Шумный кошелёк Ходорковского. Приватизировав нефтяные активы, короли «скважинной жидкости» решили приватизировать «гражданское общество». Что было 17 декабря 2003 года
В этот день, 17 декабря 2003 года, Региональная общественная организация «Открытая Россия»* подняла бурю в стакане своего «гражданского общества». Кошелёк «общества» громогласно забил тревогу - во всех организациях, состоявших с «ОР» в договорных отношениях начались налоговые проверки.
(*Напомним с 2017 года деятельность «ОР» признана нежелательной на всей территории России, здесь и далее)
Сообщая об этом, кассиры «гражданского общества» заявили о том, что «целью налоговых органов не является проверка правильности уплаты налогов», назвав происходящее «политическим давлением». А один из членов правления, - Александр Осовцев, - назвал всё «заказным наездом», видимо, чтобы его лучше поняли «основные акционеры» нефтяной компании Юкос, так как они наполняли кассу «Открытой России» деньгами сомнительного происхождения. Именно так. Ну нельзя же называть легальными деньги налоговых жуликов полученных в офшорах «за консультации», о которых на следствии они рассказывали сказки в стиле «тут помню, тут не помню, а вот тут не скажу».
ПРИВАТИЗАЦИЯ «ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»
Для придания масштаба «наезда», «Открытая Россия» поведала, что по состоянию на 2002 год у них в «партнёрах» состоит аж 85 организаций. Некоторые из них «ОР» перечислила не особо стесняясь, поскольку многие и так догадывались, что приватизировав нефтяные активы, короли «скважинной жидкости» решили приватизировать ещё и «гражданское общество». Позже многие его представители хором бросились на защиту интересов налоговых преступников. Одни рисовали Ходорковскому образ «узника совести», вторые «экспертно» высказывали «своё мнение, а третьи описывали в прессе ситуацию так, что репортажи напоминали боевой выпуск корпоративной стенгазеты.
В числе своих основных партнёров РОО «Открытая Россия» назвала Российский гуманитарный государственный университет (РГГУ), фонд «Экспертиза» (АНО «Институт Общественная экспертиза»), «Фонд развития парламентаризма в России», «Мемориал» (иностранный агент), «Московская Хельсинская группа», фонд «Академия российского телевидения», «Ассоциация деловых библиотек», фонд «Русский Букер» (спонсор 2002- 2005).
Кроме того, РОО «Открытая Россия» патронировала «Институт прикладных международных исследований», «Институт внешней и оборонной политики», Клуб региональной журналистики «Из первых уст».
Понятно, что это не весь перечень финансовых партнёров структур Ходорковского. Охват «гражданского общества», тем не менее, очевиден. Юкос платил туда, где имел для себя выгоду. А в перечисленных «независимых организациях» – «Открытая Россия» являлась учредителем, соучредителем, или входила в руководство, тем самым контролируя и деньги, и содержание проектов.
МБХ СИДЕЛ, А ДЕНЕЖКИ НА ПОДКУП «ОБЩЕСТВА» ШЛИ
При этом, налоговые проверки 2003 года на деятельности «Открытой России» обещанного «паралича» не вызвали. Как свидетельствами документы, «за две недели до задержания и заключения под стражу, 8 октября 2003 года, фонд Ходорковского РОО «Открытая Россия» перечислил через банк «Траст» 1 млн 63 тысячи рублей в Московскую Хельсинскую группу. В марте этого же года организация правозащитницы Людмилы Алексеевой получила 1 млн 68 тысяч рублей».
Налоговые проверки, как было сказано выше, никак не сказались на деньгах. И «за 2004 год Региональная общественная организация «Открытая Россия» перевела на счёт «Общественного вердикта» 32 млн 312 тысяч рублей. А в 2003 году, когда глава Юкоса уже неделю находился за решеткой, его фонд перевёл почти 12 млн рублей на счёт Института открытой экономики и 1,5 млн – на счёт Российской экономической школы».
ИЗРЯДНО ПОДКУПИЛИ
Ещё из структур, наследивших совместно с «Открытой Россией», можно вспомнить «Фонд развития парламентаризма в России» - достаточно изучить отчёт, связанный с подготовкой смены конституционного строя России – счёт на 300 тысяч рублей по договору. (См. «МБХ-files. Коррупционный переворот». Секретные материалы «Открытой России»*. Михаил Ходорковский готовил захват власти в 2004 году.)
А с деньгами на «исследования», выделенные на счета АНО «Институт Общественная экспертиза» и вовсе вышел удивительный конфуз - деньги выписанные Юкосом и «Открытой Россией» на «проект» неведомым образом растворились в размере $470 тысяч (по курсу того времени). Налоги остались не выплачены. Фирмы, на которые были выведены средства, в «списках не значились».
Однако «Открытая Россия» при столь вопиющих признаках махинаций со своими деньгами в адрес АНО «Институт «Общественная экспертиза» и его руководителя Игоря Яковенко, уехавшего в Чехию, слова плохого не сказала, видимо, решив его «понять и простить». И этот случай напоминает схемы, которые в уголовных делах группы Трушина-Курцина были квалифицированы как присвоение и отмывание. Схемы проворачивали в 2004 году не только во многих регионах, но и в Москве.
Для примера подобного отмывания под видом благотворительности смотрите приговор от 6 октября 2010 года экономисту Выборновой Елене Михайловне, которая в составе группы Курцина участвовала в легализации 73,8 млн рублей, приобретённых преступным путём.
(См. предыдущий материал «В этот день Юкос избавился от Брюса Мизамора. «Его действия не поддавались объяснению». Топ-менеджер на удалёнке. Сменщика Мизамора нашли в «помойке». Prigovor.ru напоминает , что было 16 декабря 2005 года»)
*OR (Otkrytaya Rossia) («Открытая Россия») (Великобритания) (с 08.11.2017 – Human Rights Project Management) * - организация, деятельность которой признана нежелательной на территории России по решению Генпрокуратуры от 26.04.2017 года
Кстати, Prigovor.ru обнаружил, что МОО «Открытая Россия» Михаила Ходорковского по-прежнему официально действует. А под запрет попала ложная цель - одноимённая незарегистрированная сетевая организация» см. «Две «Открытых России» - два напёрстка Ходорковского.