В этот день госпожа Липцер пожаловалась на 3 см дела Ходорковского

В этот день госпожа Липцер пожаловалась на 3 см дела Ходорковского

«Указанные подставные предприятия были учреждены членами организованной группой под руководством Ходорковского М.Б. и Лебедева П.Л…». Что было 20 мая 2005 года

В этот день, 18 лет назад, 20 мая 2005 года, Мещанским судом Москвы было продолжено оглашение приговора по уголовному делу миллиардеров - бывшего главы НК «Юкос» Михаила Ходорковского, бывшего главы МФО «Менатеп» Платона Лебедева и примкнувшего к ним бывшего гендиректора АОЗТ «Волна» Андрея Крайнова. Их обвиняли в целой серии преступлений в сфере экономического характера – от мошеннических действий с акциями до банального уклонения от уплаты налогов в качестве физических лиц.

В первые дни провозглашения вердикта стало известно, что суд установил, что Ходорковский в составе организованной группы совершил хищение средств от продажи апатитового концентрата, уклонился наряду с Лебедевым от уплаты налогов в качестве физического и юридического лица, что Ходорковский, перепутав свой личный карман с кассой акционерного общества НК «Юкос», безвозмездно передал в пользу Владимира Гусинского свыше 2,5 миллиарда рублей. Сделал это Ходорковский незаконно, поскольку причинил ущерб всем акционерам нефтяной компании.

Ходорковский и Лебедев, кроме того, совершили злостное неисполнение судебного решения, вступившего в законную силу, а Ходорковский причинил ещё вред собственнику имущества. Речь шла о незаконном завладении 44% акций НИИ удобрений и инсектофунгицидов. По данному эпизоду суд признал Лебедева и Ходорковского виновными. Действия подсудимых, впрочем, были переквалифицированы со статьи 159 УК РФ на статью 147 УК РСФСР, которая предусматривала менее строгое наказание по данному составу преступления.

«ПОТЕРЯ ВРЕМЕНИ И НЕРВОВ…»

На пятый день судебной процедуры тусовка явно начала уставать. Массовка разномастных «любителей Ходорковского» возле здания суда стала менее плотной. Прессе, которой хотелось ярких событий, стало скучно. А бригада адвокатов подсудимых распределила между собой время присутствия в процессе, решив, что сидеть всей кучей в зале суда – дело неконструктивное. Обрадованная хоть каким-то новшеством пресса собралась было сообщить сенсацию – «адвокаты Ходорковского объявили суду бойкот!!!». Однако «сюжет» сорвался. Как заявил один из адвокатов Лебедева Константин Ривкин, этот факт не означает, что защитники объявили бойкот суду. «Мы решили, что присутствовать там всей толпой - потеря времени и нервов», - сказал он.

«Закон нас присутствовать не обязывает, а удовольствия от услышанного мы не получаем», - отметил ещё один адвокат Лебедева Евгений Бару. В суде в этот день присутствовали самые достойные из защитников. Среди них – адвокат Елена Липцер. Она, как и в прежние дни, вновь возмущалась.

ТРИ САНТИМЕТРА ИЗ ПЯТНАДЦАТИ

«На столе судей, - вещала госпожа Липцер, - стопка бумаги с оглашенной частью приговора имеет высоту три сантиметра, а с неоглашенной - сантиметров пятнадцать». Намекая на то, что суд «медленно читает» вердикт, хотя некоторые присутствовавшие, в частности первая жена Ходорковского по имени Елена, жаловалась на другое, а именно на то, что «суд оглашает приговор скороговоркой и невнятно». Но такие «разночтения» можно отнести к особенностям восприятия на слух. Дело было в смысле озвученного.

Адвокат Липцер, например, смысл озвученной части приговора пыталась встроить в «способ защиты». По её словам, суд сегодня перечислил «бесчисленное количество фирм и фамилий руководителей организаций, не имеющих отношения к обвинению. С таким же успехом можно было бы назвать около 80 тысяч организаций, которые были клиентами банка «Менатеп». Адвокат Липцер моментально вскрыла «заговор» и сообщила, что «всё это делается для создания видимости обоснованного обвинения и показания того, что это дело – большое».

СКУЧНЫЕ, НО ВАЖНЫЕ НАЗВАНИЯ

Мотивы подобных сентенций адвоката понял бы любой – в этот день речь и впрямь шла о многочисленных подставных фирмах, подконтрольных Ходорковскому и Лебедеву, через которые подсудимые пытались «увести» акции АО «НИУИФ». Суд не мог не указать их в приговоре, ибо они часть незаконной схемы. И, соответственно, не мог не огласить. Присутствующим, включая адвокатов, пришлось слушать скучную на слух часть, где самым нудным образом доказывались обычные для экономических дел вещи. Подставной характер фирм, их подконтрольность ОПГ Ходорковского, схема участия в махинациях, например, с акциями Института удобрений, их роль и место в дальнейших сделках с акциями института. «В целях злостного неисполнения вступившего в законную силу вышеуказанного решения  (Арбитражного) суда (о возврате акций) и недопущения принудительного изъятия в будущем в судебном порядке полученных мошенническим путем акций АО «НИУИФ», под руководством Лебедева П.Л. и Ходорковского М.Б…» - сказано в приговоре о  тайном смысле привлечении фирм-участниц аферы.

«Все вышеперечисленные юридические лица являлись подставными и были фактически подконтрольны Ходорковскому М.Б., Лебедеву П.Л. и действующим с ним членам организованной группы. Перечисленные подставные предприятия были учреждены членами организованной группой под руководством Ходорковского М.Б. и Лебедева П.Л., в частности, были созданы в 1996 году в г. Мосальске Калужской области, в Талдомском и Рузском районе Московской области…».

(См. «Тайное лежбище «Менатепа». АОЗТ «Джой» использовалось в качестве промежуточного учредителя подставных обществ)

ПОДКОНТРОЛЬНЫЕ ДИРЕКТОРА ПОДСТАВНЫХ ФИРМ

Кроме того, пришлось суду зачитывать (а иначе бы сказали, что «специально не огласили») и имена установленных следствием подконтрольных Ходорковскому и Лебедеву директоров подставных фирм.

«Генеральными директорами промежуточных организаций-учредителей с момента их регистрации были назначены организованной группой под руководством Ходорковского М.Б. и Лебедева П.Л. подчинённые им сотрудники по месту работы в ЗАО МФО «Менатеп», СП «РТТ» и банке «Менатеп»…» - гласил приговор, перечисляя фамилии «руководителей», которые в ходе расследования показали, что у фирм офиса не было, в суть работы директора не вникали, подписывали уже готовые документы. Словом, вели обычную серую деятельность, свойственную подставным «помойкам».

(См. предыдущий материал «В этот день разоблачили трюк Лебедева с $25 миллионами долларов. Хитрость жуликов «Менатепа». Двоюродный брат Ходорковского из Харькова пропитался атмосферой процесса. Prigovor.ru напоминает, что было 19 мая 2005 года»)

Популярные материалы