31 мая защитники обвиняемого в организации убийств и покушений на убийства сотрудника НК ЮКОС Алексея Пичугина приступили к представлению доказательств, свидетельствующих, по их мнению, о невиновности своего подзащитного.
Почерковеды сказали свое слово?Летом прошлого года свидетели со стороны защиты не торопились в душную, изнемогающую от зноя столицу. В Мосгорсуде дали показания лишь 5 – 6 человек из 55, приглашенных адвокатами. В этом году жара еще страшнее. Как природная аномалия скажется на явке свидетелей, вряд ли кто-то рискнет сделать прогноз.
Конечно же, далеко не все зависит от погоды. У защиты есть все возможности для представления суду новых экспертов, специалистов, свидетелей. В прошлом году, с учетом того, что бывший генерал КГБ, депутат - коммунист и главный «аналитик» ЮКОСа Алексей Кондауров не смог ничего конкретного вспомнить об Алексее Пичугине, основным «козырем» защиты стала эксперт-почерковед Наталья Володина, оставившая в деле весьма двусмысленный след. Володина подготовила рецензию на заключения двух почерковедческих экспертиз, которые изучали принадлежность записи австрийского адреса Евгения Рыбина на клочке бумаги, найденном в паспорте Горина. Следствие полагает, а суд затем установил, что запись была сделана Алексеем Пичугиным и передана Горину для подготовки третьего покушения на предпринимателя Рыбина.
Володина утверждала, что выводы второй экспертиза, проводимой в лаборатории Минюста РФ и установившей принадлежность записи руке Пичугина, необоснованны. Володина нашла в образцах почерка подсудимого и записке два различия, якобы, незамеченных почерковедами. Эксперты же в суде дали показания, что различий, найденных Володиной не усматривают, с экспертизой все в порядке, а вот Володина навещала их накануне выступления в суде. Изменить свое мнение о результатах экспертизы Володина не просила, однако, высказала резко отрицательное отношение к работе коллег. «Давление авторитетом» могло повлиять на показания экспертов, как напрямую, так и косвенно. Неизвестно, по собственной ли инициативе Володина посещала экспертов перед судебным заседанием или нет, но факт остается фактом – визит дамы вызвал негативные эмоции у специалистов, а результаты рецензирования – безразличие суда.
Новый судебный процесс, по всей видимости, обойдется без Володиной. Суд сможет ознакомиться с ее показаниями и сделать соответствующие выводы. Стоит ли ждать в этом процессе новых «экспертов» подобных Володиной? Каким образом защита собирается опровергать, как уже неоднократно звучало в суде ранее, «смешную», «слепленную из того, что было» доказательную базу гособвинения?
Тарахтелюк ответит за Шапиро?К судебному заседанию 31 мая адвокаты Пичугина подготовили целый перечень документов, которые в той или иной степени, наверное, должны свидетельствовать о непричастности к совершению преступлений Алексея Пичугина и Леонида Невзлина. Список документов составил 73 пункта. Гособвинитель Камиль Кашаев возразил лишь против оглашения справки оперативников в отношении волгоградского киллера Решетникова. Впрочем, судья Петр Штундер разрешил зачитать и секретный документ.
В первую очередь защита Пичугина огласила протоколы обысков в квартире и офисе компаньона владелицы фирмы «Феникс» Валентины Корнеевой - Тарахтелюка. На причастность этого мужчины к убийству предпринимательницы адвокаты недвусмысленно намекали в прошлогодних судебных прениях. У Тарахтелюка были сложные деловые отношения с Корнеевой. Компаньоны спорили, судились, однако, конфликтные ситуации никогда не выходили за некую этическую грань. После убийства Корнеевой Тарахтелюк был сделан главным подозреваемым по делу, в первую очередь, потому что все его взаимоотношения с учредителями «Феникса» были на виду. О том, что банк «Менатеп» через Пичугина и Горина пытался прибрать к рукам помещение магазина «Чай», принадлежащее Корнеевой, было известно узкому кругу лиц и информация старательно секретилась от следствия. Выступившая в суде бухгалтер «Феникса» Вера Чеканова заметила, что Тарахтелюк никак не мог быть организатором убийства: «Хотя у нас с ним и были многочисленные споры, суды, понимаете, этот человек - не подлец! Не убийца он!»…
Огласив протоколы обысков, адвокаты попросили суд обратить особое внимание на тот факт, что в офисе Тарахтелюка был изъят пистолет-револьвер и магазин с патронами к нему. Уж не следует ли из этого, что Тарахтелюк убил Корнееву? Что интересно, обыск проводился на следующий день после убийства Корнеевой и пистолет не был спрятан. Что ж, видимо, Тарахтелюк самый отчаянный из всех преступников в мире, если принес орудие убийства к себе в офис. Может быть, Тарахтелюку пистолет подложили? Помните как ловко в фильме «Место встречи изменить нельзя» бандит Фокс подбрасывает гражданину Груздеву пистолет, из которого было совершено убийство бывшей жены Груздева Ларисы? Защитников Пичугина ничуть не смущает, что муж Корнеевой, на глазах которого произошел расстрел, опознал убийцу в жителе Волгограда, друге Горина Владимире Шапиро, а сам Шапиро признался, что совершил это преступление под давлением Горина в интересах НК ЮКОС. Выбегающего из подъезда Шапиро видел и сосед Корнеевых.
Если бы 7 мая суд удовлетворил ходатайство защиты о признании недопустимым доказательством протокола выемки пули, изъятой в морге из тела убитой Корнеевой, то сегодня все стало бы на «подготовленные места»: Тарахтелюк, действительно, хранил пистолет, а описания и характеристик пули в деле, усилиями защиты, не оказалось бы. Таким образом, адвокаты к прениям создают «зацепки» в эпизоде убийства Корнеевой, цель которых – создать видимость, что помимо ЮКОСа у кого-то так же были мотивы, и, наверное, оружие для убийства предпринимательницы. Самое печальное, что Тарахтелюк ничего не может сказать в свою защиту. Мужчина погиб в автомобильной аварии более 6 лет назад в Подмосковье.
Адвокаты доказали, что Невзлин испытывал к Рыбину неприязненные чувства Целый ряд документов, оглашенных адвокатами, касался конфликтной ситуации между управделами австрийской компании «Ист Петролеум» Евгением Рыбиным и руководством компании ЮКОС. Как известно, после покупки ЮКОСом «Томскнефти» в конце 1997 года, новый владелец в одностороннем порядке разорвал договоры с «Ист Петролеум» и компания потеряла более 100 млн. долларов, вложенных в совместную с «Томскнефтью» разработку двух месторождений. Рыбин требовал возвращения долга. Инициирование судебных исков, наложение ареста на часть имущества ЮКОСа, критика руководства нефтяной компании, в конце концов, привели к тому, что на Рыбина было совершено два покушения.
Адвокаты огласили результаты решения венских арбитражных судов, в которых проходили слушания исков. По Западно-Полуденному месторождению суд удовлетворил требования «Ист Петролеум» к «Томскнефти» и ЮКОСу и обязал выплатить истцу более 235 млн. рублей. По Крапивинскому месторождению, суд решил, что договор между «Ист Петролеум» и «Томскнефтью» должен быть расторгнут и обязал выплатить истца 2,5 млн. евро - издержки и гонорары высокооплачиваемых зарубежных адвокатов ЮКОСа. Сегодня защитники Пичугина хотят показать, что раз Венский суд вынес одно из решений не в пользу Рыбина, то мотива совершать преступления у руководства ЮКОСа не было. Что характерно, между покушениями на Рыбина (1998 – 1999 гг.) и решениями австрийского суда (2002 – 2003 гг.) прошло около четырех лет. В 1998 году о том, какой вердикт вынесет суд, мог сказать только ясновидящий. В 1998 – 1999 гг., когда Рыбин требовал вернуть долги, ценой вопроса было не то или иное решение суда, а обличительные для руководства ЮКОСа выступления Рыбина в СМИ. В конце концов, необходимо было остановить негативный информационный поток, ведь Рыбин открыто обвинял Ходорковского и его приближенных в уголовных преступлениях.
Документы, свидетельствующие о том, что у Леонида Невзлина были все мотивы для организации покушений на Рыбина, огласили сами адвокаты Пичугина. Что интересно, защитники возражали против оглашения постановлений Генпрокуратуры о привлечении Невзлина в качестве обвиняемого по данному делу (ведь Невзлина же нет на скамье подсудимых), а затем по собственной инициативе попросили об оглашении его недвусмысленных заявлений в прокуратуру (несмотря на то, что Невзлин на скамье подсудимых пока не появился). В первую очередь речь идет об аналитических справках, составленных в ЮКОСе, в отношении некоторых руководителей компании «Томскнефть», а так же в отношении Рыбина. В сопроводительном письме к одной из справок, направленных в Никулинскую межрайонную прокуратуру, Невзлин сообщает о, якобы, мошенничествах бывшего руководства «Томскнефти», в том числе и Рыбина и требует возбудить в отношении предпринимателя уголовное дело. Затем адвокаты огласили жалобу Невзлина на отказ в возбуждении уголовного дела в отношении Рыбина за организацию лжесвидетельских показаний по делу Алексея Пичугина на имя Генпрокурора Устинова. Были оглашены и постановления о прекращении уголовного дела о взрыве машины предпринимателя 5 марта 1999 года. В свое время, по неизвестным причинам, следствие прокуратуры Московской области не смутило, что в результате преступления один человек погиб, а второй на всю жизнь остался инвалидом. Обоснование прекращения дела венчала красноречивая формулировка: «…принятыми мерами их причастность к взрыву (прим. - следствию уже были известны Цигельник и Решетников) не была установлена». Цигельника, к этому моменту уже арестованного оперативниками, отпустили на все четыре стороны. Стоит добавить, что в то время, когда Цигельник сидел под стражей и не знал чего ждать – устранения или освобождения, не было никакого «дела ЮКОСа». Напротив, ЮКОС контролировал все «дела».
Оглашенные адвокатами документы, как ничто иное свидетельствуют о том, что Леонид Невзлин принимал активное участие в организованной ЮКОСом кампании против Рыбина. Приструнить Рыбина законными способами, как показывают документы, не получилось. Даже, если принять на веру слова Невзлина о том, что Рыбин совершал в «Томскнефти» мошенничества, это еще не значит, что Невзлин не заказывал убийство предпринимателя, как полагает следствие. Заявление о том, что Рыбин сам организовал на себя покушения, мягко говоря, не выдерживают критики, если учесть, что первое покушение на Рыбина совершил волгоградский киллер Решетников. Тут надо как-то определиться. Либо Рыбин сам на себя покушался, либо каким-то образом скооперировался в своем желании насолить ЮКОСу с жителем Волгограда Решетниковым. Адвокаты, что интересно, так же огласили и попросили приобщить приговор в отношении Решетникова к данному уголовному делу.
Попов и Приходько ответят за Цигельника и Решетникова?По эпизоду убийства мэра Нефтеюганска Петухова адвокаты огласили материалы налоговых проверок «Юганскнефтегаза» и НК ЮКОС. Отчеты местных налоговых органов говорят о том, что компания в период предшествующий убийству мэра, выплачивала налоги в установленном порядке и объеме. Надо напомнить, что одним из требований Петухова, выдвинутых во время объявленной им голодовки, было разобраться с деятельность местной налоговой службы и снять с занимаемой должности ее руководителя. Налоговая инспекция, по мнению градоначальника, предвзято оценивала исполнение ЮКОСом своих обязательств.
Адвокаты так же огласили протоколы опознания целым рядом свидетелей подозреваемых в убийстве мэра Нефтеюганска Попова и Приходько. Жители Волгоградской области Попов и Приходько были задержаны в Нефтеюганске через несколько дней после убийства Петухова. Следствие считало, что они виновны в преступлении. Указанные лица, действительно, были опознаны свидетелями. Кто-то видел их рядом с местом преступления, кто-то среди людей в толпе, собравшейся рядом с телом убитого градоначальника. В любом случае, задержанные Попов и Приходько, в конце концов, были отпущены на свободу (совсем, как Геннадий Цигельник). А в 2001 году Попов при загадочных обстоятельствах был убит на окраине города Камышин Волгоградской области.
История с Поповым и Приходько кочует из одного судебного заседания в другое. Очевидно, что жители Волгоградской области не могли без причин оказаться в городе нефтяников, расположенном в нескольких тысячах километров к северу. Если они, действительно, были в Нефтеюганске, значит, у них была и цель поездки. Очевидно и другое. В то время, когда в Нефтеюганске были Попов и Приходько, там находились Цигельник и Решетников. Решетникова видел один из сотрудников милиции в строящемся жилом доме недалеко от маршрута следования Петухова незадолго до убийства. По свидетельству Шапиро ему известно от Горина и Горитовского, что убийство Петухова в Нефтеюганске совершили Цигельник и Решетников. В конце концов, следственно-оперативной группой был обнаружен обрез и граната в том месте Нефтеюганска, где согласно показаниям Цигельника, им было спрятано оружие после убийства Петухова… Так что же делали в Нефтеюганске две группы бандитов?
По мнению Цигельника, которое он озвучил на заседании 23 мая, Попов и его подручные должны были в Нефтеюганске устранить его и Решетникова после исполнения «заказа» по Петухову. В 2000 году Цигельник узнал, что Попов приходился Горину двоюродным братом. По словам киллера, Попов находился в Нефтеюганске и следил за ним и Решетниковым. По всей видимости, Попов и Приходько были задержаны сотрудниками правоохранительных органов вместо настоящих киллеров во время оперативных мероприятий. Провал одной из групп, посланных Гориным в Нефтеюганск, неразбериха и отсутствие конкретной информации о том, кого же все-таки задержали в качестве подозреваемых, могли стать реальной причиной приезда в Волгоград людей ЮКОСа (о факте визита говорят все оставшиеся в живых киллеры) для выяснения обстоятельств провала.
Не секрет, что протоколы опознания Попова и Приходько адвокаты оглашают, чтобы использовать в прениях для дискредитации показаний Цигельника и Решетникова. Трудно представить, что люди, не совершавшие преступления, будут оговаривать себя, описывая в деталях месторасположения домов, дорог, рек в Нефтеюганске, названия улиц. Выучить, конечно, все это возможно, однако, любой уточняющий вопрос о топографических особенностях места совершения преступления способен разоблачить любого лжепреступника, если он таковым не является. Между тем, показания киллеров, точность и подробность описаний не дают усомниться в том, что именно они совершили убийство Петухова.
В сухом остатке…Оглашенные стороной защиты документы уже получили в прошлом судебном заседании свою правовую оценку. Каких-либо новых документов защитники не представили. В сложившейся ситуации защита, явно, делает главную ставку на дискредитацию тех свидетелей, которые дали обличающие Пичугина показания. В первую очередь, Цигельника, Решетникова и Шапиро. Оставшиеся в живых киллеры не просто знают от Горина, что преступления «заказывал» Пичугин и Невзлин, Цигельник и Решетников утверждают, что видели, как Пичугин, Невзлин, Горин садились в машину «посредников» Шапиро и Горитовского 5 марта 1999 года около гостиницы «Салют». Шапиро же утверждает, что в его присутствии сотрудники ЮКОСа дали приказ взорвать машину Рыбина. А исполнители рассказывают суду, как был выполнен этот приказ.
Можно сколь угодно долго обвинять осужденных в том, что они сотрудничают со следствием и дают показания против Пичугина только для того, чтобы получить поблажки при отбытии наказания в местах заключения. Доказательств этому нет и защита не стремиться их представить суду, ссылаясь на то, что все равно ничего не удастся обнаружить. Защитники огласили и приговор Тамбовского суда, приговорившего Коровникова к пожизненному заключению за серию жестоких убийств и изнасилований, в том числе малолетних детей в родном Тамбове. Адвокат Курепин, зачитывая приговор, особо заострял внимание судьи Штундера на сценах насилия и убийств Коровниковым и его бандитами несовершеннолетних. Наверное, после этого, по мнению адвокатов, суд сделает выводы о том, что Коровников в настоящем судебном заседании оговаривает Пичугина, утверждая, что тот заказывал ему Ольгу Костину и Сергея Горина. Дискредитировать Коровникова больше, чем он сам уже дискредитировал себя невозможно. Поэтому раскаивается Коровников или не раскаивается, испытывал он чувства сострадания к Ольге Костиной или нет – все это материал для досужих рассуждений, а не судебного заседания. Факты заключаются в том, что квартиру родителей Костиной взорвали в ноябре 1998 года и в том, что сделала это «бригада» Коровникова. Даже, несмотря на то, что Коровников убийца и насильник, очевидно, что преступление в отношении ранее не известной ему женщины он совершал не в своих интересах. Вот тамбовский бандит и рассказывает суду, кто делал «заказы» его «бригаде».
Не можешь опровергнуть – дискредитируй! Очевидно, что подобная тактика главный «козырь» стороны защиты. В этом отношении новый процесс мало, чем отличается от предыдущего. Стоит ли потом сетовать, что суд принимает непопулярные решения.