В этот день Лебедев вывел из тени Стивена Кертиса

В этот день Лебедев вывел из тени Стивена Кертиса

«Юкос» прикрывался иностранцами. Стивен Кертис - офшорный мастер «Менатепа». Бонд и Кертис создали сеть фиктивных компаний - Гибралтар, Кипр, остров Мэн. Что было 14 ноября 2003 года

В этот день 14 ноября 2003 года, в группе «Менатеп» нашли замену Платону Лебедеву - из «тени» в руководящее кресло перебрался британский поданный Стивен Кертис.

Он был назначен новым управляющим директором «Менатеп», при этом Платон Лебедев пост председателя совета директоров группы отставил за собой, явно намереваясь руководить офшорами прямо из тюрьмы. Стивен Кертис участвовал в создании группы «Менатеп» в 1997 году.

«Гибралтарский офшор Group Menatep, владеющий 44,1% акций НК ЮКОС, объявил о назначении управляющим директором компании британца Стивена Кертиса, старшего партнера юридической фирмы Curtis & Co. Таким образом, продолжается реализация плана перевода управления компанией и связанными с нею структурами на "чрезвычайную" схему: практически на все ключевые посты в них назначены иностранные граждане», -  отмечал «Коммерсант». - «Стивен Кертис назначен на новую должность до того момента, когда Платон Лебедев, председатель совета директоров компании, сможет вернуться к исполнению своих обязанностей. Господин Кертис берёт на себя оперативное управление Group Menatep, он также будет представлять финансовые интересы акционеров компании».

ЮКОС ПРИКРЫВАЛСЯ ИНОСТРАНЦАМИ

«Юрий Котляр, начальник управления общественных связей МФО Менатеп, дочерней компании Group Menatep, заявил: "Господин Кертис - уважаемый юрист, он без труда разберётся в корпоративной структуре группы, поскольку в 1997 году «Curtis & Co» оказывала техническую поддержку при ее создании. Он сейчас находится в Лондоне, и у меня нет информации, что он собирается в ближайшее время посетить Россию».

«Таким образом, - резюмировало издание, - на ключевых постах в «Юкосе» и Group «Menatep» сейчас практически не осталось людей, имеющих российского гражданства. Накануне Михаила Ходорковского сменил «русский американец» - Семён Кукес. Финансовым директором компании уже вовсю работал гражданин США Брюс Мизамор. А взамен Василия Шахновского, привлечённого к уголовной ответственности за налоговые преступления, был назначен американец Стивен Тиди. Такое изобилие иностранцев нефтяная империя Ходорковского привлекла в свои ряды не только ради деловых связей в мире, - в бизнесе подобное как раз обычное дело, - но и ради того, чтобы прикрываться иностранцами в случае начала уголовного преследования преступных элементов из числа «основных акционеров» нефтяного концерна.

МУТНЫЕ ВОДЫ «JURBY LAKE»

Уже в марте 2004 года после трагической гибели Стивена Кертиса в авиационной катастрофе, его фигура привлекла всеобщее внимание.

В мае 2004 года журналист британской газеты Financial Times Томас Кейтан/Thomas Catan по итогам полуторамесячного сбора информации о Кертисе, опубликовала журналистское расследование «Before the crash» (см. перевод «Иносми.ру», статья вышла в еженедельном приложении Weekend Magazine)

«Кертис открыл потрясающую по своим размерам сеть фальшивых компаний во всех мировых офшорных зонах, вероятно, для сокрытия денег от глаз налогового ведомства. Его партнёром по этим делам был Питер Бонд/Peter Bond, финансист с острова Мэн (остров в Ирландском море, принадлежащий Великобритании, но имеющий статус офшорной зоны - пер.), деятельностью которого интересовались ФБР и другие правоохранительные органы из разных стран в связи с подозрениями в его участии в многочисленных случаях отмывания денег».

«Из материалов расследования и из открытых источников была выявлена связь между компаний Бонда Valmet, юридической фирмой Кертиса и группой «Менатеп» Ходорковского. А близость этой связи предстала в полном свете после того, как стало известно о встрече Кертиса и Бонда в роскошном офисе компании Curtis & Co в Лондоне, на Парк-лейн, 94, 1 июня 1999 года. Из содержания конфиденциального «списка присутствующих», попавшего в распоряжение Financial Times, следует, что Бонд и Кертис создали финансовую структуру, в состав которой входила целая сеть фиктивных компаний, охватывавшая Гибралтар, Кипр и остров Мэн. Также из документов явствует, что целью создания этой структуры, было, скорее всего, сокрытие прибылей от продажи российской нефти, чтобы они не появились в балансовых отчётах «Юкоса». С её помощью основные русские акционеры компании могли уходить от налогов и обманывать миноритарных акционеров, среди которых было немало западных инвесторов».

Кроме того, авторы публикации дали понять, что в «серой схеме» работы «Jurby Lake» («Озеро Джерби») каким-то образом участвовала лоббистская компания APCO. Один из представителей «Yukos UK», чтобы не отвечать на интересующие репортёров вопросы без затей переадресовал журналистов в лоббистскую компанию «APCO Worldwide», где глава «APCO» Марджери Краус (Margery Kraus) на тот момент являлась не только членом международного консультативного совета «Менатепа», но и несколько лет была советником «барона-разбойника» Михаила Ходорковского - «по вопросам, связанным с улучшением его имиджа на Западе» - указывала газета FT.

«ЧАСТИЧНО ЯВЛЯЮТСЯ ПОЛНОСТЬЮ ДОСТОВЕРНЫМИ»

Надо сказать, что исследование The Financial Times о жизни, работе и связях Стивена Кертиса, вызвала весьма бурную реакцию среди лиц, упомянутых в расследовании. Выслушав претензии «Менатепа», газета «Коммерсант» дополнительно опросила свои источники, один из которых заявил, что «изложенные в газете сведения «частично являются полностью достоверными». Очевидно, достоверными являлись сведения всплывшие затем в суде в материалах уголовного дела по «второму делу» Ходорковского. И это был, как показало время, не единственный сюрприз, который остался после гибели Стивена Кертиса, слишком много знавший о теневых схемах империи Ходорковского.

(См. предыдущий материал «В этот день Ходорковского и Невзлина попросили выйти вон. «Господин Ходорковский уже не имеет отношения к Юкосу как менеджер». Ректор Невзлин купил РГГУ за обещание $100 миллионов. Prigovor.ru напоминает, что было 13 ноября 2003 года»)

Популярные материалы