Со времени побега Леонида Невзлина от российского правосудия в Израиль прошло три года. За это время он умудрился основательно испортить свои отношения с израильской общественностью. Россия по собственному определению Невзлина является для него – «территорией врага», а Израиль теперь стал для него «территорией подозрения»
Со времени побега Леонида Невзлина от российского правосудия в Израиль прошло три года. Акционер и крупнейший нефтедолларовый миллиардер ЮКОСа расчитывал, что в святых местах его этническая принадлежность станет индульгенцией от обвинений в кровавых преступлениях. Получилось наоборот. Обвинения стали клеймом!
Несмотря на то, что Леонид Невзлин приехал в Израиль до предъявления формальных обвинений Генпрокуратуры, большинству израильтян была понятна его неожиданно проявившаяся «любовь к исторической родине». Для каждого еврея это словосочетание играет жизнеопределяющую роль. И только Невзлин воспользовался гостеприимством израильтян, как уголовник-рецидивист фомкой – для «взлома двери» в чужую лично для него страну. Долгие годы Невзлин жил даже не задумываясь не то, что над проблемами граждан Израиля, но даже над проблемами еврейской диаспоры в России.
Наглядна сама процедура получения Невзлиным гражданства. Он прибыл в Израиль, как турист. Причем, изначально даже не заикался о каких бы то ни было притеснениях по национальному признаку в России. Не интересовали «юкосовца» и проблемы израильского общества. Однако, в ускоренном порядке новому репатрианту были предоставлены гражданство и загранпаспорт при содействии в то время министра Щаранского и его близкого друга, заместителя министра внутренних дел Брайловского. Такое пренебрежение законами, процедурой получения права на жительство в Израиле сразу же взволновало депутатов Кнессета. Член партии Труда Колет Авиталь направила соответствующий запрос министру внутренних дел. Советник премьер-министра Шарона Раанан Гисин резко заявил, что в случае запроса об экстрадиции со стороны России «беглые олигархи» от ЮКОСа не смогут рассчитывать на неприкосновенность.
Однако, по настоящему угрозы израильскому обществу от появления высокообеспеченного «подозреваемого» из России, стали понятны после ряда выстыплений правозащитника доктора
Юлия Нудельмана. Вскоре к нему присоединился известный адвокат
Йорам Мушкат, а так же герой войны за Независимость
Элизер Шимони. Отвращение к темной фигуре и грязным делам Невзлина выражали и левый политик
Ури Авнери и правый депутат Кнессета
Захава Гальон, и последовательный приверженец национальных интересов Израиля, создатель партии ШАС депутат
Нисим Зеэв.
Что касается прессы, которая, как известно, призвана информировать общество, в том числе и о прошлом «новых граждан», то свое однозначное мнение против пребывания Невзлина на Святой земле высказали два ведущих израильских журналиста - телеведущий
Ярон Лондон и бывший редактор газета «Хаарец»
Мати Голан. Последний, кстати, в радикальной религиозной газете «В добрый час» обвинил Невзлина в терроре против еврейской общины России.
Невзлин, как считает российское следствие, организовал травлю в СМИ и череду покушений на жизнь предпринимателя Евгения Рыбина. Неоднократно поступали угрозы в адрес адвоката Рыбина Александра Добровинского. В конце концов, защитнику пришлось уехать на длительное время из России.
«Благотворительность» Невзлина в Израиле вызвала национальное возмущение и едкий сарказм в прессе. Став главным попечителем Музея Диаспоры, он решил практиковать «юкосовские» методы работы и без зазрения совести начал вмешиваться в работу коллектива, выгнал несколько научных сотрудников. Естественно подобный произвол не мог остаться незамеченным. Работники музея объявили забастовку такому «благотворителю». Неудивительно, что на церемонии открытия школы при Музее Диаспоры присутствовал только ректор Тель-Авивского университета Итамар Рабинович, засвидетельствовавший в протокольном режиме благодарность за пожертвования.
Кто еще пытается спасти «лицо» Невзлина в израильском обществе, так это депутат Кнессета
Юрий Штерн. Он убеждает парламентариев и журналистов в том, что Невзлин – невинная жертва. Цену его словам израильтяне прекрасно знают. Отношения Штерна с олигархами завязались еще в 1993 году. Именно он в свое время стоял за привлечением средств новых репатриантов под «техническим руководством» Леонида Ройтмана.
За расхищение собранных финансовых средств Ройтман загремел на12 лет в израильскую тюрьму. Помогал Штерн и ныне покойному Антону Малевскому (в правоохранительных органах его считали членом ОПГ «Измайловские»). Малевского, несмотря на протекцию Штерна, все же лишили гражданства.
В 1995 году Штерн активно покровительствовал Григорию Лернеру в получении лицензии на открытие банка, который затембыл уличен в мошенничестве. Заступничество Штерна из вышеприведенных примеров прекрасно объяснимо. Что важно, и Ройтман и Лернер оказались за решеткой благодаря усилиям доктора Юлия Нудельмана.
Сгущаются тучи и над «блудным сыном» Леонидом. На днях адвокат Йорам Мушкат отметил, что в деле об экстрадиции Невзлина в Россию еще рано ставить точку. Израильские власти требуют предоставить конкретные доказательства преступлений Невзлина и он готов им помочь.
В беседе с доктором Нудельманом бывший глава «Натива» (специального отделения по Восточной Европе и СНГ при канцелярии Премьер-Министра) Яаков Кедми подчеркнул, что пути обретения гражданства Невзлиным были весьма сомнительными. Кедми заявил, что Израиль выдаст Невзлина России, если Генпрокуратура представит реальные улики против обвиняемого.
Зима в Израиле для заезжего гостя из России обещает быть жаркой. За три года «в бегах» Невзлину удалось то, на что в России потребовалось почти десятилетие – вызвать устойчивые подозрения к своей личности