицами Всемирного банка, говорится, что привилегированные банки используют государственные денежные средства для финансирования заявок, - писала газета, - и был сделан вывод о том, что «любая из крупных нефтяных компаний, проданных через прозрачный международный тендер, принесла бы гораздо больший доход, чем все аукционы по «кредитам за акции» вместе взятые». «Менатеп» купил «Юкос» по абсурдно низкой цене – констатировало издание, указав, что по поводу налогов Ходорковский был решительно непримирим: «Пока налоговый режим несправедлив, я постараюсь найти способ обойти его».

The Guardian: Khodorkovsky was robustly unapologetic. ' As long as the tax regime is unjust, I will try to find a way round it.' … Menatep bought Yukos for what critics say was an absurdly low price

Подобные заявления сыграли с ним злую шутку.

*«Open Russia Foundation», позднее «Future of Russia Foundation» - в июле 2021 года, по представлению Генеральной прокуратуры РФ, под номером 39 внесена в реестр «нежелательных организаций» Минюста России.

(См. предыдущий материал: «В этот день «Открытая Россия» испугалась налоговых проверок. Шумный кошелёк Ходорковского. Приватизировав нефтяные активы, короли «скважинной жидкости» решили приватизировать «гражданское общество». Prigovor.ru напоминает, что было 17 декабря 2003 года»)

Популярные материалы