7 июня участники процесса по делу Алексея Пичугина завершили допрос супруги убитого мэра Нефтеюганска Петухова Фариды Исламовой и решили еще несколько дней подождать кого-нибудь из свидетелей, заявленных стороной защиты.
Не оперативная докладнаяДокладная записка об оперативной обстановке в Нефтеюганске после убийства Петухова была написана заместителем Генерального прокурора Розановым на имя Генпрокурора Скуратова. Документ не содержит сведений об источниках информации, составлен не на официальном бланке, в нем не указана дата. Таковы были аргументы гособвинителя Киры Гудим против оглашения докладной в судебном заседании. Защитники же были иного мнения, ссылаясь на то, что в документе есть подпись, он находится в материалах уголовного дела и рассказывает о событиях, имевших быть место в Нефтеюганске.
В итоге Петр Штундер решил исследовать справку. Как выяснилось, ситуация в Генпрокуратуре изучалась с выездом на место. 28 октября 1996 года в отношении компании «Дебет» и ее руководителей, в частности, Петухова было возбуждено уголовное дело по фактам занижения налоговых отчислений на сумму около 21 миллиарда неденоминированных рублей. Меньше, чем через месяц 11 ноября 1996 года уголовное дело было закрыто. В мае 1998 года в отношении компании «Дебет» вновь было возбуждено уголовное дело по аналогичным статьям. Задолженность составила более 17 миллиардов рублей. Что интересно налоговая инспекция так же выявила нарушения и у главных налогоплательщиков города. ОАО «Юганскнефтегаз» должен был в казну 140 млрд. рублей, ЮКОС – 4 млрд. рублей. Налоговики отрапортовали, что нефтяная компания успешно погасила свои задолженности, а «Дебету» предоставили отсрочку по платежам. Проверка прокуратуры показала, что ЮКОС так и не заплатил более 14 млн. рублей. Сотрудники надзорного органа установили, что взыскание средств с должника ведется не активно, налоговая служба не использует все предоставленные ей полномочия для пополнения бюджета. Между налоговой инспекцией и налоговой полицией отсутствует взаимопонимание.
Прокуратура проверяла и деятельность городской администрации. Петухов после вступления в должность сложил с себя полномочия руководителя компании «Дебет», однако, не вышел из состава ее учредителей. Проверка финансовой деятельности администрации в ноябре – декабре 1997 года выявила нецелевое расходование бюджетных средств, в частности, выделение денег на празднование Нового года сотрудниками администрации в сумме около 45 млн. рублей, покупку 4 автомобилей «Тойота» для служебного пользования, приобретение «старого» рынка и строительство нового. Что характерно, в справке не говорится ни слова о том, что Петухов нецелевым образом расходовал средства бюджета, направляя их на приобретение асфальтобетонного завода, реконструкцию аэропорта и покупку самолета и т.д. Все эти траты, в свое время, были одобрены и депутатами местной Думы. В строительство рынка местная казна, как пояснила на прошлом заседании Исламова, не вкладывала ни копейки «живых» денег. В долю образованного ОАО муниципалитет вошел, передав строительные блоки, полученные от ЮКОСа в счет погашения какой-то части долга компании перед местным бюджетом.
Прокуратура так же установила, что ЮКОС рассчитался с администрацией города необеспеченными векселями. По данному факту было возбуждено уголовное дело. В справке не указано, чем оно завершилось. Что касается требований Петухова изложенных 15 июня во время голодовки, в частности, привлечь ЮКОС к ответственности за сокрытие налогов и т.д., то по ним губернатор Филиппенко подготовил распоряжение разобраться. Для определения правоты мэра 8 инспекторов были направлены на предприятие «Юганскнефтегаз». Результаты проверки должны были подвести к 25 ноября 1998 года. В справке так же не указано, до или после убийства мэра была начата проверка.
Что касается компании «Рондо С», которая получала нефть от ЮКОСа в счет погашения долга перед администрацией и должна была перечислять деньги в бюджет, то следственные органы предъявили ее руководителю Шаракину обвинение в мошенничестве и хищении денежных средств на сумму более 300 млрд. рублей. Шаракин от следствия скрылся. Требование привлечь руководство «Рондо С» к ответственности было одним из пунктов в списке заявленных Петуховым во время голодовки. Как заявила в суде Исламова, «Рондо С» была аффилированная ЮКОСу компания.
Самое главное, о чем сообщает Розанов Скуратову, это то, что по убийству Петухова ведется расследование, отрабатываются разные версии. Очевидно, что докладная была составлена уже после убийства Петухова, на волне общественной реакции, вызванной бесчеловечным преступлением. Если бы Генпрокуратура обратила внимание на то, что творится в Нефтеюганске чуть раньше, о чем просил правоохранительные органы Петухов, никакие справки об оперативной обстановке не понадобились бы.
Суд отклонил вопрос из другого процессаГособвинитель Кира Гудим задала Исламовой несколько дополнительных вопросов. В прошлом судебном процессе женщина утверждала, что Дубов угрожал Петухову на встрече у губернатора ХМАО 25 июня 1998 года. Гудим интересовало, так ли это?
Исламова подтвердила свои показания и напомнила подробности совещания у губернатора. Как рассказывал своей супруге Петухов, Дубов не выпускал из рук мобильный телефон, постоянно разговаривал с человеком по имени Миша и рассказывал, что происходит. Дубов нервничал, вскакивал, уходил. Петухов слышал фразы в свой адрес: «…этот козел не соглашается… что делать с этим козлом?» Исламова рассказывала ранее, что в конце совещания Дубов, с пеной у рта, подлетел к Петухову и сказал: «Я позвонил Ходорковскому, тебе не жить!»
- Были и другие факты, говорившие, что жизни Петухова угрожала опасность со стороны руководства компании ЮКОС, - поделилась Исламова. – К мужу подходил работник ЮКОСа из Москвы Николай Белов. Он говорил: «Владимир Аркадьевич, там творится такое… Все хотят вас «замочить». Я сам не понимаю, чего они добиваются». Это разговор был в июне 1998 года.
- Почему вы до 2006 года не говорили, что Дубов угрожал вашему мужу? – спросил адвокат Каганер.
- Я боялась.
- Когда перестали бояться?
- Сегодня. В прошлом судебном заседании я рассказывала про Дубова. Сейчас дополняю показания другими сведениями.
- А кто вам угрожал?
- Я не могу ответить на этот вопрос.
- По какой причине вы не обращались к следователю Генпрокуратуры с просьбой осуществить в отношении вас защиту?
- Эта защита осуществлялась с первого дня трагедии. Я и потом писала письмо на имя следователя, которое сейчас уже не помню. Меры реагирования были предприняты. Почему в уголовном деле нет материалов по данному факту, мне не известно.
- А те свидетели, которые говорят, что ваш муж был доволен результатами встречи у губернатора, говорят неправду?
- Я прошу снять вопрос, - возразила Кира Гудим. – Во-первых, свидетельница должна оценивать мнения других людей. Во-вторых, она говорит, что Петухов был недоволен ходом самих переговоров. О том, что Петухов был доволен результатами совещания, в суде говорил его заместитель Ткачев.
Несмотря на аргументированное возражение, Петр Штундер не снял вопрос. Исламова не смогла ответить, почему у других свидетелей другие мнения.
- А вам известна Политковская? – зачем-то спросил Каганер.
- Я снимаю этот вопрос, - не стал проверять осведомленность вдовы Петр Штундер. – Он из другого процесса.
Из какого процесса вопрос Петр Штундер не стал уточнять. Да и мы то же гадать не будем.