14 июня: В Мосгорсуде приговоренного к 20 годам лишения свободы и вновь подсудимого Алексея Пичугина прямо назвали заказчиком и организатором убийств Валентины Корнеевой, семьи Гориных и покушений на предпринимателя Евгения Рыбина.
С 7 июня в деле Алексея Пичугина повисла процессуальная пауза. Гособвинители оглашали документы, приобщаемые к делу. Это результаты медицинских, баллистических экспертиз по эпизоду убийства директора фирмы "Феникс" Валентины Корнеевой, нападениям на Евгения Рыбина, протоколы очных ставок между Пичугиным и Рыбиным, ряд вещественных доказательств и т.д. Таким образом, участники процесса готовились, пожалуй, к наиболее важному этапу в слушаниях - показаниям членов тамбовской преступной группировки. На этой неделе бандитов, этапировали в Москву.
Среди новых свидетелей старые знакомые: лидер преступной группы и тамбовский авторитет Игорь Коровников и активные члены его банды. На совести преступников пять изнасилований, восемь убийств, покушения на убийства двух несовершеннолетних детей, а так же, взрыв двери в доме родителей сотрудницы московской мэрии Ольги Костиной, организованный по указанию Леонида Невзлина. По приговору Тамбовского суда Коровников отбывает пожизненное заключение.
Арсен Хангераев: "Шестопалов покровительствовал Цыгельнику!"Первым суд заслушал не имеющего отношения к тамбовской "бригаде" наркомана и разбойника Арсена Хангераева. Именно этот человек, по показаниям сестры Владислава Левина похитил ее в 2002 году из родительского дома в Дагестане и насильно привез в Волгоград. Хангераев сожительствовал с девушкой, не позволяя ей выходить из дома. Свободное время мужчина посвящал употреблению наркотиков, дружбе с Геннадием Цыгельником и разборкам с выходцами из Чечни.
На суде Хангераев рассказал, что познакомился с Цыгельником в 1985 году в Волгограде. Виделись они редко. В марте 2003 года у брата Хангераева возникли проблемы с чеченцами с городке Котельниково. Хангераев встретил Цыгельника и попросил поехать вместе с ним для выяснения отношений с кавказцами. Цыгельник согласился и взял с собой знакомого Шуваева. Хангераев же привлек к разборке Владислава Левина, который приехал в гости к своей сестре. Девушка просила забрать ее от нелюбимого мужа.
В таком составе, по словам Хангераева, они выехали в Котельниково. В обговоренном для "стрелки" месте "переговорщики" чеченцев не застали и поехали ночевать к знакомому Хангераева в село Дубовское Ростовской области. Принявший гостей Магомед Хайдарбеков стал хвастаться недавно приобретенным пистолетом ПМ и предложил обокрасть дом семьи Каплиевых. Хайдарбеков давно следил за супругами. По его подсчетам у хозяев было не менее 30 тысяч рублей, и в этот вечер они должны были уехать в Волгодонск.
Как рассказал Хангераев, первым в дом через форточку залез Хайдарбеков. Он открыл дверь остальным и стал заряжать пистолет. Потом Хангераев слышал крики хозяев дома. Когда вошел, то увидел, что в большой комнате горит свет. Там прозвучало несколько выстрелов из пистолета. Ответными выстрелами Хангераева ранили, он выбежал из дома, после чего его догнали подельники. Раненого отвезли в больницу и оставили у дверей приемного покоя. Супруги Каплиевы, получившие огнестрельные ранения, чудом остались живы. Разбойники подались в бега, но были задержаны в течение нескольких месяцев.
По словам Хангераева, однажды, он слышал от жены Цыгельника, что у ее мужа высокопоставленные покровители, в частности, некто Шестопалов. Кто это, Хангераев не знает. Свидетель так же показал, что не видел, как Левин входил в дом, и было ли в его руках оружие.
После этого вопросы Хангераеву стал задавать Цыгельник. Когда бандиты идут "на дело", то выясняют, кто из них главный, а когда находятся за решеткой, то стараются переложить вину на подельников. Именно так можно охарактеризовать диалог двух преступников:
- Кто втянул в дело Левина? - спросил Цыгельник у Хангераева. - Ты или я?
- Я, - ответил свидетель.
- Чей знакомый Хайдарбеков? Мой или твой?
- Мой.
- Кто распределял роли?
- На месте Хайдарбеков и ... Цыгельник, - ответил, глядя на Цыгельника свидетель.
Олег Смирнов: "Пичугин давал указания Горину убивать неугодных ЮКОСу людей"Нужно признать, что показания 44 - летнего бывшего оперуполномоченного тамбовской милиции, а ныне заключенного, стали полной неожиданностью для стороны защиты. Свидетель прямо обвинил Пичугина в организации заказных убийств и ликвидации Пичугиным самого активного "палача" - Сергея Горина.
В 90- е гг. Смирнов работал милиционером в Тамбове. Расследуя деятельность преступных групп города, страж порядка близко познакомился с Сергеем Гориным. Знал он и членов преступной группировки Игоря Коровникова. За содействие этой банде, оказание разного рода услуг, Смирнов и был осужден и ныне отбывает тюремное наказание. Еще до этого, Смирнов тесно сблизился с Сергеем Гориным, фактически стал его личным шофером. "Горин выполнял поручения от компании ЮКОС", - заявил суду Олег Смирнов. - "Все указания исходили от Алексея Пичугина. Они имели криминальный характер. Мне известно, что по заказу Пичугина Горин организовал нападения на бизнесмена Рыбина, и убийство женщины, с которой был спор из-за недвижимости. Горин говорил, что все заказы получает только от одного человека, с ним и поддерживает связь".
Смирнов рассказал, что неоднократно возил Горина на встречи с Пичугиным в Москву. А однажды, ездил с ним в подмосковное Кораллово к отцу Ходорковского. Горин пояснил Смирнову, что испытывает финансовые трудности из-за того, что нет оплаты проделанной "работы" со стороны Пичугина. На встрече с отцом Ходорковского, Горин сказал, что работает на ЮКОС, пояснил свою роль и пожаловался, что его труд и задействованных людей не оплачен должным образом. После завершения встречи, по словам Смирнова, Горин находился в приподнятом настроении. Отец Ходорковского прекрасно его понял и пообещал все урегулировать.
Пичугин был крайне недоволен визитом Горина к отцу Ходорковского. По словам Смирнова, "топал ногами, был в гневе". Пичугин вызвал Горина в Москву и четко заявил: "Ты поступил неправильно, теперь тебе конец!". Однако, у Горина был компромат на Пичугина. Он носил с собой диктофон и записывал откровенные фразы своего начальника. Были у него и другие материалы, которые он хранил, по всей видимости, в сейфе в своем доме в пригороде Тамбова. "Если что-то случится, обратись к Ольге!" - говорил Горин Смирнову. - "Она в курсе всех дел".
Смирнов так же заявил суду, что на Рыбина планировалось совершение еще одного (третьего по счету) покушения. Горин обсуждал с Пичугиным это нападение. От убийства в России киллеры отказались. После двух неудавшихся нападений, внимание общественности к предпринимателю было крайне высоким. А вот австрийский адрес Рыбина Горин лично показывал Смирнову. Его написал и передал Горину сам Пичугин. Реализовать план, насколько известно, "бригада" Пичугина не успела. Кстати, во время обыска в квартире Пичугина, в его бумагах сотрудники следственных органов так же нашли лист бумаги с адресом предпринимателя. Как установила экспертиза, надпись сделана рукой Пичугина.
Рассказал Смирнов и об убийстве семьи Гориных: "20 ноября 2002 года, вечером мне позвонил Горин и сказал, что рано утром, в 4 часа, мы отправляемся в Москву на встречу с Пичугиным. Я подъехал в условленное время к его дому, позвонил по телефону, сначала на сотовый, потом на городской. Никто не ответил. Через некоторое время повторно позвонил и посигналил. Никто не вышел. Я подумал, что они спят, и решил подождать. Только в 8 часов пришла няня, и мы стали беспокоиться, не случилось ли чего. Я перелез через забор, открыл калитку, мы вошли в дом. В одной из комнат обнаружили детей. Они рассказали, что накануне в дом ворвались неизвестные и увели их родителей. Тогда я сообщил о происшествии в милицию. Во дворе и в гараже дома я видел пятна, похожие на пятна крови. Сейф был раскрыт... Я считал, что к данному преступлению причастен Пичугин. В конце ноября я узнал его телефон из записной книги, показанной мне матерью Ольги. Я два раза звонил ему. Первый раз разговаривал с секретарем. Второй раз лично. Я не стал представляться, сказал, что знаю обо всех делах этой семьи. Цель моих звонков была одна - я считал, что Ольга еще жива и ее убийство можно предотвратить таким образом. Пичугин предложил продолжить диалог и встретиться. Я отказался".
Истерику, в которую впала после этих слов защита Пичугина, нельзя назвать иным словом. Адвокат Каганер едко полемизировал в большей степени сам собой, что у свидетеля "очень хорошая память". И тут же "ловил" его на противоречиях с показаниями, данными в 2003 году. Дескать, ранее Смирнов говорил, что во время ожидания Горина, собаки за забором дома лаяли в вольере, а теперь, не может определить, откуда слышался лай.
- А если, собаки были в вольере, так почему же вы не проникли в дом, чтобы посмотреть, что с семьей Гориных, - наконец, задал коронный вопрос Каганер.
Смирнов только хлопал глазами, не понимая, почему он должен был лезть в чужой дом.
- А почему же тогда в 8 часов перелезли через забор, а? - добивал адвокат.
- Потому что пришла домработница и так же высказала опасения.
- А почему вы решили, что в живых осталась Ольга, а не Сергей Горин?
- Следователи нашли кровь в доме, которая предположительно принадлежала Сергею, крови Ольги обнаружено не было.
- А если вы знали о преступлениях Пичугина, почему же не заявляли об этом раньше? - уже откровенно негодовал Каганер. - Нет, я вас спрашиваю! Почему не заявляли?
Замешанный в темных криминальных историях, видевший, как ликвидируют неугодных им людей "юкосовцы", приговоренный к тюремному сроку бывший милиционер с жалостью смотрел на разъяренного адвоката. Как и многие другие свидетели, давшие в ходе судебных слушаний обличительные показания, он не мог объяснить защитнику, почему люди начинают говорить только спустя многие годы, почему даже сегодня киллер Шапиро опасается за свою жизнь, и будет давать показания в закрытых слушаниях, почему бывший зам. гендиректора "Томснефти" Гурам Аванишвили только недавно признался, что считает виновным в заказном убийстве предпринимателя Александра Берлинга руководство ЮКОСа, почему только сейчас направленный в Нефтеюганск Леонидом Невзлиным Геннадий Пискарев заявил, что получал указания валить вину за убийство мэра Петухова на вдову расстрелянного градоначальника и т.д. и т.п.
- Нет, пусть он скажет, - кричал, надрывая связки, размахивая томами дела адвокат Каганер. -Почему не обращался ранее в правоохранительные органы!
Впрочем, ведь Горин то же не обращался...