«Акции НК Юкос передавались из рук в руки много раз, но на самом деле принадлежали и были под контролем Ходорковского, Невзлина, Брудно, Дубова…». Что было 26 марта 2016 года
В этот день, 26 марта 2016 года, в прессе появились свидетельские показания о манипуляциях при приватизации Юкоса, данные для процесса в окружном суде Колумбии, США, где шли разбирательства о признании арбитражного решения Гааги на территории США по поводу взыскания с России $50 млрд в пользу жуликов из Юкоса по руководством беглого уголовника Леонида Невзлина, осуждённого к пожизненному сроку заключения за организацию серии убийств и покушений на убийства.
Письменные показания свидетеля, которые дал нформировали суд и общественность о том, что экс-акционеры Юкоса, которые судились с Россией в Гааге, «являются не инвесторами, а лишь промежуточными фирмами для номинального владения акциями нефтяной компании».
(См. «Акционерная карусель ЮКОСа. «Все сделки, совершенные в СП «РТТ», были предназначены для сокрытия подлинного владения акциями». Схемы из 90-х)
По сообщению газеты «Коммерсант», «топ-менеджер РТТ, председателем совета директоров которого являлся господин Ходорковский, показал, что компания была образована банком Менатеп и швейцарской Menatep S.A. для оказания консультационных услуг, а также создания и регистрации различных фирм, которые должны были участвовать в приватизации. Создаваемые компании юридически не были аффилированы, но фактически были подконтрольны РТТ. Сеть компаний СП включала около 450-500 российских юрлиц и примерно 100-120 компаний в офшорных юрисдикциях, которые не вели собственной деятельности и использовались для держания активов, кредитов и прибыли от Юкоса и других холдингов группы. Более того, офшоры регистрировались, чтобы скрыть реальных владельцев компаний и других активов, полученных «Менатепом» через аукционы. Именно РТТ, по словам свидетеля, создало «Лагуну» и «Реагент», которые были допущены к участию в залоговом аукционе на акции Юкоса, а номинальными директорами этих ЗАО являлись сотрудники РТТ», - рассказал свидетельс Гитас Повило Анилионис.
(См. «Помощник Лебедева рассказал про офшоры Юкоса»)
Как отмечалось в показаниях свидетеля, «акции НК Юкос передавались из рук в руки много раз в период с 1995 по 2000 годы. В практическом плане эти акции на самом деле принадлежали и были под контролем г-на Ходорковского, г-на Невзлина, г-на Брудно, г-на Дубова и других руководящих лиц Банка «Менатеп» и ЗАО «Роспром». Все сделки, совершенные моими подчинёнными в СП «РТТ», были предназначены для сокрытия подлинного владения и контроля, а также для того, чтобы помочь с уходом от налогов…».
«АКЦИИ БЫЛИ ФАКТИЧЕСКИ ПОХИЩЕНЫ»
А накануне, 25 марта того же года, Следственный комитет России, подробно описал схему махинаций, выявленных специалистами при приватизации Михаилом Ходорковским нефтяных активов.
Так, «по данным следствия, приватизация Юкоса в 1995 году была проведена с нарушениями конкурентного и антимонопольного законодательства. Тогда для участия в инвестиционном конкурсе и залоговом аукционе команда Ходорковского представила фактически принадлежащие ему ЗАО «Лагуна» и ЗАО «Реагент», обманывая при этом, что эти общества являются самостоятельными юридическими лицами. В конкурсе и аукционе победила «Лагуна», однако оплата за акции была произведена за счёт средств акционерного банка «Менатеп», основным источником которых являлись средства клиентов и вкладчиков. У «Лагуны» собственных средств не имелось.
При этом банку «Менатеп» оплаченные за акции деньги возвращены не были, а несколько лет спустя банк обанкротили. Таким образом, акции были получены Ходорковским безвозмездно, на чужие деньги, то есть фактически похищены» - отмечалось в сообщении СК России.
«Для того, чтобы запутать следы и исключить возможные риски по признанию сделок с акциями Юкоса незаконными, акции неоднократно переоформлялись сначала между российскими юридическими лицами, а затем, видимо, из-за опасения того, что в России эти махинации будут раскрыты, было решено переоформить эти акции на зарубежные компании.
В конечном итоге владельцами акций «Юкоса» стали компании «Hulley Enterprises Ltd», «Yukos Universal Ltd» и «Veteran Petroleum Ltd» зарегистрированные на Кипре и о-ве Мэн. Все эти компании были также подконтрольны Ходорковскому, и оплата за акции отражалась лишь в документах для видимости, а фактически отсутствовала» - указал Следственный комитет РФ.
(См. «Восходящая звезда нефтяного рынка»: Как Менатеп провернул аферу с госпакетом акций Юкоса»)
Михаил Ходорковский в ответ на описание его махинаций СК России, выпустил довольно беспомощное «опровержение». «Я купил Юкос в 1996 году, как все прочие, по тогдашним законам…» - сообщил Ходорковский. Как муха на шее быка («мы пахали»), он нагло присвоил себе достижения нефтяников, которые подняли добычу нефти после разрухи первых перестроечных лет.
О том, что своими махинациями, налоговыми и оффшорными схемами он не только угробил компанию, но обманул кредиторов с акционерами, Ходорковский традиционно промолчал, поскольку, по его мнению, в этом виноваты все, кроме самого «барона-грабителя» в прозрачных «как слезинка ребёнка» очках.
(См. предыдущий материал «В этот день Алексею Пичугину вынесли вердикт без снисхождения. Большинством голосов - восемь против четырёх - коллегия присяжных признала Алексея Пичугина виновным в заказе и организации убийств. Prigovor.ru напоминает, что было 25 марта 2005 года»)