«Нервный Невзлин». Фрагмент письма, взбесивший «Менатеп». Уголовное дело в Швейцарии по заявлению «Менатепа» оказалось пустышкой. Что было 7 ноября 2004 года
В этот день, 7 ноября 2004 года, по жалобе основного акционера Юкоса группы «Менатеп» разгорелся безобразный скандал. В Швейцарии было возбуждено уголовное дело… против Федеральной прокуратуры Швейцарии. В основу дела было положено заявление группы «Менатеп». Оказавшись своеобразным центром финансовых махинаций, связанных с компаний Юкос, группа Менатеп в очередной раз пришла в бешенство от работы журналистов. И решила, пряча свои финансовые хвосты, развалить международное правовое сотрудничество между Россией и Швейцарией.
Из досье:
2001 год. «Менатеп» запретил своё «Разоблачение»
2002 год. «Как новые русские нефтяные короли построили тайную финансовую империю в Женеве»
2003 год. Расследование в отношении руководителей Юкоса потрясло их скрытые финансовые империи в Швейцарии/L'enquête contre les dirigeants de Yukos ébranle leur discret empire financier en Suisse
На этот раз ей «Менатепу» не понравилась публикация в швейцарском журнале на французском языке «L'Hebdo» от 18 марта 2004 года. Журналом, для подтверждения собственной правоты, были обнародованы отрывки из письма прокуратуры Швейцарии, направленного российским властям по поводу астрономических сумм, попавших под «заморозку» в банках Швейцарии.
СЧЕТА И ДЕНЬГИ «ПРИЧАСТНЫХ К ХИЩЕНИЮ В ОСОБО КРУПНЫХ РАЗМЕРАХ»
Сомнительные деньги на общую сумму около 5 млрд долл. были арестованы весной 2004 года в банках «Banque Indosuez» (Женева), «Dresdner Bank» (Switzerland) SA (Женева), CBG Compagnic Bancaire Geneve (Женева) и UBS AG (Цюрих). Счета, как отмечалось в сообщениях, принадлежат 20-ти российским гражданам, «причастных к хищению в особо крупных размерах». Среди выявленных – отметили в Генеральной прокуратуре РФ, - бывший глава НК Юкос Михаил Ходорковский, Платон Лебедев, Леонид Невзлин, Владимир Дубов, Михаил Брудно. Кроме того, в целях международного взаимодействия, полиция Швейцарии в рамках российского запроса о правовой поддержке, провела на своей территории ряд следственных действий. Представители «самой прозрачной компании» в мире были в бешенстве.
«НА ТОМ КОНЦЕ ПРОВОДА НЕВЗЛИН НЕРВНИЧАЕТ»
И вот обозреватель журнала «L'Hebdo» Агата Дюпарк/Agathe Duparc звонит по этому поводу в Израиль, куда сбежал серийный заказчик убийств Леонид Невзлин. Звонит по поводу «размещённых» в Швейцарии денег. Она беседует с ним, отмечая, что «на конце провода Невзлин нервничает. Сегодня Невзлин скрывается в Израиле и находится под угрозой ареста».
Но «с обескураживающей открытостью признаёт, что у него есть «деньги» в Швейцарии». Невзлин «продаёт» ей историю про скромные «100 000 долларов в швейцарском банке UBS». При этом «он говорит с металлом в голосе:«Это не лезет ни в какие ворота. Кто бы осмелился держать на счетах подобные (крупные) суммы? Тем более в Швейцарии, когда известно о тесном до неприличия взаимодействии российской и швейцарской прокуратуры!» Тем не менее, - отметила автор, - Невзлин признал, что несколько лет назад получил на свой счёт дивиденды от Юкоса, «каких-то 3-4 миллиона долларов». Выходило, что держать всё-таки осмеливались.
Автор публикации, похоже, не очень-то поверила в байки нервного Невзлина. А с чего бы вдруг верить столь сомнительному персонажу, если на руках у редакции есть документы, указывающие на совершенно другие обстоятельства?
ФРАГМЕНТ ПИСЬМА, ВЗБЕСИВШИЙ «МЕНАТЕП»
Редакция «L'Hebdo» - пишет автор, - располагает документальным доказательством того, что в Швейцарии были заморожены астрономические суммы в денежном выражении, имеющие отношение к делу Юкоса. Далее цитируется письмо от 10 марта 2004 года, оказавшееся в распоряжении редакции.
«Прокуратура Конфедерации (МРС) под руководством Федерального прокурора Валентина Рочашера (Valentin Roschacher), утверждает, что на банковских счетах как физических лиц, так и фирм, близких к Юкосу, обнаружено 6,2 миллиарда франков в денежном выражении. Берн действует на основании списка, предоставленного Россией 5 марта, в дополнение к судебному поручению, направленному в августе 2003. Эта просьба об оказании помощи касалась дела по отмыванию денег, начатого в Москве против Алексея Голубовича и Ко, бывшего финансового директора группы, подозреваемого в организации этих финансовых махинаций.
В этом письме – подчёркивает автор, - швейцарцы говорят, что нужно сделать для того, чтобы деньги остались заблокированными на срок, превышающий законные 5 дней. Так же из этого документа следует, что представитель российской прокуратуры Салават Каримов, приехал 1 марта в Швейцарию, накануне обысков, проведённых в пяти кантонах - Цюрих, Швитц, Женева и Фрибур - в рамках дела Юкоса. Каримов занимался этим делом в Москве и должен был изучить обнаруженные документы».
Кроме того, «L'Hebdo» ознакомился с фирмами и лицами, причастными к делу. Речь идёт о 13 фирмах группы Менатеп - главного акционера Юкоса - офшорной «туманности», через которую проводились различные нелегальные операции. Так же, был предоставлен список из 20 российских граждан, в числе которых фигурировало руководство нефтяного гиганта - Михаил Ходорковский, Леонид Невзлин, Михаил Брудно, Платон Лебедев и другие - ещё десяток фамилий руководящих кадров».
Более того, «L'Hebdo» так же стало известно, что «Banque Indosuez» в Женеве, с давних пор связанный с акционерами Юкоса, имел к этому отношение. По нашей информации, - отмечалось в публикации, - только 250 000 долларов были заблокированы, в то время как до осени 2003 в банке находились счета с гораздо большими суммами, которые в конечном итоге были закрыты. Эти средства были переведены в Сити-Банк в Соединенные Штаты, когда начались первые атаки на нефтяную группу. Счета были заблокированы и в банках LEU и BNP Paribas» - отмечалось в публикации. Часть арестованных счетов, надо сказать, после ряда процедур позднее была разморожена.
«МЕНАТЕП» ПОСТАВИЛИ НА МЕСТО
Однако спустя несколько месяцев «Менатеп» решил, что эту ситуацию следует использовать, чтобы попробовать надавить на Швейцарию и развалить активное сотрудничество правоохранительных органов двух стран. И вот, 7 ноября 2004 года стало известно, что по жалобе основного акционера «Юкоса» группы «Менатеп», недовольной тем, что 18 марта этого года в журнале «L'Hebdo» появились отрывки из письма, адресованного прокуратурой российским властям, в Швейцарии было возбуждено уголовное дело против Федеральной прокуратуры этой страны, которую обвинили «в нарушении служебной тайны».
Однако заявление «Менатепа», на проверку которого швейцарские власти затратили время и деньги, в своей сути оказалось пустышкой. И 5 марта 2005 года прокурор кантона Юра Ив Мэтр, наделённый по этому поводу специальными полномочиями, сообщил, что «нет никаких оснований полагать, что сотрудники прокуратуры, передавшие в СМИ часть информации по делу «Юкоса», нарушили местные законы о служебной тайне» - дело было закрыто «за отсутствием состава преступления». Сложно сказать, как в Швейцарии законом трактуется «заведомо ложное сообщение о преступлении», но, похоже, что в случае с заявлением «Менатепа» это было именно оно.
(См. предыдущий материал «В этот день заказчик убийств Невзлин окопался в Израиле. Заляпал «Юкос» кровью и сбежал. «Невзлин очень дружен с министрами Натаном Щаранским и Авигдором Либерманом». Для Израиля Невзлин просто кошелёк. Prigovor.ru напоминает, что было 6 ноября 2003 года)