Размер взятки достигал $2 млрд. «С целью подкупа Ходорковский, заключил устное соглашение с должностными лицами»... Что было 8 июня 2016 года
В этот день, 8 июня 2016 года, стало известно о том, что в ходе судебных разбирательств в американский суд округа Колумбия, где слушалось дело между Россией и «основными акционерами» нефтяной компанией Юкос, поступили документальные доказательства о взятках. Компания Ходорковского* «кормила» государственных должностных лиц за «правильные» решения в ходе приватизации НК «Юкос».
Юристы нашли доказательства, что «основные акционеры» Юкоса приватизировали компанию по мошеннической схеме, при этом размер взятки достигал $2 млрд. Как следовало из представленных документов, жулики из Юкоса переводили незаконные платежи напрямую через одного из заявителей (иска к России) – фирму «Yukos Universal Limited». Делалось это с целью выплат взяток правительственным должностным лицам, которые изначально помогли олигархам приобрести акции Юкоса в период 1995-1996 гг.
В документах, - сообщала газета РБК, - были названы имена получателей сомнительных премий от Юкоса. Это Сергей Муравленко, Юрий Голубев, Виктор Казаков и Виктор Иваненко. Все они от имени государства были назначены в нефтяной концерн на руководящие должности ещё до начала приватизации. Затем, в 1995-96 г.г. со стороны Ходорковского им было дано устное обещание, что если те используют свои полномочия, чтобы обеспечить переход компании в нужные руки, то их «материальные интересы будут учтены». Вскоре устная договоренность была закреплена документально.
«КОМПЕНСАЦИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ»
(из материалов уголовного дела №18/432766-07 в отношении Ходорковского М.Б.)
«С целью подкупа Ходорковский, действуя согласованно с другими членами организованной группы, заключил в 1996 году устное соглашение с лицами, представляющими бывший высший менеджмент ОАО «НК «Юкос»: председателем совета директоров Муравленко С.В., первыми вице-президентами Казаковым В.А. и Иваненко В.В., советником председателя совета директоров, главным экспертом Голубевым Ю.А. Впоследствии на основании соглашения от 1996 года 26 марта 2002 г. было заключено соглашение, а 1 ноября 2002 г. - измененное и пересмотренное «компенсационное соглашение», согласно которым компания «Групп Менатеп Лимитед» в лице «Юкос Универсал Лимитед» выплачивает денежные средства компании «Темпо Финанс Лимитед» («Tempo Finance Limited»), бенефициарами которой являются Иваненко, Муравленко, Казаков, Голубев, в размере 15 процентов от полученных от продажи акций ОАО «НК «Юкос» денежных средств.
От компании «Групп Менатеп Лимитед» соглашение подписал её директор Лебедев П.Л., от «Темпо Финанс Лимитед» - Голубев Ю.А., от бенефициаров - Иваненко, Муравленко, Казаков, Голубев.
На основании соглашения от 26.03.2002 «Групп Менатеп Лимитед» в лице «Юкос Универсал Лимитед» в период с 25.10.2000 по 31.05.2003 продавались акции ОАО «НК «Юкос», и вознаграждение перечислялось в «Темпо Финанс Лимитед» для бенефициаров».
Деньги, - отмечало следствие, - выплачивались «за обеспечение принятия незаконных и необоснованных решений общими собраниями акционеров и советами директоров ОАО «НК «Юкос», ОАО «Юганскнефтегаз», ОАО «Самаранефтегаз» и ОАО «Томскнефть ВНК». Это были «премии» не только за действия, но и за бездействие в части оспаривания сомнительных решений, принятых под диктовку ОПГ Ходорковского.
За пределами России коррупционные фокусы Ходорковского широко известны не были, так что появление этих фактов в зарубежных судах - сначала в процессе Высшего регионального суда Берлина, а затем и США, - стали своеобразной сенсацией.
В России же все эти сведения фигурировали во втором уголовном деле Ходорковского по обвинению в хищении нефти и отмывании имущества нажитого преступным путём. Получателям сомнительных выплат пришлось давать свидетельские показания. Факт сначала устного, а затем и письменного соглашения, был ими признан.
КАК ДЕЛО БЫЛО
(Из показаний свидетеля Иваненко В.В., бывшего вице-президента ОАО НК Юкос)
«В 1996 г. Ходорковский М.Б. провёл переговоры с руководителями ОАО «НК «ЮКОС» Муравленко С.В., Казаковым В.А., Голубевым Ю.А., в том числе и с ним о том, чтобы они не мешали деятельности его команды по управлению нефтяной компанией. Переговоры с Ходорковским М.Б. по этому поводу происходили несколько раз в присутствии Невзлина Л.Б. и Лебедева П.Л. Ему, Голубеву Ю.А., Муравленко С.В., Казакову В.А. было предложено стать бенефициарами, то есть получить денежные средства от стоимости 30% акций. Число 30 возникло в результате переговоров. Соглашение было устным, и было дано под «честное слово» Ходорковского М.Б. Вознаграждение в виде стоимости от последующей продажи 30% акций им предлагалось за становление компании и за создание условий для дружественного поглощения НК «Юкос» группой «Менатеп» под руководством Ходорковского. От группы, в которую входили он, Муравленко С.В. и Казаков В.А., выбрали переговорщиком с Ходорковским М.Б. Голубева Ю.А., который представлял их интересы. Выполняя свои обязательства, он не вмешивался в управление компанией, а затем уволился из неё в 1998 г.»
Кроме того, свидетель признал факты выплат по фиктивным договорам об оказании «консультационных услуг», по сути подтвердив, что договора были фиктивными. Со слов свидетеля, «в период с 1998 г., уже после увольнения из ОАО «НК «Юкос», по 2005 год он получал средства от компаний «Тисбари Лимитед» и «Лейлихам Лимитед» по договорам об оказании консультационных услуг. Эти компании использовались для выплаты ему по договоренности от 1996 года с Ходорковским вознаграждения».
В материалах второго уголовного дела в отношении Ходорковского и Лебедева имеются не только экземпляры этих документов, но и расписки в получении денег. Весь этот массив доказательств был изъят следователями ещё в ходе обысков в Жуковке. Так что адвокаты не случайно устраивали дикие скандалы по поводу следственных действий в загородной резиденции нефтяной империи, крича о «произволе» - они просто знали, что хранящиеся там документы способны утопить весь Юкос.
АУДИТОР ПРИШЁЛ К ЗАКЛЮЧЕНИЮ
Так оно и вышло – руководством Юкоса всё описанное выше тщательно скрывалось не только от акционеров, но и от аудиторов компании «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит», которая много лет занималась корпоративной отчетностью НК «Юкос». Согласно показаниям, которые дал на предварительном следствии представитель «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» Дуглас Миллер/Douglas Pobert Miller, помимо сокрытия информации от аудиторов, связанных с офшорными фирмами, и прочими корпоративными «хитростями», которые аудиторы обычно относят к «существенной информации», мистер Миллер поведал интересные сведения, касающиеся и «компенсационных выплат». Их Ходорковский и Лебедев всячески отказывались обосновывать несмотря на то, что подобные сведения обязательны для включения в аудиторскую отчетность.
Аудитор Миллер сообщил, что не добившись от «основных акционеров» разумных объяснений серьёзных финансовых трат, в силу опыта, самостоятельно пришёл к выводу, что эти деньги выплачиваются или за существенную помощь Ходорковскому в получении фактического контроля над компанией, или за серьёзную помощь группе Ходорковского в ходе приватизации Юкоса. Верными, как выяснилось, оказались оба вывода аудитора.
(См. «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» и компенсационные взятки Юкоса)
«На одном из совещаний, на котором обсуждался данный вопрос, присутствовал лично Ходорковский М.Б., и он задал Ходорковскому М.Б. вопрос о возможности изменения оснований компенсационного соглашения, на что Ходорковский М.Б. ответил, что если он скажет, за что именно бенефициары получают эти деньги, то он может сесть в тюрьму» - сообщил аудитор в своих показаниях.
Иными словами, жулик Ходорковский прекрасно осознавал, что занимается незаконными делами, хотя на публике строил из себя праведника. Уголовной ответственности в России он, впрочем, не боялся, считая, что в России он лицо неприкосновенное. А вот преследования со стороны американской правоохранительной машины Ходорковский опасался всерьёз. И зная, что грязные эпизоды в деятельности «самой прозрачной» нефтяной компании скрыть в США ему будет сложно, остановил проект «Вояж», призванный повысить международное реноме Юкоса и обеспечить новые потоки денег от продажи акций компании на Нью-Йоркской фондовой бирже. Однако «прозрачность» компании оказалась фикцией, а Ходорковский – мошенником.
(См. предыдущий материал «В этот день решили, что Юкос и Менатеп - одна сатана. Раз пошли на дело Лебедев и Ходорковский… Суд принял ходатайство адвокатов по объединению двух уголовных дел. Prigovor.ru напоминает, что было 7 июня 2004 года»)
* 20.05.2022 г. Михаил Ходорковский признан Минюстом РФ физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента