Схема фиктивной аренды. «Передача осуществлялась только на бумаге - на самом деле бензин продолжал выпускать Куйбышевский НПЗ»
В эти дни, 19 лет назад, вокруг уголовного дела Рафаиля Зайнуллина, председателя совета директоров Куйбышевского НПЗ, подконтрольного НК Юкос, кипели нешуточные страсти – он согласился на прекращение уголовного дела по амнистии, тем самым серьёзно обострив ситуацию для других фигурантов «дела Юкоса».
«НЕДОПЛАТИЛ В БЮДЖЕТ 67,6 МЛН РУБ»
Во второй половине января 2004 года Рафаиля Зайнуллина взяли под стражу, а до этого, по делу, возбужденному в ноябре, он находился под подпиской о невыезде. Ему, по данным газеты «Ведомости», были предъявлены обвинения по статье 199, часть 2 Уголовного Кодекса – «уклонение от уплаты налогов с организации в особо крупных размерах», предусматривающей лишение свободы на срок от 2 до 7 лет.
«Зайнуллину вменялся в вину тот факт, что, будучи директором Куйбышевского НПЗ, он сдал перерабатывающие мощности завода в аренду некой фирме, зарегистрированной в зоне льготного налогообложения - ЗАТО г. Озерск (Челябинская область). Следователи считают, что, получив таким образом льготы по уплате акцизов, Куйбышевский НПЗ только за 1999 г. недоплатил в бюджет акцизы на сумму 67,6 млн руб» - отмечала газета.
В самой компании «Юкос», комментируя ситуацию вокруг Куйбышевского НПЗ, аккуратно переводили стрелки с самого НПЗ на фирму-арендатора, которая в период аренды и должна была платить акцизные сборы. «По закону самарские заводы на период действия договоров аренды плательщиками акцизов не являлись. Так какие могут быть к ним претензии? Пусть следствие разбирается с фирмами-арендаторами и с них же взыскивает деньги» - сообщили «Ведомости» со ссылкой на «представителя компании».
Надо сказать, что следствие так и поступило, выяснив, что аренда была фиктивной.
ФИКТИВНАЯ АРЕНДА С ЦЕЛЬЮ УКЛОНЕНИЯ
Как отметил «Коммерсант», «речь идёт о 67 млн. рублей акцизов, которые завод, по мнению следствия, недоплатил в 1999 году, воспользовавшись известной схемой с закрытым административно-территориальным образованием (ЗАТО) города Озерска Челябинской области. В аренду фирме, зарегистрированной в ЗАТО, было передано оборудование по производству бензина, что позволило предприятию минимизировать налоги. Следствие же установило, что передача осуществлялась только на бумаге - на самом деле бензин продолжал выпускать НПЗ. В 1999 году это дело уже прекращали за отсутствием состава преступления, но в начале декабря 2003 года по указанию Генпрокуратуры его вновь возобновили, а 22 января 2004 господин Зайнуллин был арестован.
«АМНИСТИЯ В СВЯЗИ С 55-ЛЕТИЕМ ПОБЕДЫ»
Однако уже в начале февраля 2004 года деловые издания сообщили, что Рафаиль Зайнуллин «согласился освободиться по амнистии, что означает признание вины. Амнистия была объявлена Госдумой ещё в мае 2000 г. в связи с 55-летием Победы, по которой от уголовной ответственности, в частности, освобождались мужчины старше 55 лет, инвалиды I и II групп. А 62-летний Зайнуллин является инвалидом II группы».
Стоит пояснить, что если осуждённый или обвиняемый по всем критериям подпадает под амнистию, то на такое действие требуется его согласие, поскольку амнистия не является реабилитирующим обстоятельством, и фигурант дела вправе пройти весь процесс до вынесения вердикта.
Однако столь очевидную вещь некоторые издания в деле Зайнуллина почему-то оформили как «освобождение в зале суда за недоказанностью». Возможно, все возникшие «разночтения» запустили для того, чтобы красиво вывести Зайнуллина за рамки «дела Юкоса», дескать, он никого не сдавал.
Основания в необходимости такого «прикрытия» были. Как отметил «Коммерсант», «его уголовное преследование было прекращено по нереабилитирующим основаниям, и для следствия он является преступником. Учитывая, что в уклонении от уплаты налогов по аналогичным схемам обвиняются совладельцы Юкоса Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, признание вины господином Зайнуллиным сможет теперь послужить косвенным доказательством виновности на суде и по их делам».
ВИНУ ПРИЗНАЛИ, УЩЕРБ ВОЗМЕСТИЛИ
Кроме Куйбышевского НПЗ, аналогичную схему проворачивали и руководители Сызранского, и Новокуйбышевского НПЗ, входящих в состав НК Юкос. По этим фактам в 1999 году возбуждалось уголовное дело, однако его закрыли «за отсутствием состава преступления». Однако в 2003 году, оценивая масштаб махинаций руководства Юкоса не только по какому-то одному региону, а по всей стране, расследование было возобновлено.
Бывший генеральный директор Новокуйбышевского НПЗ Семён Михайлов в деле прошёл по схеме Зайнуллина - он тоже признал вину в рамках амнистии.
А дело против руководства Сызранского НПЗ было передано в начале июня 2004 года в Сызранский городской суд - гендиректора завода Николая Лядина, его заместителя и главного бухгалтера обвиняли в уклонении от уплаты налогов на сумму 20,86 млн руб. Суд, впрочем, дело прекратил – обвиняемые вину признали, ущерб возместили.
ОДНА СТАРУШКА РУБЛЬ, А ДЕСЯТЬ – КРУГЛЫЙ СЧЁТ В ОФШОРЕ
В масштабе региона нарушения смотрелось не страшнее прочих. Юкос же действовал по принципу – одна старушка рубль, а десять – круглый счёт в офшоре. Именно поэтому в масштабах страны при сведении «юкосвских» схем в единую картину всё смотрелось совсем иначе - миллиардные суммы ухода от налогов, к тому же все эти «налоговые фокусы» замыкались на корыстные интересы одной и той же группы лиц – «основных акционеров» нефтяной империи Ходорковского. И многие фирмы, имевшие регистрацию в ЗАТО, являясь «подставными» фирмами Юкоса, фигурировали в налоговых и уголовных расследованиях.
(См. предыдущий материал «В этот день на сайт Интерпол загрузили фото беглецов из Юкоса. Не только Дубов и Брудно. На Кипре директора «прачечных» фирм получили поддельные паспорта. Prigovor.ru напоминает, что было 31 января 2005 года»)