Прокурор потребовал для Алексея Пичугина нового наказания
Бывший сотрудник службы безопасности ЮКОСа Алексей Пичугин, уже приговоренный в прошлом году к 20 годам заключения за организацию нескольких покушений и убийств, заслуживает еще и пожизненного заключения. Такое мнение высказал вчера гособвинитель Камиль Кашаев, выступая в Мосгорсуде в прениях по новому делу Пичугина. По словам прокурора, на этот раз он должен ответить еще за два убийства -- мэра Нефтеюганска Владимира Петухова и директора ТОО «Торговая фирма «Феникс» Валентины Корнеевой и ряд покушений на бизнесменов, организованных, по версии следствия, в 1998--1999 годах. Пятерых предполагаемых соучастников Пичугина гособвинитель просил приговорить к срокам от 9 до 20 лет лишения свободы в колонии строгого режима.
Сам Алексей Пичугин виновным себя не признал, как и на предыдущем процессе, в марте 2005 года. Однако тогда коллегия присяжных признала его виновным в организации убийства в конце 90-х годов в Тамбове супругов Гориных, в неудачном покушении на бывшую сотрудницу «Менатепа» Ольгу Костину. Вчера гособвинитель Камиль Кашаев доказывал, что он заслуживает более сурового наказания, нежели назначенный год назад 20-летний срок. «Не буду вас утомлять, зачитаю только самое главное», -- отметил гособвинитель.
Из показания свидетелей следует, что Пичугин организовал два убийства. Директор ТОО «Торговая фирма «Феникс» Валентина Корнеева была убита, так как, по версии следствия, отказалась продать банку «Менатеп» принадлежащие ей помещения в центре Москвы. Мэр Нефтеюганска Владимир Петухов обвинил ЮКОС в неуплате налогов и потребовал возврата недостающих средств, за что и был расстрелян по дороге на работу в июне 1998 года. Кроме того, следствие настаивает, что в 1998 и 1999 годах Пичугиным было организовано несколько покушений на других «неугодных ЮКОСу людей -- управляющего австрийской компании «Ист Петролиум Хандельсгез м.б.Х.» Николая Рыбина и экс-главу «Роспрома» Сергея Колесова. В 1998 году предприниматель Рыбин предъявил ряд судебных исков о взыскании ущерба, причиненного его фирме деятельностью НК «ЮКОС», и потребовал от нефтяной компании возмещения почти 100 млн долл. 24 ноября 1998 года Рыбина обстреляли из автомата, но ему удалось уцелеть. А в марте 1999 года в Подмосковье машину Рыбина расстреляли из гранатометов, в результате чего погиб один из его охранников.
Владимир Шапиро, Геннадий Цигельник, Михаил Овсянников и Евгений Решетников, по словам г-на Кашаева, были исполнителями этих покушений. Кроме того, эти четверо и Владислав Левин виновны в разбойном нападении на семью предпринимателя Копнеева. Хотя этот эпизод не имеет отношения к делу Пичугина, он проливает некоторый свет на личности обвиняемых, и его рассматривали в данном процессе.
Обвиняемые и их адвокаты спокойно слушали речь прокурора, когда тот зачитывал показания, полученные в ходе следствия. Более бурная реакция последовала, когда гособвинитель заговорил о сроках наказания подсудимым. «Следствию удалось найти всех -- от заказчика до непосредственного исполнителя преступления (основным заказчиком всех этих покушений, по версии следствия, был один из акционеров ЮКОСа Леонид Невзлин, который числится в международном розыске и живет в Израиле. -- Ред.), -- заявил г-н Кашаев. -- В результате сложения прошу суд приговорить Пичугина к пожизненному сроку лишения свободы в колонии особого режима», -- сказал прокурор. Владимир Шапиро и Михаил Овсянников, по словам прокурора, заслуживают по 20 лет колонии строгого режима, Геннадий Цигельник -- 17 лет, Евгений Решетников -- 15 лет, Владислав Левин -- 9 лет. При вынесении приговора прокурор попросил учесть ряд отягчающих и смягчающих обстоятельств. К числу последних г-н Кашаев отнес то, что у Пичугина есть двое малолетних детей.
После прокурора выступил представитель вдовы Владимира Петухова, который поддержал гособвинение, заявив, что «такая мера наказания является справедливой». Предприниматель Рыбин также согласился с прокурором, заявив, что он «восемь лет боролся с бандой под названием «Ходорковский».
Адвокаты Левина, Цигельника и Шапиро в своих выступлениях обратили внимание суда на то, что в ходе процесса, по их мнению, не было представлено ни одного весомого доказательства вины их подопечных. А защитник Решетникова прочитал присутствующим небольшую лекцию о судебной практике, когда обвиняемые клеветали сами на себя. «То, что Решетников признал себя виновным, ничего не доказывает! Вспомните процессы по Чикатило и Михаевич, когда под судом оказывались невиновные люди, на следствии дававшие признательные показания», -- заметил адвокат Вячеслав Пацков.
После адвокатов в прениях изъявили желание участвовать и сами Геннадий Цигельник и Владислав Левин. Первый заявил о своей невиновности. Левин же сказал, что вину свою признает, но действовал под гнетом сложившихся обстоятельств. Слово защитникам Невзлина, Овсянникова и самим обвиняемым судья предоставит в четверг.