Михаил Ходорковский мечтал стать генеральным управляющим евразийского сырьевого пространства, войдя в круг верховных правителей окончательно глобализированного человечества
На минувшей неделе двум экс-олигархам - Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву были предъявлены новые обвинения.
Речь идет об отмывании и присвоении 25 миллиардов долларов. Предстоит новый судебный процесс. И если обвинения подтвердятся, то именитым зэкам грозят новые сроки - от 10 до 15 лет. Напомним, что сейчас они уже отбывают по восемь лет каждый.
Суть вновь открывшихся афер проста. ЮКОС в свое время продавал нефть подконтрольным его владельцам оффшорным структурам по заниженной цене. А разницу потом просто раскладывали по карманам Ходорковский, Лебедев и прочие их сотоварищи.
Адвокаты подсудимых, разумеется, заявляют, что такую, мол, сумму физически украсть нереально. Но, честно говоря, в талантах Ходорковского и компании сомневаться не приходится. Вот только сколько бы они ни украли, большинство даже самых непредвзятых наблюдателей понимают, что дело, собственно, не в этом.
Никто же, наверное, не питает иллюзий относительно методов обогащения коллег Ходорковского по олигархическому цеху, которые по-прежнему регулярно выезжают в Куршевель, покупают яхты и футбольные клубы ну и т.д.
Правда, они, в отличие от Ходорковского, не теряют чувства реальности. Один господин, находившийся при нем в последние перед арестом недели, рассказывал мне, что Михаил Борисович всерьез был уверен, что тронуть его не посмеют. Очень он на американскую "крышу" рассчитывал. Ведь когда тучи над ним стали всерьез сгущаться, он показательно (под прицелом проплаченных телекамер) стал в компании с послом США объезжать детские дома и прочие облагодетельствованные им учреждения.
Не помогло. Слишком далеко зашел Михаил Борисович. Стал он серьезной угрозой не какому-то властному клану, а государству в целом. Он практически не скрывал, что ведет оптовую скупку политических партий. Причем спонсировал не только либералов из СПС и "Яблока", но и КПРФ. В думский список коммунистов даже угодили несколько видных представителей ЮКОСа.
Причем тогда даже враги Ходорковского недооценивали его. Обычно предполагалось, что он желает трансформировать Россию в парламентскую республику и стать премьером. Но этим, надо думать, его амбиции не исчерпывались. Ведь МБХ (так его именуют сторонники) и в самом деле самый продвинутый из олигархов.
Он скупал не только партии, он хотел приватизировать будущее России. Для этого, в частности, нефтяная компания ЮКОС купила на корню РГГУ - крупнейшую в стране кузницу гуманитарных кадров. Зачем, казалось бы, этот вуз нефтяникам?
Однако же его ректором стал друг Ходорковского Леонид Невзлин. Он и должен был контролировать воспитание новой гуманитарной элиты в заданном олигархами русле.
Дело в том, что и Ходорковский, и Невзлин сознавали себя не то чтобы гражданами мира, они видели себя властелинами сырьевой империи, для которой государственный суверенитет понятие глубоко архаическое.
Михаилу Борисовичу Ходорковскому государство российское не нужно никакое, ни сильное, ни слабое, ни с "идеей", ни без. Для него оптимальным было бы в перспективе, после краха этого отжившего нелепого образования стать просто-напросто генеральным управляющим евразийского сырьевого пространства, войдя в круг верховных правителей окончательно глобализированного человечества.
А то, что этот круг не вымысел сторонников теории заговора, регулярно дает понять небезызвестный Джордж Сорос. Во время одного из визитов в Россию он отметил, что, мол, сложился всемирный рынок, но нет соответствующих ему механизмов управления. И пора их формировать.