С кем поведешься, от того и наберешься. Бывший президент ОАО «НК ЮКОС» Стивен Тиди подозревается в присвоении зарубежных активов вверенной ему компании на сумму в 10 млрд. долларов
Бывший глава НК «ЮКОС» Стивен Тиди, по сообщению британской телерадиокомпании BBC, опасается экстрадиции в Россию в связи с возбужденным в отношении него Генеральной прокуратурой уголовным делом. Американский менеджер пеняет на отсутствие демократии в стране и предвзятость российских властей. Похоже, Тиди решил действовать по проторенному беглой российской олигархией пути: «переливать» мошенничества в звонкие «политические медали»….
17 августа Генеральная прокуратура заявила о возбуждении уголовного дела по статьям 160, 174 УК РФ (присвоение или растрата вверенного имущества и легализация доходов, приобретенных преступным путем) в отношении бывшего президента ОАО «НК ЮКОС» Стивена Тиди и двух топ-менеджеров компании: финансового директора Брюса Мизамора и советника по управлению компанией Дэвида Годфри, а так же директора компании «Group Menatep Ltd.» Тимоти Осборна. В экономической аналитике вышеперечисленным фигурантам дается только положительная характеристика. Более того, некоторые издания утверждают, что пошатнуть деловую репутацию заокеанских менеджеров ЮКОСа, дело, практически, бесполезное. Дескать, провороваться эти-то люди, уж точно не могли. Все-таки, американцы, англичане…
Между тем, следователи Генеральной прокуратуры выдвинули вполне конкретные, можно сказать адресные обвинения. Политический подтекст в данном уголовном деле, о чем тут же заявили главные обвиняемые, может найти разве что политически озабоченный человек. Стивен Тиди подозревается в присвоении зарубежных активов ЮКОСа. В апреле 2005 года, как полагает следствие, Тиди на свое имя и указанных в обвинении лиц, зарегистрировал в Нидерландах специальный фонд. Затем одна из голландских компаний, являющейся дочерней по отношению к ЮКОСу, безвозмездно передала в этой фонд свои акции. Тиди и его «команда» получили возможность распоряжаться активами по своему усмотрению. Таким же способом, как считает следствие, были присвоены акции еще более 20 дочерних компаний НК ЮКОСа. Затем, акции так же безвозмездно, фонд передал в одну из зарубежных компаний Дэвида Годфри. Часть этих активов «команда Тиди» реализовала другим зарубежным компаниям, тем самым, «отмыв» грязные деньги. В общей сложности в распоряжении подозреваемых в преступлении лиц оказались активы на сумму более 10 млрд. долларов. Это денежные средства, еврооблигации, акции промышленных предприятий, портфельные вложения в различные зарубежные фонды, облигации предприятий и т.д… Словом, Невзлин, Дубов, Гололобов и другие беглые «нефтяные» олигархи масштабам «черной деятельности» «команды Тиди» сейчас могут только позавидовать.
Вместо резонных, аргументированных доводов в свою защиту из уст Стивена Тиди прозвучали обвинения в политическом заказе уголовного дела. Такие обвинения не новы. С самого начала своего руководства зарубежными активами ЮКОСа, он неоднократно делал заявления с политическим подтекстом. В конгрессе США Тиди регулярно выступал с докладом о нарушении прав в России. Впрочем, в этом нет ничего экстраординарного. Михаилу Борисовичу, который и приглашал Тиди на службу в ЮКОС, всегда импонировал «западный» стиль ведения бизнеса. К сожалению, в России неотъемлемой частью «западного» стиля стали упреки в отсутствии демократии в каждом случае, когда проворовавшегося руководителя хотят привлечь к ответственности.
А Тиди, как утверждают аналитические источники, никогда и не скрывал, что будет создавать многочисленные аффилированные с ЮКОСом структуры. Как мы сегодня видим, их предназначение очевидно. Перед банкротством, как альтернатива краху ЮКОСа, Тиди хотел продать часть активов компании, дабы вернуть деньги кредиторам. Под «шумок» списали бы и разворованные средства. Отдать же вырученные от продажи денежные средства, Тиди, в первую очередь считал необходимым, западным банкам, поскольку «они стали невинными заложниками ситуации вокруг ЮКОСа». Может быть, причину исчезновения 10 миллиардов долларов западным партнерам объяснить гораздо сложнее, нежели российскому следствию? От него можно просто отмахнуться.
Однако, 1 августа Арбитражный суд Москвы признал НК ЮКОС банкротом и назначил конкурсным управляющим Эдуарда Ребгуна. Тиди еще 20 июля подал заявление об отставке, заявив, что не может спасти компанию от банкротства. Вместе с тем, объявление ЮКОСа банкротом, сложение полномочий Тиди и отстранение его от руководства не добавило прозрачности во все времена прозрачной компании. И сегодня Эдуард Ребгун не может «достать» зарубежные активы. А это проекты и компании, стоящие многие миллиарды долларов. Стивен Тиди, не расставаясь с российской собственностью и делая политические заявления, со дня на день может получить бренд «борца за свободу» и стать героем, противостоящим российской государственной несправедливостью. В стане зарубежных оппозиционеров прибудет. Тут ко двору и сани пригодятся, т.е. 10 миллиардов долларов… И остается пока еще один вопрос: обворовал ли при этом Тиди держателя менатеповского траста Леонида Невзлина или действовал с ним заодно и по его поручению?