Россия требует выдачи Леонида Невзлина в обмен на израильтян, которые сидят в российской тюрьме уже несколько лет, сообщает сегодня Newsru.co.il со ссылкой на Yediot Ahranot. Журналисты уверены, что израильтяне - заложники российских интересов.
Сегодня израильский портал NEWSru.co.il опубликовал перевод статьи газеты Yediot Ahranot, об израильских заключенных, которые должны стать разменной монетой в операции по возвращению в Россию Леонида Невзлина. Примечательно, что в ни в ивритской, ни в английской электронной версии Yediot Ahranot, эта статья не размещена, хотя, по сенсационности материала она должна занимать первую полосу. Редакция «Еврейского журнала» связалась с редакцией Yediot Ahranot, однако там не стали комментировать отсутствие на сайте этой статьи журналиста Итамара Айхнера
Заголовок к статье – «Израильские заложники Путина» - сразу притягивает внимание и вызывает недоумение. Автор утверждает, что российские власти отказываются разрешить четверым израильтянам, осужденным в России, отбывать свой срок на Родине, пока Израиль не выдаст Леонида Невзлина.
В одной из московских тюрем находятся 4 израильтянина – Эли Кац, Шимон Гиршхорн, Владислав Коган и Шалом Касирер, сообщает Yediot Ahranot. Все они осуждены за контрабанду драгоценных камней. По версии журналиста, Россия сделала израильтян своими заложниками в намерении добиться выдачи разыскиваемого Невзлина. Возмущение журналиста вызывает тот факт, что гражданам Израиля не разрешают вернуться на Родину, несмотря на договор между странами, существующий уже 2 года. Более того, статья, по которой израильтяне были осуждены, была вычеркнута из уголовного кодекса РФ.
Если верить автору, намеки на возможный «обмен» звучали со стороны России и в беседах с израильскими властями, и даже в разговорах с близкими заключенных.
По информации издания, за два года израильские чиновники так и не смогли добиться от России положительного ответа, не помогло даже участие Ципи Ливни и Йоси Лапида.
По словам Айхнера, один из заключенных смог передать родным письмо, в котором говорит, что в октябре 2005 года его и остальных заключенных посетил неизвестный человек, сообщивший, что на них возложена «задача привезти Невзлина в Россию». Человек также сообщил, что если они ему в этом помогут, то их освободят, а если нет, то им придется отбывать срок в России. Еще один неизвестный попросил встретиться с родственником заключенного в кафе в Тель-Авиве и снова говорил о Невзлине.
Как пишет NEWSru.co.il, высокопоставленный источник в Израиле сообщил, что на обсуждениях по вопросу израильских заключенных, также поднимался вопрос о том, что Россия препятствует передаче, чтобы добиться выдачи Невзлина. При этом подчеркивается, что Россия не делала официальных заявлений, а действовала опосредованно. Российская прокуратура обвиняет Невзлина в организации убийства, а также в организации покушений на убийство. При этом Генпрокуратура отказывается ознакомить адвокатов Невзлина с материалами дела их подзащитного. Он объявлен российскими правоохранительными органами в международный розыск.
Сам Невзлин ранее комментировал обвинения Генпрокуратуры в свой адрес следующим образом: «Репрессии в отношении политических противников режима Путина и тех, кто отказывается сотрудничать с Кремлем, становятся в России нормой. Органы прокуратуры и спецслужбы по указанию Кремля используют против противников Путина самые жесткие силовые методы и прямую фальсификацию».
В интервью Newsru.co.il Леонид Невзлин заявил, что изложенные в статье факты являются правдой. «Я уверен, что это – правда. И оцениваю это как захват заложников, несмотря на то, что данные люди были арестованы до моего переезда в Израиль. Фактически речь идет о шантаже, в котором разменной монетой являются израильтяне, не имеющие никакого отношения ни ко мне, ни к "делу ЮКОСа», считает Невзлин. Newsru.co.il сообщает, что Эли Кац, 52 года, житель Рамат Полег, ювелир и торговец бриллиантами. Он осужден российским судом на 11 лет тюрьмы, из которых отсидел на данный момент уже 5 лет и 3 месяца. Эли Кац болен раком, однако, несмотря на российское законодательство, предписывающее освобождать больных раком, продолжает находиться в тюрьме.
Шимон Гиршхорн, 65 лет, житель Нетании, ювелир и торговец бриллиантами. Осужден российским судом на 7,5 лет тюрьмы, из которых отсидел 5 лет и 3 месяца. Страдает от контузии, полученной во время войны Судного дня. Во время заключения у него умерла мать, жена находится при смерти. Российские власти так и не дали ему увидеться со смертельно больной женой, которая получила от суда разрешение на эвтаназию.
Владислав Коган, 41 год. Осужден российским судом на 7,5 лет тюрьмы, из которых отсидел 5 лет и 3 месяца. Страдает язвой. Последний раз видел своего сына, когда тому было 8 месяцев. Российские власти не позволяют ему увидеться с матерью, страдающей тяжелым раковым заболеванием.
Шалом (Джордж) Касирер, израильский ювелир, родившийся в Бельгии. Был арестован российскими властями в 2002 году по другому делу – о контрабанде алмазов, на данный момент сидит в одной камере с другими тремя израильтянами. Осужден российским судом на 6 лет тюрьмы, из которых отсидел 4 года. Отец четырех детей. Подал прошение о досрочном освобождении по отбытии двух третей срока приговора, однако получил отказ.
Стоит отметить, что издания, говоря на эту тему, подают информацию некорректно. В пресс-службе Управления и наказания заявили «Еврейскому журналу», что никаких израильтян в московских тюрьмах нет, хотя бы потому, что в Москве нет ни одной тюрьмы. «В Москве находятся следственные изоляторы, в которых содержатся лица либо находящиеся под следствием, либо ждущие решения суда», заявили в пресс-службе УИНа. Осужденные, также, не могут находиться в СИЗО. Однако, осужденные израильтяне действительно существуют. Как пишет газета «Газета» в 2004 году Мосгорсуд вынес приговор фигурантам дела о контрабанде алмазов на сумму около 750 тысяч долларов. Граждане Израиля Эли Кац, Владислав Каган и Шимон Хиршорен приговорены к 11, 7,5 и 7,5 года лишения свободы соответственно. По этому делу были осуждены и граждане России Александр Костеной и Николай Петухов, получившие 10,5 и 5 лет лишения свободы. На материалах дела до сих пор лежит гриф секретности, поэтому подробности схемы переправки драгоценностей за рубеж не разглашаются. Однако, в этом уголовном деле нет упоминания о Шаломе (Джорджа) Касирере.
Следственное управление ФСБ, расследовавшее дело о контрабанде алмазов, обвиняло Каца, Хиршорена, Костеного, Кагана, Петухова и Елену Тихомирову сразу по нескольким статьям УК: незаконный оборот драгоценных камней, покушение на контрабанду, отмывание денег и лжепредпринимательство. С самого начала на деле был поставлен гриф секретности. Известно лишь, что Владислав Каган был задержан в сентябре 2001 года на Белорусском вокзале Москвы с якутскими алмазами на сумму более 22 млн. рублей. По данным следователей, драгоценные камни везли в Израиль, где их реализовывали через фирму Эли Каца. К слову, израильские соучастники контрабанды были также задержаны на территории России. При этом за время следствия представители посольства Израиля даже не попытались добиться выдачи своих граждан, сообщает газета "Газета".
Удивляет тот факт, что на протяжении трех лет, пока длилось следствие, не только его непосредственные участники - начиная следователями и заканчивая защитниками, - а даже те, кто был в курсе происходящего, но не давал подписки о неразглашении (например, израильские дипломаты), не распространялись о подробностях расследования. Так, схема контрабанды алмазов до сих пор остается известной лишь узкому кругу лиц.
Все участники уголовного дела получили от 5 до 11 лет лишения свободы. Израильтяне должны отбывать наказание в специализированной колонии для иностранных граждан. Напомним, только что задержание израильтян и суд над ними начался гораздо раньше, нежели пресловутое дело ЮКОСа.
Редакция портала "Еврейский журнал" будет следить за развитием ситуации.