Несколько раз амбициозность Невзлина проявилась одновременно комично и масштабно
Борис Березовский – страшный человек. У него мощная личная энергетика, много долларов и немало связей, красивая любовница и наряду со всем этим – глаза пенсионера, разъяренного монетизацией. Березовским пугают друг друга российские чиновники и бизнесмены. Даже родители пугают им своих непослушных детей.
Многим хочется быть как Березовский. Однако для этого недостаточно наворовать денег и свалить за бугор. Нужно, кроме всего прочего, иметь мозги талантливого махинатора и характер циничного хищника.
Как отмечают люди, близкие к российской политологической тусовке, Леонид Невзлин – соратник и подельник Ходорковского, уголовный нефтяник и гражданин Израиля – тоже рвется в березовские. Можно было бы пожелать ему успехов в этом трудном деле, но не стоит: дело безнадежное.
Став олигархом, остался с внешностью колхозника
Даже когда Леонид Невзлин одет в дорогой костюм, он часто выглядит как деревенский интеллигент, приехавший в костюме в город. По какой-то причине он порой надевает что-нибудь вязаное и приобретает глубоко провинциальную внешность, словно великовозрастный любитель конопли из города Урюпинска. А в последнее время во многих российских интернет-СМИ он фигурирует в одной и той же серой кофточке, наводящей на мысль о колхозах-совхозах. Даже странно: можно подумать, его пиарщики не в состоянии подобрать что-нибудь поприличней.
На видео все гораздо хуже. Потому что там он говорит, и там есть его мимика. Образуется некий типаж Невзлина – человека, который старается выглядеть умным. А когда кто-то старается выглядеть, то обычно выходит другое: окружающие понимают, что он рисуется. Люди, работавшие с Невзлиным в структурах Менатепа – ЮКОСа, часто говорят, что такова характерная черта Леонида Борисовича. Мол, пытаясь компенсировать серость личностной репутации, позиционировался как интеллектуал. Это если говорить на языке пиарщиков. А попросту – строил из себя гиганта мысли… И еще, как теперь выясняется, отца русской демократии.
Если бы карающая длань российской Генпрокуратуры пала не на ЮКОС, а на какую-нибудь другую олигархическую империю, вероятно, юкосовский пиарщик и кадровик Леня Невзлин сейчас проталкивал бы в российские газеты статейки о социальной ответственности бизнеса. Но судьба распорядилась иначе. Вслед за Ходорковским Невзлин стал позиционироваться как оппозиционны политик.
Что ж. Если поэт в России больше, чем поэт, то почему бы сотруднику нефтяной компании, который, по оперативным данным правоохранительных органов и данным СМИ, отвечал в ЮКОСе за силовые (читай – уголовные) операции в отношении соперников и конкурентов, не быть в России больше, чем уркой? Почему бы не быть политиком? Тем более, раскрученный статус борца с путинским режимом тянет на международный вес. А это в чем-то даже покруче статуса богача с уголовным прошлым.
Говорят, Невзлин мечтал стать «большим человеком» еще в детстве. Однако по окончании школы и губкинского института Леня Невзлин был серой мышью. Даже когда в 1987 году Леня познакомился с Михаилом Ходорковским, возглавлявшим Центр НТТМ при Фрунзенском РК ВЛКСМ, поучаствовал в мелкой фарцовке и почувствовал вкус каких-никаких денег, ситуация не изменилась. Однако вынужденное общение с мелкими рэкетирами в перестроечное время послужило Лене важную службу. В дальнейшем, когда Ходорковский за личную преданность и готовность, так сказать, пачкать руки сделал Невзлина своей правой рукой, у Леонида появились причины уважать себя.
Бизнесмен из него никакой, зато прекрасный исполнитель. В банке «Менатеп» Невзлин вел работу с кадрами – со своими и чужими. Будущий политик курировал лоббирование в госструктурах и вел вопросы безопасности.
Коллеги Невзлина нередко отмечают такую его черту как тяготение к роскоши. Став соакционером банка и нефтяной империи, Леонид при случае (но только на публике!) любил шиковать. Тем не менее, полная зависимость Невзлина о Ходорковского сопровождалась характерными шагами: в большинстве интервью и частных беседах Леонид давал понять, что он – вторая после Ходорковского по значимости фигура. Московские пиарщики и газетчики рассказывают, что Невзлин, получив от Ходорковского власть (иными словами, выйдя из норки), так и сказал: «хочу пиариться, пишите обо мне».
Несколько раз амбициозность Невзлина проявилась одновременно комично и масштабно. В 2000 – 2001 годах, когда ЮКОС был выше звезд и. тем более, всяких прокуроров, Леню потянуло на тему «Леонид Невзлин и его роль в Истории». Ранее не замеченный в набожности, религиозности, особом почитании иудаизма и еврейских ценностей, он записался в руководители еврейских организаций. Осенью 2000 года он председатель координационного совета Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России. Чуть позже – президент Российского еврейского конгресса. (Говорилось, что тогда он фактически отобрал этот пост у Владимира Гусинского).
Не успев сложить с себя полномочия президента РЕК, Невзлин в ноябре 2003 года покупает… простите – обеспечивает себе кресло сенатора от Мордовии, где числился зампредом Комитета СФ по международным делам.
Между тем, по данным ряда СМИ, Невзлин в Менатепе – ЮКОСе организовывал взаимодействие с некоторыми ОПГ для решения деликатных вопросов вроде крышевания или устранения врагов и конкурентов… Казалось бы, какой интерес у человека к международным делам Российской Федерации? Ну, может, особого интереса и нет, зато как красиво звучит!
Однако в марте 2003 года Невзлин бросил пост сенатора, а уже в июне назначился ректором Российского Государственного Гуманитарного Университета (РГГУ). Не будучи ни именитым профессором, ни даже кандидатом наук, зато обитая в списках российских миллиардеров по версии журнала «Форбс». Потрясенные профессоры РГГУ (из тех, кому не было заплачено), конечно, интересовались, почему их начальником стал 43-летний нефтяной богач. В ответ слышалось что-то про $100 млн от ЮКОСа…
Натура Невзлина требовала общественного признания. Читатель пронимает, что признание невозможно купить за деньги, однако можно купить его атрибуты, аксессуары. Для начала газетные публикации – чтобы был «почти как Ходорковский». Затем пост в уважаемой еврейской организации, в делах которой человек ни черта не понимает. Еще одна красивая надпись на визитке – член Совета Федерации. И совсем здорово – ректор одного из старейших и наиболее престижных российских вузов. Коллеги Невзлина из определенных кругов наверняка сказали бы, что пацан, в натуре, далеко пошел.
Это еще не все. Дальше было уголовное дело, заставившее криминального нефтяника прыгнуть еще выше.
Когда «волки позорные» из российской Генпрокуратуры повязали таких конкретных пацанов как Лебедев, Пичугин и Ходорковский, Невзлин понял, что близок и его черед. Еще бы: выполняя такую работу, есть чего бояться.
К тому моменту, когда Генпрокуратура объявила его в розыск, он обосновался на Земле Обетованной и уже на стадии «прописки» устроил скандал. Попросив в срочном порядке израильский паспорт, Невзлин заплатил $1,5 миллиона Музею диаспоры, находящемуся под покровительством влиятельного политика, выходца из России, Натана Щаранского. Последний, естественно, услышал в свой адрес упреки в подкупе… При этом власти Израиля объяснили самому Невзлину, что приезжих лиц, получивших гражданство извне, правоохранитеольным органам других стран они, в принципе, выдают.
Теперь Невзлин на нервах: а вдруг Пичугин, недавно осужденный в Москве за убийства, заложит шефа? Леонид Борисович сгоряча даже начал позиционировать себя в качестве бедного еврея, гонимого русскими антисемитами. Так и сказал в интервью: Израиль – это место, «где он сегодня не чувствует антисемитизма в своем окружении».
Не Березовский
В последнее время, уже на протяжении полутора лет, Леонид Невзлин делает громкие публичные заявления. Не только по делу ЮКОСа, но и относительно, так сказать, судеб России.
Пожалуй, первый громкий демарш Невзлина – финансовая поддержка Ирины Хакамады на президентских выборах 2004 года. Ирина Муцуовна тогда проиграла с ничтожным результатом, но Невзлин свое выиграл – сумел позиционировать себя в качестве борца с режимом Путина. Есть с чем ехать в Израиль.
Затем новоявленный политик повел дела чуть ли не в точности по образцу Бориса Березовского. Он впрыскивает деньги в российские масс-медиа и ищет поддержку на Западе. Он не просто выехал из страны, где у него проблемы – он борется с режимом.
И конечно он дает интервью западным СМИ – с удовольствием рассуждает о черном путинизме. Он вспоминает, что Ходорковский советовался с ним, сваливать ли за бугор (Ходор, дурак, не послушал совета). Он сожалеет о поддержке Ельцина в 1996 году. Он пророчит России – как оригинально! как ново! – «оранжевую» революцию, которая произойдет после свержения белорусского батьки. Он поддерживает таких авторитетных в России великих личностей как Вова Рыжков, Ира Хакамада и даже Миша-2% Касьянов.
В общем, Паниковский еще всех вас купит и продаст!
Однако стать вторым Березовским у Лени Невзлина не получится.
Березовский умен. У него есть деньги, заработанные в России в девяностых, и те, которые еще предстоит снять как пенку с революционных траншей. На Западе у него репутация (и небезосновательная!) великого комбинатора, способного устроить парочку революций. В России у него несколько газет – «Коммерсантъ», «Независимая», «Новые Известия», а также, по слухам, «Новая», плюс куча интернет-Мосек – и куча людей, готовых освоить любые бюджеты. В общем, вроде бы и жертва, но – титан!
Другое дело Невзлин. Не титан, но убогая жертва. Его ум борется с тщеславием – и постоянно проигрывает. У него есть миллиардик для себя, но денег «на революцию» ему никто не дает и не даст – какой резон давать бессильной жертве? Запад готов его крышевать, но ставить на него в политической игре – ни за что. У него нет СМИ в России, а жалкие «МН» со склочником Киселевым не в счет. Короче, быть пугалом российской политики – не по Сеньке шапка.
Ну что ж, не получится стать Березовским – и ладно. По крайней мере, вопрос с политическим убежищем можно считать решенным. После всего что было Запад искренне считает Невзлина политиком, а не уголовником. В лапы кровавого Путина его никто не отдаст. Кое-какие заначки по оффшорам остались, личная свобода гарантирована, а если заказать, то и книжку про Леню-героя кто-нибудь напишет. Что еще нужно для спокойной старости?