Израильский правозащитник и публицист Авигдор Эскин: "Мы не должны допустить превращения Израиля в убежище для криминальных элементов"

Нельзя чтобы эти люди обретали в Израиле силу. И если прокуратура России докажет, что Невзлин причастен к преступлениям Пичугина, будет справедливо, чтобы Невзлин отбывал срок в израильской тюрьме.

Илья Теплов: Добрый день, Авигдор! Пожалуйста, расскажите, как относятся к Невзлину в Израиле сегодня, имеет ли он какой-либо вес в общественно-политической жизни? Участвует ли в общественной жизни Израиля?

Авигдор Эскин: Израиль сегодня занят совершенно другими проблемами, нежели Невзлин, его личность и его одиозные криминальные проблемы с Россией. Да, о нем иногда пишут, упоминают, но большинство израильтян, если вы у них спросите, как они относятся к Невзлину ответят вопросом на вопрос: а кто такой Невзлин? Он не является в Израиле ни в коей мере общественной фигурой. Он встречается в списках самых богатых людей, он фигурировал как один из подозреваемых в скандале вокруг банка «Апоалим», об отмывании денег, по этому скандалу уже предан суду Борис Хаит, полиция рекомендовала предать суду Аркадия Гайдамака и были опубликованы официальные полицейские сведения, что на очереди Гусинский и Невзлин, но пока очередь до них не дошла.

В связи с этим скандалом Невзлин выступал по ТВ и именно этим он запомнился израильтянам – участием в этом скандале. Это одна сторона. С другой стороны, Невзлин активно внедряется в самые престижные государственные институты посредством своих пожертвований. Начнем с музея Диаспоры, которому недавно был придан статус государственного учреждения, это престижнейший музей, которым управляет бывший мэр Тель-Авива Шломо Лахат. Невзлина туда привел Натан Щаранский, бывший министр, депутат Кнессета от партии «Ликуд», который активно лоббирует интересы Невзлина. У нас нет доказательств, что он получает от Невзлина зарплату, но было бы удивительно, если бы это было иначе, ведь Щаранский отстаивает его интересы и в Израиле, и в Соединенных Штатах, и вообще беззаветно предан Невзлину. Далее, он также вносит пожертвования в Тель-Авивский университет, который возглавляет бывший посол в США Итамар Рабинович, и мы слышим иногда о его пожертвованиях различным политикам, причем средства он распределяет достаточно разумно среди тех, кто может обладать каким-либо влиянием, но это более слухи, нежели факты. Фактом прежде всего является то, что, когда Невзлину понадобился адвокат, после подачи аппеляции доктором Юлием Нудельманом по вопросу экстрадиции Невзлина и лишении его гражданства, то адвокатом Невзлина стал бывший министр юстиции Израиля юридический консультант партии «Авода», Давид Либаи. Это человек, который входит в тройку лучших адвокатов Израиля. То есть, Невзлин защищает свои интересы в Израиле достаточно грамотно, внедряясь в самые престижные институции. Кроме того, подчеркиваю, что не знаю, как ему этого удалось добиться, но если год назад, когда доктор Нудельман активно начал свою общественную работу, то практически вся пресса была открыта для сообщений о деле Невзлина, то на сегодняшний день мы пришли к тому, что ни одна газета, ни одно СМИ не готово писать что-либо о Невзлине. И более того, недавно вышла скандальнейшая статья в газете «Хаарец». Ксли бы это было в другой стране, а не в Израиле, мы бы сказали, что это проплаченная статья, так как журналист, который писал ее – Йоси Мельман – профессиональнейший журналист, когда готовил материалы, получил все документы из российской генпрокуратуры, всю переписку с юридическим советом, все материалы, которые связаны были уже с предварительным этапом юридического процесса, все необходимое он получил. Но в своей статье он не упомянул даже того, что была подана апелляция Нудельманом в Верховный суд по вопросу получения Невзлиным гражданства и его экстрадиции в Россию. Настолько статья была предвзятая. Вот с таким явлением мы сегодня сталкиваемся. Каким образом Невзлину удалось это сделать, с помощью какого пиара, я думаю это требует отдельного расследования.

И.Т.: А насколько часто Невзлин упоминается в израильских СМИ?


А.Э.: Сравнительно редко, более того, его адвокат делает все для того, чтобы он там не мелькал, потому что, я знаю, что Нудельман многократно пытался публиковать какую то информацию связанную с Невзлиным, вынести это на публичное обсуждение, но у него это получалось относительно редко. Ведь те израильские правозащитники, которые занимаются вопросом его экстрадиции заинтересованы в гласности, то сам Невзлин в гласности абсолютно не заинтересован. Возьмите ту же статью в газете «Хаарец» - статья имеет такой заголовок – «Я убийца?». И весь смысл этой статьи, какой я, Невзлин, бархатный и плюшевый.
При всех усилиях, что он предпринял, надо сказать, что шансы на его выдачу возрастают, а не уменьшаются. Важно подчеркнуть фактор новых материалов по делу Пичугина, которые поступят в Израиль ближайшее время. И он, я думаю, это хорошо понимает.

И.Т.: А как обстоит ситуация с экстрадицией Невзлина в Россию?

А.Э.: В Израиле Невзлину очень непросто. Над ним висит разбирательство в верховном суде, основанное на материалах российской генпрокуратуры, а как ни странно, то что разбирательство назначено на ноябрь играет очень сильно против Невзлина, так как за это время появятся материалы по делу Пичугина и как только эти показания будут добавлены к делу, положение Невзлина еще ухудшится. Интересно, что по экстрадиции Израиль все еще не объявил свою позицию. Нудельман подал свою апелляцию в начале февраля и есть достаточно подробная переписка его адвоката с различными израильскими инстанциями – все они подчеркивали, что никакого отказа экстрадировать Невзлина никогда не было.

С израильской стороны была высказана всего одна претензия, а именно, Израиль не выдает своих граждан той стране, которая несогласна на то, чтобы в случае своего осуждения экстрадированный мог бы отбывать срок на территории Израиля. Это странное заявление было сразу же опровергнуто российской генпрокураторой. Более того, практика показывает, что за последние годы двое израильских граждан были выданы в Россию. Это был Андрей Журавлев, который был выдан и судим в России и оправдан судом присяжных, после того, как израильский суд признал достаточными требования России о его экстрадиции. А вторым был гражданин Егудаев, он был осужден в России и его сразу же депортировали в Израиль, где он и отбывает свой срок. Но может быть ситуация сложится так, что осужденный откажется отбывать срок в Израиле, мы знаем, что например один из российских олигархов, который тоже бежал в Израиль и Россия не требовала его экстрадиции – Григорий Лернер – отбыл за решеткой почти семь лет. И когда он вышел на свободу на него было возбуждено новое уголовное дело и он предпринял попытку бежать из Израиля, его нашли в Парагвае и вернули в Израиль, сейчас он опять за решеткой. И он говорил как раз о том, что для него отбытие срока в израильской тюрьме было сущим кошмаром, он сидел в одиночке, ему это не нравилось, он сейчас страдает от алкоголизма, рассказывал о своих проблемах в прессе, то есть человека очень сильно надломило психологически пребывание в израильской тюрьме. Но, так или иначе, вопрос выдачи Невзлина будет решаться и очевидно, что его пиаровские усилия имеют некоторый результат, но они никак не останавливают процессы судопроизводства. И Интерпол, и Великобритания признают, что это дело не носит политического характера. Ведь, если говорить начистоту, если мы говорим о каком-то политическом оттенке, то он есть в деле Ходорковского, но его никто не обвинял в заказных убийствах, его осудили совершенно по другим статьям, кстати по этим же статьям в США отправляют людей пачками в тюрьму ежегодно. Например, дело компании «Энрон», и сроки там куда более существенные, чем у Ходорковского. И никто не говорит, что эти дела носят политический характер. Но Пичугин и Невзлин никогда не являлись политическими фигурами. Невзлин был человеком стремившимся к власти, никогда не занимался никакой «правозащитной» деятельностью, его ближайшим другом был бывший зам. главы 5-го управления КГБ генерал Кандауров, с которым он работал, об этом он сам говорил, его ближайшим другом был другой отставник из органов Алексей Пичугин, то есть не пахло никаким диссидентством – ни правым ни левым. Невзлин всегда жил в ладах с властью.

И.Т.: Авигдор, расскажите, пожалуйста, поподробнее об иске, поданном Юлием Нудельманом, который Вы упоминали.

А.Э.: Иск был подан первого февраля. Это беспрецедентно, когда гражданин Израиля Юлий Нудельман обращается в верховный суд с требованием вызвать и потребовать ответа у израильского министерства юстиции, почему существует проволочка с ответом по российскому запросу об экстрадиции. И что мешает ответить положительно на этот вопрос. То есть теперь генпрокуратура обязана объяснить свое поведение, суд предоставил им полгода на решение этого вопроса. Но до сих пор никакого решения еще не было принято, но и срок пока еще не истек.

И.Т.: Пытается ли Невзлин как-то влиять на внутриполитическую ситуацию в Израиле?

А.Э.: Нет, нет. У Невзлина никогда не было никаких идей, касательно Израиля. Он исключительно обеспечивает свою безопасность, он вообще никогда не интересовался Израилем и он не был никогда гражданином Израиля до тех пор пока его не вызвали несколько раз на допрос по делу Ходорковского в России. Если бы Невзлин хотел репатриироваться в Израиль он просто пришел бы в посольство и сделал бы это гораздо раньше. Кстати, по законам Израиля, человек обязан указать, когда он получает гражданство, существует ли против него какое-либо уголовное дело и был ли он когда-либо судим. Невзлин этого не сделал. Конечно, может быть принято решение дать ему гражданство независимо от этого, органы власти могут признать, что его правонарушение незначительно, то есть этот закон направлен против того, чтобы Израиль превратился в пристанище для уголовников. Есть прецеденты. Например, Антон Малевский. Россия его никогда не требовала. Он приехал в Израиль, получил гражданство. И безо всякого российского вмешательства против Малевского было возбуждено дело в связи с тем, что он не указал, что он проходил по делу о незаконном хранении оружия в России. Потом его оправдали, уже в России, но достаточно одного факта того, что он не указал факт уголовного дела, чтобы его лишить гражданства. И таких случаев было несколько. Это важно, так как это было безо всякого вмешательства со стороны России. То есть общее настроение в Израиле оно вовсе не за предоставление убежища всей этой публике, те кто утверждает иначе просто не знает фактов.

И это будет нелегко, так как будет давление со стороны Америки, они видят в Невзлине некий стратегический объект, он им важен тем, что продолжает финансировать определенную политическую деятельность в России, которая выгодна Америке. Израиль к этому никакого отношения не имеет, поэтому самостоятельное израильское решение может быть достаточно благоприятным. Но нельзя не учитывать фактор американского давления на Израиль.

И.Т.: Насколько глубоко Невзлин интегрировался в израильскую среду? Ззнает ли он иврит?

А.Э.: Нет не знает и не собирается учить, при том, что собирается оставаться жить в Израиле. Все интервью, что он давал, были на английском языке. Нет, он совершенно не имеет никакого отношения к общественной жизни внутри Израиля, у него хорошие жилищные условия, он ходит в рестораны, но, несомненно, что все интересы у него связаны исключительно с Россией. В самом Израиле он себя дома не чувствует. Точно также он чувствовал бы себя где-нибудь на Кипре. Это длительная загранпоездка или командировка для него.

И.Т.: Поддерживает ли Невзлин связи с другим «беженцем» - Гусинским?

А.Э.: Связи они поддерживают, поскольку у них общие интересы в области пиара, известно и о его связях с Березовским. Нельзя сказать, что их связывает дружба и любовь, но на почве оппозиции существующей власти в России между ними существуют какие-то контакты, какая-то координация, их усилия направляются в одном и том же направлении. О степени координации можно судить по результатам. Есть определенный круг людей, которые занимаются в России пиаром, причем очень профессионально, которые одновременно работают по нескольким проектам и с Березовским и с Невзлиным, вот эта смычка она наблюдается. Отсюда можно делать соответствующие выводы.

И.Т.:. А насколько законно получил Невзлин израильское гражданство?

А.Э.: Хотя у нас нет доказательств того, что когда он получал гражданство, он знал, что против него заведено уголовное дело, но не исключено, что такие доказательства скоро появятся. Он получил гражданство в ускоренном порядке по совершенно непонятным причинам, получил израильский загранпаспорт опять же в ускоренном порядке и опять же неясно почему, хотя обычно загранпаспорт выдается через год, после получения гражданства. А Невзлину его выдали сразу. Юлий Нудельман утверждает, что Невзлин знал, что против него возбуждено уголовное дело, ибо то, что его вызывали в качестве свидетеля в рамках российской юридической системы уже было равнозначно объявлению о подозрении его в совершении преступлений. Более того, этим объясняется его неожиданный приезд в Израиль. Хотя он мог получить гражданство обычным путем, через посольство, и он конечно получил бы его, совершенно законно, но тот факт того, как он неожиданно въехал в Израиль указывает на то, что МВД должно серьезно проверить этот факт. Этот иск тоже не может не беспокоить Невзлина. Эти оба иска находятся сейчас в подвешенном состоянии. Все стороны ожидают, что же будет сейчас с судом над Пичугиным, какие еще материалы сможет предоставить российская генпрокуратура. Надо обязательно подчеркнуть, что хотя на данном этапе развития событий Невзлину удается обеспечить отсутствие против себя широкой общественной кампании в Израиле у него нет никакого положительного образа, люди знают лишь о том, , что он там-то и там-то проплатил. Он больше известен как человек, подозреваемый по делу об отмывании денег. А этот процесс был освещен везде и всюду. В данный момент он добился того, что о нем просто не говорят, замалчивают факты, которые могли бы всплыть, но в суде это не спасет.

Есть миф, что Израиль не выдает своих граждан. Действительно, в конце 70-х был принят закон, который гласил о том, что Израиль не выдает своих граждан, а будет судить их на своей территории. Но если гражданин Израиля сначала совершил преступление на территории другого государства, а потом переехал в Израиль, то на него этот закон не распространялся. Было достаточно прецедентов экстрадиции.

В 1999 году этот закон просто был отменен. И сейчас Израиль выдает своих граждан по любым мало-мальски серьезным запросам для суда, но при этом всегда требует возможности для человека отбывать заключение в Израиле. Поэтому обвинения, будто Израиль в одностороннем порядке не готов к экстрадиции не имеют под собой никакого основания. Позиция Нудельмана и других правозащитников вовсе не в отстаивании российских интересов. Они как раз утверждают полностью обратное. Наш интерес, то есть Израиля, недопускать ни в коем случае превращения Израиля в убежище для криминальных элементов. Я сам начал заниматься тематикой Невзлина еще до того, как я познакомился с Нудельманом. Что меня в этой истории возмутило. Израиль был создан как еврейское государство, в том числе для того чтобы защитить любого еврея на территории земного шара, если его преследуют как еврея. Для этого существуют как раз-таки режим выдачи израильского гражданства и все те льготы, которыми воспользовался Невзлин. Связано это с тем, что мы хотим свой небольшой кусок не земле и хотим жить там в национальном государстве. Когда это используется для прикрытия, для того чтобы незаконно избежать какого то судебного разбирательства мы подрываем всю моральную основу этих законов. Смотрите, если Израиль сейчас не выдаст Невзлина, а потом произойдет действительно антисемитский процесс, и мы начнем об этом говорить, нас никто слушать не будет, к нам никто не будет серьезно относится, если мы будем использовать двойные стандарты. Именно, потому, что эти законы носят явный характер идеологической и национальной направленности они не должны использоваться для защиты подобных субъектов. К тому же, действительно это люди, которые обладают колоссальным опытом коррумпирования системы. Люди с таким опытом чрезвычайно опасны для Израиля, особенно, если они приезжают в Израиль для того, чтобы там обосноваться. И еще один момент, который меня страшно возмутил – Невзлин приехал в Израиль и начал отсюда вести дикую антироссийскую кампанию. Мы как государство Израиль заинтересованы не только в укреплении отношений с Россией, но все наши основные беды сегодня оттого, что мир стал однополярным. Поэтому мы заинтересованы в укреплении российской государственности. Приезжает человек, использует все эти законы – закон о возвращении, закон о получении гражданства – и начинает вести эфирную войну с территории Израиля против Путина. Это совершенно недопустимо, это противоречит интересам Израиля и это дело совести противостоять этой лживой пропаганде, которая ведется совершенно нечистыми руками в данной ситуации. Нельзя чтобы эти люди обретали в Израиле силу. И если прокуратура России докажет, что Невзлин причастен к преступлениям Пичугина, будет справедливо, чтобы Невзлин отбывал срок в израильской тюрьме, там ему могут быть предоставлены книги, заключенные его посвятят, научат его тюремной жизни.
Популярные материалы