21 мая в деле Алексея Пичугина дал показания исполнитель «заказных» преступления ЮКОСа Геннадий Цигельник.
За этим делом стоят серьезные люди!»В начале заседания гособвинитель Камиль Кашаев огласил ряд документов, имеющихся в деле: тексты выступлений мэра Нефтеюганска Владимира Петухова на митингах, аналитические справки о бюджетных расходах в Нефтеюганске в 1998 году, публикации региональной прессы. От оглашения некоторых письменных материалов дела сторона обвинения отказалась. Речь, в частности, идет о справке, подтверждающей проживание Решетникова и Цигельника в гостинице Москвы в период совершения преступлений. Кашаев заметил, что осужденные не оспаривали установленные факты.
Выступивший в качестве свидетеля главный исполнитель преступлений ЮКОСа – Геннадий Цигельник не только не оспаривал установленные факты, но и добавил к уже сказанному ранее существенные детали. Цигельник заявил участникам процесса, что находящийся на скамье подсудимых сотрудник службы безопасности НК ЮКОС Пичугин является «заказчиком» убийства мэра Нефтеюганска Владимира Петухова, избиения управделами компании «Роспром» Виктора Колесова, двух покушений на предпринимателя Евгения Рыбина. Цигельник отметил, что Пичугин действовал в интересах Леонида Невзлина. Об этом киллеру стало известно в июне 1998 года. По возвращении из Нефтеюганска в Волгоград Цигельник и Решетников узнали от Горитовского и Шапиро, что в Волгоград приезжали «люди ЮКОСа»: Пичугин и Невзлин. Визит был связан с тем, что после убийства Петухова в Нефтеюганске были задержаны двое подозреваемых. «Заказчиков» интересовало, арестованы ли настоящие исполнители. Когда выяснилось, что Цигельник и Решетников живы, здоровы и на свободе, «люди ЮКОСа», среди которых был и тамбовский «посредник» Горин, уехали.
Цигельник рассказал суду, что «заказ» на Петухова был сделан жителем Волгограда Шапиро через Горитовского в мае 1998 года. Шапиро предложил «припугнуть», избить некоего коммерсанта Петухова за 10 тысяч долларов. Цыгельник согласился, получил адрес проживания «жертвы» и отправился в конце мая на собственной «Ниве» в Нефтеюганск. Для опытного бандита не составило труда установить, что Петухов не коммерсант, а мэр города. Цигельник решил отказаться от «заказа», однако Шапиро, по словам Цигельника, пригрозил серьезными последствиями для его семьи, если «заказ» не будет выполнен. «Мы не можем нанимать то одного, то другого!», - заявил Шапиро. – «За этим делом стоят серьезные люди!».
Цигельник вновь подробно рассказал участникам процесса как был убит 26 июня 1998 года мэр Нефтеюганска Петухов. По возвращении Решетникову и Цигельнику Шапиро передал 10 тысяч долларов, а затем еще 4 тысячи. «Это премиальные!» - пояснил посредник. – «В этот день у одного из «заказчиков» был день рождения!». Позже Цигельник узнал, что за убийство Петухова Шапиро через Горина получил 150 тысяч долларов.
«Заказ» на Евгения РыбинаВ августе 1998 года киллерам был поручен новый «заказ» - убийство управделами компании «Ист Петролеум» Евгения Рыбина. Шапиро и Горитовский не приняли отказ Цигельника от дела, заявив, что он «повязан» убийством Петухова. «Я спросил у Шапиро и Горитовского о том, кто является «заказчиком», – вспоминает Цигельник. – «Они ответили, что в августе 1998 года ездили с Гориным в Москву, где в одной из гостиниц встречались с Пичугиным и Невзлиным. «Заказ» поступил непосредственно от сотрудников НК ЮКОС». Цигельник сообщил суду, что за «работу» было обещано вознаграждение в сумме 20 тысяч долларов. Для исполнения преступления киллерам сообщили телефон, адрес места жительства Рыбина.
Цигельник так же подробно рассказал о первом покушении на предпринимателя 24 ноября 1998 года. Рыбин выходил из подъезда дома по улице Удальцова (от своего близкого знакомого Филимонова), когда Решетников приблизился к «жертве» и открыл стрельбу из самодельного автомата. Ствол заклинило, пули ушли в сторону, Рыбину удалось забежать в подъезд. После неудачного покушения, киллеры на несколько месяцев «залегли на дно». Однако в начале 1999 года «заказчики» потребовали возобновить работу, несмотря на то, что личности Решетникова и Цигельника были установлены сотрудниками милиции, которые несли службу вблизи загородного дома Рыбина и проверяли документы жителей Волгограда.
5 марта Шапиро и Горитовский приказали Цигельнику подъехать к гостинице «Салют». «Приедут серьезные люди, которые будут решать, когда необходимо совершить нападение!» - пояснили посредники исполнителям преступления. Около 17 часов волгоградские киллеры были на месте. Вскоре на стоянку вблизи гостиницы подъехала белая «Волга» из которой вышло трое мужчин и направились в сторону джипа Шапиро. «Один из них был Горин», - пояснил суду Цигельник. – «Двое других – Пичугин и Невзлин. Узнал я их потом по телевизору в следственном изоляторе». После переговоров в джипе, Цигельнику и Решетникову дали отмашку на исполнение убийства.
Около 20 часов 5 марта 1999 года вблизи Николо-Хованского кладбища киллерами был подорван автомобиль Рыбина, в котором находились водитель Федотов, охранники Иванов и Филиппов. Федотов скончался на месте. Как установила экспертиза, смертельные ранения были получены в результате взрыва гранаты, брошенной Решетниковым в салон автомобиля, при отходе с места боя. Участвовавший в перестрелке с бандитами охранник Алексей Иванов чудом не истек кровью, потерял ноги, но все же остался жив. Филиппов получил ранения, добежал до дома Рыбина, откуда другие охранники смогли вызвать помощь. Евгения Рыбина не было в автомобиле. В этот вечер он задержался на праздновании дня рождения у племянника.
Несмотря на то, что задание не было выполнено, Шапиро передал Цигельнику и Решетникову 20 тысяч долларов, с условием, что начатое дело будет доведено до конца. Все лето засветившихся исполнителей не беспокоили, однако, в августе стали поступать требования завершить начатое. Цигельник и Решетников вновь поехали в Москву.
«За мной так же открыто следили!»10 августа Цигельник был задержан в Москве по подозрению в покушении на Рыбина. Через два месяца «из-за отсутствия улик» киллер был отпущен на свободу. Что интересно, подельник Цигельника Решетников в это время сидел в следственном изоляторе, как опознанный Рыбиным исполнитель нападения 24 ноября 1998 года. Цигельника же, при наличии всех оперативных данных, рапортов милиционеров о том, что он был замечен рядом с домом Рыбина зимой 1999 года, просто отпустили на все четыре стороны. Сегодня у следствия есть все основания считать, что выписанная Цигельнику преступная «идульгенция» стала возможной, благодаря протекционизму службы безопасности ЮКОСа.
В Волгограде к Цигельнику вновь пришел Горитовский, который настаивал на продолжении дела в отношении Рыбина. «Заказчики» знали, что Решетников в тюрьме, за Цигельником наблюдает милиция, однако, считали, что убийство Рыбина должно быть доведено до конца. Была и другая причина тесных контактов накрепко повязанных бандитов. В 2000 году Горитовский познакомил Цигельника с Гориным, о котором киллер до этого имел преставление из разговоров и упоминаний Шапиро и Горитовского. Горитовский привез Цигельника прямо домой к Горину. Это вызвало недовольство тамбовского афериста. «А кто будет контролировать строительство заправок!» - пояснил тогда свои действия Горитовский. Выяснилось, что Горин намерен участвовать в проекте ЮКОСа по строительству в Волгограде 10 – 12 АЗС. Цигельнику предложили организовать контроль над данным проектом. Горитовский занялся подготовкой инженерной документации, однако, через 1,5 месяца руководство ЮКОСа отказалось от строительства заправок и Горитовский потерял затраченные на строительные изыскания 10 тысяч долларов. Возвращения денежных средств Горитовский требовал от Горина.
Цигельник пояснил суду, что Горин так же от имени Пичугина требовал от него исполнения «заказа» по Рыбину. В конце 2001 года Горитовский приехал к Цигельнику в Волгоград и предложил совершить убийство Рыбина в столице Австрии Вене, когда предприниматель будет выходить из здания суда. У Горитовского был при себе заграничный адрес Рыбина. Цигельник отказался от этого плана и посоветовал сделать то же самое и Горитовскому. По словам Цигельника Горитовский так и поступил, однако, деньги, полученные за готовящееся преступление, Горину не вернул. Горин угрожал Горитовскому. В конце концов, через несколько месяцев после этой истории в июне 2002 года Горитовского зарезали. «Не знаю, по какой причине убили Горитовского и связано ли это с событиями по покушениям!», - отметил Цигельник. – «Я могу только сказать, что за мной так же следили довольно открыто и это не были сотрудники милиции. Опасаясь за свою жизнь, я уехал жить на Украину».
P.S. Сегодня вопросы Цигельника будут задавать адвокаты обвиняемых.