В этот день Ходорковского и Лебедева уличили в налоговой афере

В этот день Ходорковского и Лебедева уличили в налоговой афере

Налоговое преступление на общую сумму 17 миллиардов 395 миллионов 449 тысяч 282 рубля. Что было 26 мая 2005 года

В этот день, 18 лет назад, 26 мая 2005 года, Мещанский суд Москвы продолжил чтение приговора по уголовному делу бывшего главы НК «Юкос» Михаила Ходорковского*, главы МФО «Менатеп» Платона Лебедева и бывшего гендиректора АОЗТ «Волна» Андрея Крайнова. Их обвиняли в преступной деятельности в сфере экономики.

На девятый день суд завершил начатую накануне главу многостраничного вердикта о том, как, собственно, жулики-миллиардеры проворачивали схему с уклонением от уплаты налогов в качестве физических лиц по ст. 198 УК РФ. Речь шла об оказании «консультационных услуг» через офшоры «Hinchley Ltd» и «Status Services Ltd» (о.Мэн). Начав эпизод с «физика» Михаила Ходорковского, суд огласил часть приговора, посвящённую уклонению от налогов в исполнении Платона Лебедева. Суд счёл вину Лебедева доказанной, признав доводы защиты несостоятельными. А позицию самого подсудимого Лебедева суд счёл «попыткой уйти от ответственности за содеянное». Таким образом, - отметил суд, «Лебедев П.Л. в период 1998-2000 г.г. уклонился от уплаты налогов и сборов на общую сумму 7.269.276 рублей», признав Лебедева виновным по статье 198 УК РФ.

КРОССВОРДЫ В ЗАЛЕ СУДА

Защита негодовала, уверяя, что «Лебедев и мы неоднократно приводили доказательства, что он оказывал консультационные услуги». Какие именно это были доказательства – осталось за кадром. «Умиляет аргумент (суда), что тот факт, что до 1998 года вы (Лебедев) платили налоги, не исключает, что в дальнейшем стали уклоняться» - возмущался адвокат Константин Ривкин. Сложно сказать, чего умилительного можно найти в логике, где человек изначально соблюдает закон, а потом, получив от правового управления НК «Юкос» схему оптимизации через офшорное «консультирование», начинает закон нарушать.

В свою очередь адвокат Елена Липцер заявила, что у защиты создается «ощущение полного фарса от прослушивания приговора». Она заявила о том, что «оглашение приговора столь затянулось, что состояние Лебедева к завершению вердикта может резко ухудшиться из-за постоянного пребывания в душном помещении».

По поводу «состояния здоровья Лебедева» защита выражала беспокойство тогда, когда с аргументаций юридического характера возникали трудности. По версии адвоката Роберта Амстердама, с которой он носился задолго до приговора, Ходорковский и Лебедев до суда вообще не должны были дотянуть. К счастью, всё обошлось – «серьёзно сдавший» Ходорковский был улыбчив и розовощёк, а «умирающий и ослепший» Лебедев, бодро разгадывал кроссворды в зале суда прямо на глазах у прессы, которая смаковала его недуги.

«СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ПОДКОНТРОЛЬНОСТИ РУКОВОДСТВУ…»

Разобрав эпизод с налоговыми махинациями «физиков» Ходорковского и Лебедева и признав их виновными по предъявленному обвинению, суд перешел к более сложному эпизоду налоговых преступлений - к эпизоду предъявленного Ходорковскому М.Б. и Лебедеву П.Л. обвинения по ст.199 УК РФ (уклонение от налогов юридических лиц).

В данном случае подсудимые шли как руководители компаний, которые либо злостно уклонялись от налогов, либо гасили их денежными суррогатами. Речь шла об уклонении от уплаты налогов подконтрольными им компаниями в 1999–2000 г.г. в зонах со льготным налогообложением, которые работали закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). В процессе Ходорковский и Лебедев, честно хлопая глазами, пытались убедить суд в том, что к схеме налоговых махинаций на территориях ЗАТО отношения не имеют, обо всём узнали из материалов уголовного дела, никого из руководства «фирм-помоек» знать не знают.

Суд, однако, не поверил версии «скважинных» жуликов, поскольку слова подсудимых не смогли перевесить не только показания свидетелей, но и документальный массив доказательств по делу – от элементарной юридической связанности фирм-прокладок с НК «Юкос», которые запускались и обслуживались финансово-бухгалтерским цехом Юкоса, до весьма любопытных нюансов, связанных с ходом следствия.

Например, в материалах уголовного дела, - отмечено в приговоре, - «имеются файлы с документами с наименованиями: «Черникова», «отчёт Владислава», «АС» из которых следует, что номинальные директора - Черникова, Карташов, Спиричев после допросов у следователя предоставляли полную стенограмму допроса управлению безопасности ООО «Юкос-Москва», что также, безусловно, свидетельствует об их подконтрольности руководству указанной компании».

(См. Приговор Мещанского суда Москвы от 16 мая 2005 года по уголовному делу  Ходорковского М.Б. и Лебедева П.Л.)

Таким образом, суд счёл доказанной вину Ходорковского и вину Лебедева в уклонении от уплаты налогов как юридических лиц. Суд установил, что за 1999-2000 г.г. под руководством Ходорковского организованной группой от имени подставных юридических лиц ООО «Бизнес-ойл», ООО «Митра», ООО «Вальд-ойл», ООО «Форест-ойл» обеспечено уклонение от уплаты налогов на общую сумму 17 миллиардов 395 миллионов 449 тысяч 282 рубля. Насколько известно, данную сумму Ходорковский и Лебедев, которых суд обязал погасить перед государством солидарно, до сих пор не выплачена.

(См. предыдущий материал «В этот день суд установил вину «липового консультанта» Ходорковского. «Ходорковским М.Б. не осуществлялась деятельность по оказанию консультационных услуг компаниям «Hinchley Ltd» и «Status Services Ltd» Prigovor.ru напоминает, что было 25 мая 2005 года»)

*20 мая 2022 года Министерство юстиции РФ включило М.Б. Ходорковского в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.

Популярные материалы