За два года топ-менеджеры и акционеры "ЮКОСа" украли $11 млрд.
"Известия" выяснили новые подробности уголовного дела, в рамках которого Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву могут быть предъявлены новые обвинения. По версии следствия, преступная группа, в которую входили топ-менеджеры и акционеры "ЮКОСа", "совершила присвоение вверенного чужого имущества" в размере $11 млрд. Речь идет о продаже нефти, добытой дочерними компаниями "ЮКОСа", по заниженной цене посредническим фирмам. "Известия" выяснили, каким образом прокуратура собирается доказать, что обычная для российского бизнеса схема продажи нефти через офшорные компании имеет криминальный характер и является "хищением".
Новое уголовное дело под номером 18325531-04 было возбуждено Генпрокуратурой по двум статьям Уголовного кодекса ("Хищение" и "Легализация денежных средств") 6 октября прошлого года. В тот момент Ходорковский и Лебедев уже сидели в тюрьме в рамках первого дела, по которому сейчас ожидают приговора.
Новое дело было возбуждено в отношении Михаила Ходорковского, Василия Шахновского, Михаила Брудно, Михаила Елфимова, Антонио Вальдес-Гарсиа, Владимира Переверзина и Андрея Леоновича. Уже после прочтения первых страниц этого дела становится понятно: у следствия нет сомнений в виновности Ходорковского и Лебедева. Эта цитата говорит сама за себя: "В 2002-2003 годах организованная группа в составе Ходорковского, Шахновского, Брудно, Лебедева, Елфимова, Малаховского, Вальдеса, Переверзина и других, не установленных следствием лиц, совершила присвоение вверенного чужого имущества в особо крупном размере и легализацию денежных средств и имущества..."
По версии следствия, эта группа создала схему хищения прибыли, выручаемой нефтедобывающими дочками "ЮКОСа" - компаниями "Юганскнефтегаз", "Томскнефть", "Самаранефтегаз". Для этого была создана цепочка компаний-посредников, через которые шли расчеты за поставленную на экспорт нефть, причем отпускная цена, по которой добытчики реализовывали нефть посредникам, в разы отличалась от той, по которой ее покупали конечные потребители на Западе. По подсчетам Генпрокуратуры, в результате применения этой схемы были ущемлены интересы добывающих компаний и они недополучили по меньшей мере $11 млрд. Львиная доля сверхприбыли, полученной офшорными компаниями, была выплачена в качестве дивидендов учредителям этих компаний. А учредителями офшоров были топ-менеджеры и крупные акционеры "ЮКОСа". Этот момент Генпрокуратура квалифицировала как легализацию средств, нажитых преступным путем.
В марте Генпрокуратура направила письма руководителям "Томскнефти" и "Самаранефтегаза" с предложением взыскать недополученную прибыль с "ЮКОСа". Не исключено, что такое же письмо получили и в "Юганскнефтегазе". Эта бывшая дочка "ЮКОСа", перешедшая в собственность государственной "Роснефти", уже подала в Московский арбитражный суд иск на 163 миллиарда рублей (в обеспечение этого иска арбитраж уже арестовал почти все активы "ЮКОСа"). "Томскнефть" и "Самаранефтегаз", остающиеся дочерними компаниями "ЮКОСа", на такой шаг, естественно, не пошли.
По данным следствия, на экспорт юкосовская нефть шла через двух трейдеров - ООО "Ратибор" (гендиректором этой фирмы был вышеупомянутый Владимир Малаховский, а учредителем - один из акционеров "ЮКОСа") и ООО "Фаргойл" (гендиректор - Антонио Вальдес-Гарсиа). Именно с этими фирмами от имени "Юганскнефтегаза", "Томскнефти" и "Самаранефтегаза" по доверенности заключал договоры о поставках член правления "ЮКОСа" и глава "ЮКОС РМ" Михаил Елфимов. Этот факт следователи истолковали как "захват оперативного управления" добывающими предприятиями.
Купив нефть у Елфимова, "Фаргойл" и "Ратибор" с минимальной наценкой перепродавали ее иностранным офшорным компаниям, учрежденным некоторыми акционерами "ЮКОСа". Офшоры же продавали нефть конечным потребителям с максимально возможной "накруткой", оставляя сверхприбыль себе.
Реализация сырья подконтрольным структурам по заниженным, так называемым трансфертным, ценам - обычное дело для отечественных экспортеров. Однако следователи Генпрокуратуры установили, что все компании, входившие в посредническую цепочку, владели нефтью лишь на бумаге, а фактически она отгружалась напрямую от добывающей компании к потребителю. Именно этот факт дал основание Генпрокуратуре считать эти сделки фиктивными.
Адвокаты, участвующие в этом деле, с такой оценкой не согласны.
- Свободу выбора торговых партнеров у нас никто не отменял, так же как никто не ограничивал число возможных посредников, - заявил "Известиям" адвокат Игорь Яртых, защищающий Владимира Переверзина, бывшего заместителя директора дирекции внешнего долга НК "ЮКОС" (он был арестован 18 декабря). - Это дело продавца - по какой цене ему ее продавать. Да и в конце концов, прежде чем продать на Западе, эту нефть нужно туда доставить - это тоже стоит денег, и немалых.
Первым по этому делу был арестован директор ООО "Ратибор" Владимир Малаховский - это произошло 10 декабря прошлого года. Ему было предъявлено обвинение в присвоении 7,5 млрд рублей (это была предварительная сумма, которая будет скорректирована к концу следствия). В тот же день Басманный суд дал санкцию на арест Елены Аграновской - управляющего партнера компании "АЛМ-Фельдманс", консультировавшей "ЮКОС" по поводу схем реализации нефти. Ей Генпрокуратура предъявила обвинение в присвоении $2,4 млрд и отмывании $810 млн. Однако позже ее выпустили под подписку о невыезде - держать ее в тюрьме не позволило состояние здоровья. Аналогичное обвинение было предъявлено и ее партнеру по бизнесу Павлу Ивлеву, но заочно - незадолго до этого он уехал в Великобританию. В феврале адвокаты Ивлева сумели добиться в Мосгорсуде отмены постановления о привлечении его в качестве обвиняемого.
Вслед за юристами из "АЛМ-Фельдманс" наступила очередь Владимира Переверзина - он был арестован 18 декабря. Ему вменили присвоение $4,5 млрд, часть из которых, по версии следствия, он легализовал. В марте этого года Генпрокуратура заочно предъявила обвинение в присвоении $6,8 млрд и отмывании 111 млрд рублей одному из соучредителей "ЮКОСа" и одному из основных акционеров GROUP MENATEP Михаилу Брудно, уехавшему в Израиль. Остальным главным фигурантам этого уголовного дела, находящимся в России - Ходорковскому, Лебедеву и Шахновскому, Генпрокуратура предъявлять обвинение не спешит.
- Мы знаем о существовании этого уголовного дела, - заявил "Известиям" адвокат Василия Шахновского Юрий Клячкин. - Однако обвинение моему клиенту еще не предъявлено.
- Защита Лебедева и Ходорковского не исключает предъявления им новых обвинений хотя бы потому, что их зачем-то в декабре уведомили, что в отношении их ведется расследование, - заявила "Известиям" адвокат Платона Лебедева Елена Липцнер. - Делать это прокуратура была не обязана - это не предъявление обвинения, но тем не менее они сочли нужным предупредить. Значит, стоит ожидать и самого обвинения.
В самой Генпрокуратуре в четверг вновь отказались от каких-либо комментариев по этому делу. Можно предположить, что прокуратура готовит Ходорковскому и Лебедеву "сюрприз", аналогичный тому, которого уже удостоился их бывший подчиненный Алексей Пичугин. Сразу после оглашения приговора по его делу Генпрокуратура объявила, что предъявляет ему новые обвинения по другому уголовному делу. Очевидно, новые обвинения Ходорковскому и Лебедеву будут предъявлены после приговора 16 мая.