«Гильманов оформлял продажу товарной нефти под видом сырой». Уход от налогов на сумму 3 млрд 607 млн 118 тыс. 338 руб. 33 коп. Что было 5 февраля 2006 года
В этот день, 4 февраля 2006 года, Нефтеюганский районный суд провозгласил приговор в отношении бывшего генерального директора ОАО «Юганскнефтегаз» Тагирзяна Гильманова. Он был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 5 ст. 33 УК РФ («Пособничество в совершении преступления») и подпунктов «а», «б» части 2 ст. 199 УК РФ («Ответственность за уклонение от уплаты налогов по предварительному сговору и в особо крупных размерах»).
По итогам разбирательства суд признал Гильманова виновным в инкриминируемых ему деяниях, приговорив подсудимого к трём годам лишения свободы условно, с испытательным сроком в 2 года.
«ТОВАРНАЯ НЕФТЬ ПОД ВИДОМ СЫРОЙ»
Как следовало из приговора, - отмечал «Коммерсант», - «Тагирзян Гильманов, являясь в 1999-2001 годах управляющим директором ОАО "Юганскнефтегаз", оформлял продажу НК ЮКОС товарной нефти под видом сырой. Тем самым, как решил суд, господин Гильманов пособничал в неуплате налогов: в налоговые декларации вносились заведомо ложные сведения о расчётных платежах за право пользования недрами и отчислениях на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В итоге, по данным обвинения, за указанные три года "Юганскнефтегаз" недоплатил в консолидированный бюджет ХМАО налогов на сумму 3 млрд 607 млн 118 тыс. 338 руб. 33 коп».
Уголовное дело в отношении руководителя "Юганскнефтегаза" было возбуждено осенью 2004 года, а в Нефтеюганский районный суд для рассмотрения по существу, ушло в конце апреля 2005 года. И 14 июля 2005 года Нефтеюганский районный суд вынес приговор по этому делу – суд не нашёл в действиях нефтяника состава преступления, оправдав его.
На том, первом процессе – писал «Коммерсант», - «гособвинитель отказалась от обвинения по эпизоду «Ответственность от уклонения от уплаты налогов по предварительному сговору», но настаивала на том, что в остальных инкриминируемых ему деяниях господин Гильманов всё же виновен». Прокурор просила назначить ему три года заключения (условно). Суд, однако, посчитал, что в действиях подсудимого состава преступления нет.
Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа сочла, что суд неверно истолковал представленные материалы, и воспользовавшись правом обжалования, смогла добиться отмены, как полагало обвинение, ошибочного вердикта. Рассмотрев кассацию надзорного ведомства, суд Ханты-Мансийского автономного округа отменил решение Нефтеюганского райсуда и направил дело на новое рассмотрение.
В итоге со второй попытки следствию удалось доказать вину бывшего руководителя ОАО «Юганскнефтегаз», что и зафиксировано в решении суда от 4 февраля 2006 года.
«ОНИ НЕ МОГЛИ ДАТЬ ПРАВДИВЫЕ ПОКАЗАНИЯ…»
Помимо прочего, Тагирзян Гильманов проходил по второму делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в к качестве свидетеля. Он убеждённо рассказывал суду версию адвокатов Ходорковского о том, что столько нефти, «в объёмах, указанных в обвинении», «похитить невозможно», что вся она сдавалась «в трубу» и уходила потребителям. Однако суд отнёсся к таким показаниям критически, как минимум по двум, основаниям.
Первое, как отмечено на стр. 620, в приговоре Хамовнического суда столицы от 2010 года по второму делу Ходорковского-Лебедева, при рассмотрении всех обстоятельств по совокупности, свидетели не учли, что «подсудимым предъявлено обвинение не в краже нефти, а в присвоении нефти за счёт существенного занижения ее стоимости».
И второе - свидетели в показаниях признали, что получали вознаграждение из так называемого «центра прибыли», который формировался из денег от продаж «скважинной жидкости», хотя деньги, если говорить просто, должны были идти в кассу добывающих предприятий.
«При этих условиях – сказано в приговоре, - к показаниям названных свидетелей (среди них был и Тагирзян Гильманов) суд относится критически, полагая, что они не могли дать правдивые показания против подсудимых, которые платили им высокие вознаграждения» - указал Хамовнический суд Москвы.
(См. предыдущий материал «В этот день «Сибнефть» отказалась от слияния с НК «Юкос». «Сибнефть» отказалась от долгов и от беглых уголовников-акционеров Юкоса. Prigovor.ru напоминает, что было 3 февраля 2004 года»)