«Налоги выплачивались в размере 35-50 процентов от их реальной величины». Воровской общак Ходорковского. Что было 22 апреля 2004 года
В этот день, 22 апреля 2004 года, сотрудники Главного управления МВД РФ по налоговым и экономическим преступлениям проводили процессуальные действия в центральном офисе НК «Юкос» в Москве. Адвокаты и сотрудники Юкоса неохотно, но добровольно выдали все запрашиваемые следователями документы.
Следственные мероприятия проходили в рамках выполнения следственных поручений по уголовным делам по ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов юридическими лицами). Разбирались в теневой деятельности двух дочерних предприятий Юкоса - «Томскнефти» и «Самаранефтегаза». По результатам выемки был составлен протокол, который был подписан сотрудниками правового управления Юкоса и представителями следственной группы. Отмечалось, что все действия в НК Юкос прошли «абсолютно корректно».
«НА САМОМ ДЕЛЕ ЭТО БЫЛА ТОВАРНАЯ НЕФТЬ»
Чуть позже выяснилось, что следователи активно отрабатывают «скважинную схему» Ходорковского. «С 1996 по 2000 годы руководители «Самаранефтегаз» и ОАО НК "Юкос" использовали незаконную схему купли-продажи нефти, с так называемой «скважинной жидкостью». Схема состояла в том, что Ходорковский заявлял, что продает неочищенную нефть, но на самом деле это была очищенная товарная высококачественная нефть. В результате махинаций налоги выплачивались в размере не более 35-50 процентов от их реальной величины. В случае с компанией «Самаранефтегаз», по предварительной версии, сумма уклонения от налогов составляла от 3 до 10 миллиардов рублей. Итоговые суммы налоговых нарушений в том числе дочерних компаний НК «Юкос» к декабрю 2004 года составили около $25,79 миллиардов.
ДОЧКИ-ЖУЛИКИ
Преступные схемы по «скважинной оптимизации», однако, реализовывались не сами по себе, а руководством НК «Юкос» во главе с Михаилалом Ходорковским и директорами «дочерних» предприятий, которые впоследствии стали фигурантами уголовных дел.
(См. «Самарский «солдат Юкоса» Павел Анисимов исполнял приказы. Присвоение нефти за счёт существенного и циничного занижения её стоимости»;
«Сергей Шимкевич вышел пораньше, экс-руководитель «Томскнефти ВНК» отбыл половину 13-летнего срока»;
«Гильманов оформлял продажу товарной нефти под видом сырой». Суд признал виновным бывшего генерального директора ОАО «Юганскнефтегаз»)
Интересно, что получив свои срока, «скважинный» региональный директорат принял активное «свидетельское» участие в выгораживании подсудимых Михаила Ходорковского и Платона Лебедева по делу о хищении нефти и легализации (отмывании) имущества.
Из материалов Хамовнического суда по делу Ходорковского М.Б. и Лебедева П.Л.:
«Свидетели Гильманов Т.Р. и Анисимов П.А. показали, что в 1999-2003 гг. фактов хищения нефти в объёмах равных месячной или годовой добыче на их предприятиях не было, т.к. с физической точки зрения это невозможно. Вся добываемая нефть сдавалась в трубопровод АК «Транснефть» и транспортировалась до потребителей».
Однако суд отнёсся к таким показаниям критически, отметив, что обвинений в физическом хищении нефти подсудимым никто не предъявлял – нефть похищалась, то есть присваивалась, путём юридического переоформления права собственности на неё. Проще говоря, её воровали де-юре.
Показания свидетелей по совокупности противоречили материалам дела и показаниям других свидетелей. И ещё один момент, на который суд обратил внимание – «к показаниям названных свидетелей суд относится критически, полагая, что они не могли дать правдивые показания против подсудимых, которые платили им высокие вознаграждения». В суде, как отмечено в приговоре Хамовнического суда Москвы от 27 декабря 2010 года, «выплата высоких вознаграждений менеджерам ОАО НК «Юкос», добывающих компаний и других структур подсудимыми Ходорковским М.Б. и Лебедевым П.Л. осуществлялась из так называемого центра прибыли, а фактически из легализованных средств от реализации похищенной нефти. При этом размер бонуса определялся по степени содействия этих лиц совершаемым хищениям и легализации».
Иными словами, у Ходорковского и его подельников был свой воровской общак.
(См. предыдущий материал «В этот день Юкосу подтвердили штраф в 170 миллиардов рублей. Юкос создал сеть из взаимозависимых компаний… целью всей этой схемы была экономия на налогах». Prigovor.ru напоминает, что было 21 апреля 2005 года»)