Продолжается судебный процесс над экс-начальником 4-го управления службы безопасности ЮКОСа Алексеем Пичугиным и пятью его подельниками. Пичугин уже осужден на 20 лет строгого режима за организацию двойного убийства, покушения на убийство и избиения.
На сей раз его обвиняют в организации убийства директора ТОО «Торговая фирма «Феникс» Валентины Корнеевой в январе 1998 года, в организации двух покушений на убийство управляющего компанией «Ист Петролеум Хандельсгез» Евгения Рыбина в ноябре 1998 года и в марте 1999 года, а также организации убийства мэра Нефтеюганска Владимира Петухова в июне 1998 года. Помимо Пичугина на скамье подсудимых еще пятеро: Владимир Шапиро, Геннадий Цигельник, Евгений Решетников, Михаил Овсянников и Владислав Левин. Вчерашнее судебное заседание было посвящено эпизоду убийства директора ТОО «Феникс» Валентины Корнеевой. Суд заслушивал показания свидетелей. Неудивительно, что все свидетели назвали единственной возможной причиной убийства Корнеевой ее конфликт с банком МЕНАТЕП. Валентина Корнеева на протяжении длительного времени была директором магазина в группе советских войск в Германии. После вывода группировки она вернулась в Москву, создала и возглавила ТОО «Феникс», которому принадлежали несколько продуктовых магазинов, в частности магазин «Чай», занимавший помещения по адресу: ул. Покровка, д. 8. По соседству с магазином, в Колпачном переулке, находился офис банка МЕНАТЕП, где в это время располагались кабинеты Михаила Ходорковкого, Леонида Невзлина, Платона Лебедева и других руководителей банка.
На судебном заседании свидетельские показания давали работавшие в «Фениксе» сыновья Валентины Корнеевой Дмитрий и Михаил, замдиректора «Феникса» Вера Чиканова и Павел Щегловский, Дмитрий Прислухин, занимавший в 1998-1999 годах пост замдиректора хозяйственного управления банка МЕНАТЕП, а также юрист Владимир Коваленко, который вел дела «Феникса» в суде. Согласно показаниям свидетелей, в 1995 году банк МЕНАТЕП получил от префектуры право на реконструкцию здания на Покровке, в котором находился магазин «Чай», принадлежащий Корнеевой. Имея целью соединить офис банка с новым зданием в один комплекс, МЕНАТЕП начал скупать в доме площадь. Сберкасса №2, химчистка, и пункт обмена валюты без лишнего шума покинули облюбованное менатеповцами помещение. Соответствующее предложение по продаже площади было сделано и Корнеевой. Сумма, которую представители банка ей предложили, составляла 400 тыс. долларов, однако Корнеева хотела никак не меньше 600 тыс. долларов. После непродолжительного и безрезультатного судебного разбирательства, которое инициировал МЕНАТЕП между ФГУП по охране исторических памятников, префектурой Центрального округа с одной стороны и ТОО «Феникс» - с другой, Корнееву вновь начали осаждать «сотрудники службы безопасности» банка. Сергей Горин, поставлявший Пичугину киллеров, и Евгений Назаренко явились к Корнеевой и начали предлагать ей различные сомнительные схемы, которые, по их мнению, не должны были оставить в накладе «Феникс» и его хозяйку, если она отдаст помещения МЕНАТЕПУ.
Примечательно, что разговора о живых деньгах будущие убийцы уже не вели, а предлагали отдать интересовавшее их здание «под любым предлогом». Владимир Коваленко вспоминал, что представители банка действовали нагло, «говоря нам, что мы никто и что нас просто размажут». В конце 1997 года в магазин перестали подавать электроэнергию, была отключена вода и канализация. Замдиректора «Феникса» Вера Чиканова заявила: «Горин и Назаренко ходили к нам как на работу несколько месяцев, я им, как дура наивная, наливала кофе, Валентина Александровна сильно нервничала, и как-то раз после их ухода она сказала: «Меня скоро точно убьют». 21 января 1998 года Валентина Корнеева была убита возле своей квартиры на улице Чечурина. В тот день муж Валентины Корнеевой Дмитрий привез супругу с работы домой. На лестничной площадке 6-го этажа Корнеев обратил внимание на незнакомого мужчину. Затем раздался хлопок, оказавшийся выстрелом из пистолета с глушителем. «Я увидел, как Валентина медленно оседает на пол, - пояснил потерпевший, - Я двинулся к стрелявшему, но тот направил на меня пистолет, сказал «тихо, тихо» и, попятившись, сел в лифт». Впоследствии Корнеев опознал в стрелявшем бывшего работника милиции Владимира Шапиро, который сознался в убийстве женщины. После убийства Корнеевой магазин «Чай» был продан за 450 тыс. долларов Доверительному инвестиционному банку, который являлся правопреемником МЕНАТЕПа.
Нет сомнений в том, что Михаил Ходорковский и остальные высокопоставленные сотрудники банка знали о тех «проблемах», которые создавала банку Валентина Корнеева. Так что представляется вполне очевидным, что в скором времени на скамью подсудимых в качестве обвиняемых по этому делу попадут и непосредственные владельцы ЮКОСа. И это только вопрос времени.
Факты:
Пичугин, будучи первым приговоренным по одному из многочисленных дел ЮКОСа, уже был осужден на 20 лет лишения свободы именно за уголовно преследуемые деяния: организацию двойного убийства и двух покушений на убийство. Процесс над ним завершился в марте 2005 года и очень быстро был забыт на фоне приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву. Видимо, потому, что Пичугин являлся всего лишь начальником одного из отделов службы внутренней и экономической безопасности ЮКОСа, а вовсе не руководителем компании, его дело привлекало к себе гораздо меньше внимания. Теперь же Генпрокуратура официально утверждает, что Пичугин совершал свои преступления - как доказанные, так и инкриминируемые - по указанию Леонида Невзлина, который был вице-президентом и членом Совета директоров ЮКОСа.