В Мещанском суде Москвы завершились многодневные прения по делу о мошенничестве руководителей компании Юкос. Что было 9 апреля 2005 года
В этот день, 9 апреля 2005 года, пресса подводила некоторые итоги завершившихся накануне многодневных прений сторон по уголовному делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, в отношении которых в 2003 году началось масштабное расследование. Тогда, летом 2003 года сначала Лебедеву, а чуть позже Ходорковскому, вменялась целая серия преступлений экономического характера.
(См. «Ходорковскому вручили 200 томов уголовного дела»)
В частности, Ходорковскому было вменено семь статей Уголовного Кодекса РФ:
- ст. 159 ч. 3 (мошенничество в крупном размере),
- ст. 160 ч. 1 (присвоение или растрата),
- ст. 165 (причинение имущественного ущерба собственникам путём обмана или злоупотребления доверием),
- ст. 198 ч. 2 (уклонение от уплаты налога физическим лицом),
- ст. 199 ч. 2 (уклонение от уплаты налога организацией),
- ст.315 (злостное неисполнение решения суда),
- ст. 327 ч. 2 (неоднократная подделка документов).
В деле фигурировало 11 преступных эпизодов – от хищения 20 процентного пакета акций АО «Апатит» и махинаций с деньгами от продажи апатитового концентрата, до преступного уклонения от уплаты налогов «основными акционерами» НК Юкос.
(См. «Обвинение Платона Лебедева усилили концентратом» и «Налоговая механика «физика» Ходорковского»)
Параллельно с процессом Федеральная налоговая служба попросила суд взыскать с обвиняемых 17,8 миллиардов рублей налогов, не уплаченных ими как главами юридических лиц. Как с физических лиц налоговая служба потребовала с Ходорковского и Лебедева ещё по 116,9 и 15,9 миллионов рублей соответственно.
(См. «Подельники Ходорковского подбросили под дверь суда $5 миллионов»)
ОБВИНЕНИЕ ЗАПРОСИЛО ДЛЯ ЖУЛИКОВ-МИЛЛИАРДЕРОВ ДЕСЯТЬ ЛЕТ
В ходе прений прокурор Дмитрий Шохин просил суд признать Ходорковского и Лебедева виновными по всем пунктам обвинения за исключением эпизода, связанного с присвоением акций АО «Апатит» - у него истёк срок давности. Данный эпизод в этом уголовном деле был стартовым. Именно после того, как Лебедев и Ходорковский путём махинаций взяли предприятие под контроль, и было положено начало целой серии экономических афер.
(См. «Хищение акций «Апатита» оставили в уголовном деле»)
Защита весьма усердно пыталась исключить хищение акций АО «Апатит» из материалов дела, но безуспешно – мешал ряд процессуальных нюансов. В финале, впрочем, и обвинение, и защита подсудимых, сошлись на том, что сроки давности у «хищения пакета акций» вышли. В итоге гособвинитель ходатайствовал о лишении подсудимых свободы сроком на 10 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
«Ходорковский не совершал преступлений не только потому, что он их не совершал, а потому, что таких преступлений вообще не было» - витийствоал адвокат Генрих Падва.
(См. «Адвокаты Юкоса занимались «беспардонным враньём»)
СЛОВО ПРОТИВ ДОКУМЕНТОВ
Однако яркая риторика и изящное построение фраз защиты не сыграли против огромного массива документальных доказательств, по совокупности потянувших на обвинительный приговор махинаторам из самой «прозрачной» нефтяной компании.
(См. «Первые девять лет. Подсудимые были признаны виновными по всем инкриминируемым им преступлениям» и «Ходорковскому и Лебедеву утвердили приговор»)
В итоге в мае 2005 г. Мещанский суд Москвы вынес приговор по первому уголовному делу Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и Андрея Крайнова, приговорив первых двух подсудимых к 9 годам колонии, а Андрея Крайнова - к 5 годам условно. Осенью 2005 года срок Крайнову был снижен до 4,5 лет условно, а Лебедеву и Ходорковскому с 9 до 8 лет лишения свободы, при этом суть установленной в суде преступной деятельности жуликов-миллиардеров в приговоре сохранилась. В марте 2006 года данный приговор был признан законным и обоснованным.
(См. предыдущий материал «В этот день было обнаружено лежбище «Менатепа». Тайны бывшего овощесушильного завода. АОЗТ «Джой» использовалось в качестве промежуточного учредителя подставных обществ. Prigovor.ru напоминает, что было 8 апреля 1998 года»)