Поменяли Канары на нары

Руководители офшоров ЮКОСа Переверзин и Малаховский отправились в лагеря. В интересах Ходорковского и Лебедева сообщники, не глядя, подписывали бумаги о перекачке за рубеж миллиардов долларов.

5 марта Басманный суд Москвы закончил рассмотрение уголовного дела в отношении замдиректора дирекции внешнего долга НК ЮКОС Владимира Переверзина и директора ООО «Ратибор» Владимира Малаховского. Обвиняемые в хищении и легализации нефти в составе организованной группы вины своей не признали. Суд был иного мнения и приговорил «честного предпринимателя» Переверзина к 11 годам лишения свободы, а «честного предпринимателя» Малаховского к 12. В отношении «честного предпринимателя» директора фирм «Фаргойл» и «Ю-Мордовия» Вальдес-Гарсиа, бежавшего от правосудия за рубеж, уголовное судопроизводство приостановлено.







Сообщники МБХ или жертвы «дела ЮКОСа?

Владимир Малаховский и Владимир Переверзин были арестованы в конце 2004 года. Руководителям подставных «юкосовских» компаний были предъявлены обвинения в хищении имущества в особо крупном размере организованной группой лиц, в состав которой входил ряд руководителей НК ЮКОС (ч. 4 ст. 160 УК РФ), а также в легализации денежных средств в особо крупном размере, приобретенных преступным путем (ч. 4 ст. 174-1 УК РФ). Когда Малаховского и Переверзина арестовали, в отношении Ходорковского и Лебедева еще шло судебное следствие. Приговор руководителям ЮКОСа прозвучал в мае 2005 года.

Сегодня сторонники МБХ утверждают, что дело Малаховского и Переверзина было затеяно только для того, чтобы начать в отношении руководителей ЮКОСа новое уголовное преследование. При этом забывается, что дело в отношении подставных компаний и второе уголовное дело Ходорковского и Лебедева, набравшее ход в феврале 2007 года, были заведены в одно и то же время – в 2004 году. Генпрокуратура, получается, никогда и не скрывала, что суть событий, которые лежат в основе обвинений, как подчиненных МБХ, так и его лично, это одни и те же преступления. Нужно ли сегодня «раскрывать» вселенский заговор, направленный против Ходорковского? То, что бывшему главе ЮКОСа предъявят новые обвинения, в основу которых лягут, в том числе, уже состоявшиеся судебные решения, для любого здравомыслящего человека было ясно уже давно. Тем более странно, что лишь сегодня Малаховского и Переверзина включили в число жертв «дела ЮКОСа».

Рассмотрение дела Малаховского, Переверзина, Вальдес-Гарсиа началось в Басманном суде в июне 2006 года. Слушания проходили в закрытом режиме, поэтому подробности разбирательств неизвестны. В начале 2007 года Вальдес-Гарсиа, находившийся под подпиской о невыезде, бежал от приставленной к нему охраны. В настоящее время гражданин Испании и России находится в Лондоне. Слушания, которые вплотную подошли к приговору, пришлось приостановить. В итоге уголовное дело в отношении беглого экс-организатора подставных «юкосовских» компаний выделили в отдельное производство. 2 февраля суд выдал санкцию на арест Вальдес- Гарсиа. 1 марта судья Елена Ярлыкова приступила к оглашению приговора Малаховскому и Переверзину, которое растянулось на три рабочих дня.

«Ходорковского видел только по телевизору!»

- Освободите, пожалуйста, зал, - попросил собравшихся сотрудник конвойной службы перед началом оглашения судебного вердикта. – Сейчас осужденных заведем, потом пригласят всех остальных.

- Каких осужденных! – недовольно шептались близкие, рассчитывающие, видимо, на иной исход дела. Однако, после первых строк приговора, зачитанного судьей Ярлыковой, стало ясно, что обвиняемыми Малаховского и Переверзина называть нельзя. Суд признал вину подсудимых по всем пунктам. В приговоре подробнейшим образом расписывалось на основании каких фактов суд пришел к такому выводу.

Малаховский и Переверзин признаны виновными в похищении нефти и нефтепродуктов на сумму свыше 13 млрд. долларов и легализации на сумму свыше 8,5 млрд. долларов в составе орггруппы в 2000 – 2003 гг. Гендиректор «Ратибора» Владимир Малаховский подписал ряд договоров с ООО «Юганскнефтегаз», ООО « Томскнефть» ВЕК и ОАО «Самаранефтегаз» о приобретении нефти. Со стороны нефтедобывающих компаний документы подписал исполнительный вице-президент, директор дирекции по торговле и транспортировке нефти ЗАО «ЮКОС РМ» Елфимов. Он действовал на основе доверенности, подписанной руководителем «ЮКОС РМ» Михаилом Брудно. В приговоре о главных организаторах махинаций говорится, как о «лицах, находящихся в розыске». Договор, заключенный компаниями был и на бумаге и на деле фиктивным. Впрочем, как и все дальнейшие сделки, осуществляемые для вывода чистой прибыли и неуплаты налогов. «Малаховский и Переверзин создавали благоприятные условия для хищения нефти и вывода средств», - значится в судебном вердикте. – «…устойчивость группы обуславливалась знакомством обвиняемых, корпоративностью целей».

Созданная Малаховским в Эвенкии компания «Ратибор» на деле ничего из себя не представляла. В штате конторы состояло два человека. Ведением реальной документацией, финансовыми делами занималось специализированное управление ЮКОСа в Уланском переулке Москвы. Такими же «однодневками» были созданные набранными с улиц учредителями фирмы «Ю-Мордовия» и «Фаргойл». Гендиректор «Ю – Мордовия» Тян показал, что был назначен «от ЮКОСа, ничего не решал, ни чем не распоряжался, а все имущество компании состояло из принтера и компьютера». Через мордовские «рога и копыта» прокручивал операции Антонио Вальдес-Гарсиа. Не правда ли, весьма странно, что через не имеющие ни штата сотрудников, ни организационных ресурсов компании в 2000 – 2003 гг. прошло больше половины всей добытой нефти ЮКОСа. Каким образом «честным предпринимателям» удалось добиться столь феноменальных успехов в бизнесе, гадать, наверное, смысла не имеет?

Учредитель «Фаргойла» Силаев заявил в ходе судебных слушаний, что организовать компанию ему предложил некий Вадим, за что он получил 200 долларов. Некая женщина по имени Алла из ЮКОСа открыла на его имя счета в банке ДИБ (ныне «Траст»), которыми он никогда не пользовался. Силаев показал суду, что никогда не видел директора «Фаргойла» Вальдес-Гарсиа и никогда не ставил подписи под учредительными документами. Почерковедческая экспертиза подтвердила, что подделаны не только подписи Силаева, но и других «одноразовых» учредителей около десятка организованных «юкосовцами» фирм-однодневок, в том числе компаний, возглавляемых Малаховским.

Что интересно, «одноразовые учредители» в отличие от сотрудников ЮКОСа, ныне скрывающихся за рубежом, от суда никогда не прятались. Наверное, потому что бежать им из России не зачем, да и не на что. В суде по делу Малаховского и Переверзина обличительные показания дали порядка 5 - 7 таких человек. И это, пожалуй, самое бескомпромиссное доказательство подставной деятельности созданных бизнес-структур.

Другое, не менее важное доказательство – методика получения разрешения на продажу «юкосовской» нефти. Один раз в год, любые компании могли участвовать в аукционе на право продажи нефти предприятий ЮКОСа. Стоит ли говорить, что их неизменно выигрывали те или иные компании Малаховского и Вальдес-Гарсиа? При чем представители этих компаний даже не посещали место проведения торгов. Сотрудница, которая вела документацию, показала, что все указания о том, кого считать победителем аукциона получала от Елфимова или устно, или по электронной почте. Гендиректор «Юганскнефтегаза» Гильманов рассказал суду, что реализацией добытой предприятием нефти занимался «ЮКОС – ЭП». Он получал из ЮКОСа договора, в которых уже была названа компания-покупатель («однодневка» Малаховского или Вальдес-Гарсиа) и цена, реализуемой нефти. Руководству предприятия, нефтеюганским нефтяникам даже не позволялось обсуждать вопросы о продаже сырья.






Таким образом, на протяжении трех лет ЮКОС продавал нефть через «конторы» Малаховского и Вальдес-Гарсиа. Прибыль оседала на счетах этих компаний в банке «Траст». Эти компании платили мизерные отчисления государству, поскольку находились в зонах с льготным налогообложением. В конце концов, Переверзиным на Кипре были созданы компании «Routhenhold Holdings Limited» и «Pronet Holdings Limited», на счета которых, наворованные средства ЮКОСа и переместились. Всего более 13 млрд. долларов.

Малаховский не признал себя виновным в организации подставных компаний и их фиктивной деятельности, а так же легализации средств. Он показал, что никогда не встречался ни с Брудно, ни с Елфимовым, и не имеет отношения ни к какой организованной преступной группе. «Ходоркоского я видел только по телевизору!» - подчеркнул в своих показаниях обвиняемый.

Киприот по требованию ЮКОСа

Заместитель директора дирекции внешнего долга НК ЮКОС Владимир Переверзин так же не признал своей вины, заявив, что занимался реальной предпринимательской деятельностью. Переверзин устроился работать в банк «Менатеп» в 1991 году по объявлению. Через какое-то время ему предложили работать в отделении банка на Кипре. После того, как у банка отозвали лицензию, Переверзин вернулся в Россию и долгое время находился без работы. Со второй попытки ему все-таки удалось вновь стать сотрудником банка. Переверзин занимался финансовыми операциями до тех пор пока его не вызвал начальник управления Зурабов и предложил открыть несколько фирм на Кипре. Переверзин согласился. Он получил должность заместителя директора дирекции внешнего долга, снял офис в столице Кипра Никосии, нанял сотрудников. По показаниям самого Переверзина все документы, контракты и т.д. для возглавляемых им фирм «Routhenhold Holdings Limited» и «Pronet Holdings Limited», готовились в Москве в головном офисе ЮКОСа юридическими или финансовыми службами. Роль Переверзина заключалась только в том, чтобы просматривать бумаги и подписывать их. Никакие изменения в документы он не имел права вносить. Заработную плату руководитель оффшоров получал со счетов своих компаний.







Компании Переверзина лишь на бумаге занимались реализацией нефтепродукции ЮКОСа. На самом деле, ЮКОС прекрасно сам справлялся с продажами за рубежом. Кипрские оффшоры выполняли роль российских – имитировали деятельность для того, чтобы получать налоговые льготы и возможность в нужный момент перевести чистую прибыль ЮКОСа на Кипр. Через компании Переверзина происходила и легализация средств. Компании выступили учредителями ряда других кипрских фирм, предварительно зарегистрированных российскими юристами во главе с зам. управляющего партнера адвокатского бюро «АЛМ Фельсман» Ивлевым. Главные из них: «Dansley Limited» и «Nassaubridge Menagement Limited». Первая стала учредителем «Ратибора», вторая – «Фаргойла». Вследствие фиктивных операций по выплате дивидендов, вся чистая прибыль ЮКОС, накопленная на счетах российских «однодневок», была выведена за рубеж. Далее средства перемещались с одного счета на другой. На эти деньги велась деятельность ЮКОСа, приобреталась собственность, выплачивалась «левая» заработная плата, покупались заводы и предприятия в России и за рубежом.

Владимир Переверзин заявил суду, что с Брудно встречался два раза: один раз в Москве, другой на Кипре, в то же время Малаховского и Вальдес-Гарсиа до судебного процесса никогда не знал. Переверзин отметил, что счетами компаний никогда не распоряжался, в преступной группе не состоял, к деятельности ЮКОСа имеет отношение лишь как простой наемный работник, который добросовестно вел порученные ему дела.

Приговор - двоим, вердикт – для всей группы

Безусловно, приговор, вынесенный Малаховскому и Переверзину – это проекция будущего вердикта в отношении Ходорковского и Лебедева. Только, мягко говоря, наивные люди, могут утверждать, что, имея двух сотрудников в штате можно вести коммерческую деятельность по реализации нефти и нефтепродуктов на миллиардные суммы в иностранной валюте. Если это так, то фамилии «честных предпринимателей Малаховского и Переверзина должны крутиться в десятке самых богатых людей современной России, а самим фигурантам необходимо «присудить» Нобелевскую премию вместо срока. Странно, что в списке самых богатых олигархов России, вместо Малаховского и Переверзина значится фамилия Ходорковского, предприятие которого, если верить его сторонникам, не вылезало из долгов и терпело страшные, не позволяющие платить налоги убытки.

Несмотря на уверения в честности, суд определил, что Малаховский «…обеспечивал непрерывность присвоения и легализации похищенной нефти», а Переверзин « … находился на Кипре и обеспечивал оформление подставных договоров, которые должны были имитировать оформление права на поступающие из России нефтепродукты». Наказание Переверзину – 11 лет лишения свободы, Малаховскому – 12 лет. Суд так же полностью удовлетворил иски к осужденным, поступившие от компаний «Самаранефтегаз» - 77 млрд. рублей, «Юганскнефтегаз» - 170 млрд. рублей и «Томскнефть» - 93 млрд. рублей. Всего на общую сумму 340 млрд. руб.

Наказание Малаховскому и Переверзину пресса уже поспешила назвать самым суровым в «деле ЮКОСа». Наверное, проецирование приговора на будущий процесс в отношении Ходорковского и Лебедева у кого-то вызывает нервные реакции. Самый суровый и в то же время, недостаточно строгий приговор в виде 24 лет лишения свободы, в настоящее время вынесен начальнику отдела СБ НК ЮКОС Алексею Пичугину, который организовал серию заказных убийств и нападений. Алексею Курцину, заместителю управляющего делами ООО «ЮКОС-Москва» и участнику махинаций по хищению средств ЮКОСа под руководством своего начальника Михаила Трушина, Лефортовский суд определил в качестве наказания 14 лет лишения свободы. Так что, приговор Малаховскому и Переверзину достаточно строгий, но не суровый, если учесть, какие денежные суммы последние вывели за рубеж и легализовали.
Популярные материалы