Леонид Невзлин на грани нервного срыва
- Какие причины побудили Невзлина сделать именно сейчас такое серьезное заявление?
- Безусловно, Невзлин сегодня поднял планку в конфликте между бывшими ведущими акционерами ЮКОСа и Кремлем. Ясно, что это заявка на эскалацию. И она была сделана после того, как владельцы ЮКОСа потерпели серьезное поражение - не только в России, где "Юганскнефтегаз" перешел в собственность "Роснефти", но и на международном поле. Я имею в виду два события: отказ американских судов участвовать в этом деле и недавнее решение Amnesty International, которая отказала Ходорковскому в статусе политического заключенного. В этих условиях поднять планку в конфликте - естественный шаг для Невзлина.
Еще одна причина может заключаться в том, что сам Невзлин сейчас оказался под угрозой - его обвиняют в организации убийства. Это очень серьезное обвинение, которое может сильно испортить его деловую репутацию на Западе, независимо от того, чем закончится эта история. Потому что одно дело - налоговые претензии или права собственности, а другое - криминал, причем самый тяжкий. Так что вывести свою фигуру в политическую плоскость - одна из возможных целей. Ну и еще, пожалуй, вот что: создается впечатление, что у Невзлина просто начинают сдавать нервы.
- Являются ли претензии Невзлина новым витком в "деле ЮКОСа", смогут ли что-то добавить к этой истории?
- Собственно говоря, в этих претензиях нет ничего нового. Раньше говорилось и то, что Кремль является одной из заинтересованных сторон, и то, что Абрамович оказался другой стороной в конфликте с ЮКОСом. Так что с точки зрения новизны в этом заявлении нет ничего.
Ну а в плане "подачи материала" откровения Невзлина выглядят довольно странно. Получается, что существует прозрачный, чистый, отвечающий международным стандартам и в то же время по-детски наивный Михаил Ходорковский и злодей-хищник из джунглей российского бизнеса Роман Абрамович. Это выглядит очень неубедительно. Такая крупная компания, как ЮКОС, просто не могла бы выжить в российских условиях, если бы соответствовала не вполне цивилизованным российским стандартам. ЮКОС формировался в российской среде и не может не нести на себе ее отпечатка. Так не бывает. Кроме того, это выглядит и как нелестная оценка деловой репутации Ходорковского. Невзлин как будто пытается показать, что его партнер по бизнесу не обладал предпринимательской компетенцией. Мне кажется, что все те, кого мы называли олигархами, деловой компетенцией обладали и могли адекватно оценивать своих партнеров. Иначе они бы не заняли ведущих позиций в российском бизнесе.
- Каковы перспективы судебного иска, который глава "Менатепа" собирается подавать против высокопоставленных российских чиновников?
- Не совсем понятно, почему в качестве ответчиков он назвал Кудрина и Медведева и не назвал Абрамовича. Логичнее было бы сделать наоборот, потому что осудить владельца частного капитала, пусть и столь крупного, все же проще, чем высокопоставленных государственных чиновников, дела против которых вряд ли могут иметь перспективу в международных судах. Не исключено, что Невзлин просто лукавит, а на самом деле готовит иск на Абрамовича. Возможно, это новая попытка использовать зарубежную систему правосудия против собственности российского бизнеса за рубежом. Помните историю с фирмой "Нога"? Но в данном случае это больше похоже на производство информационного шума: цель - нанести ущерб репутации страны и ее деловому имиджу. Добиться декларируемых целей Невзлину вряд ли удастся. Скорее, ему удастся получить с этой истории некие промежуточные политические дивиденды.
- И тогда, судя по всему, это связано с его политической активностью в России на оппозиционном поле. Будет ли Невзлин принимать участие в политической игре на грядущих парламентских и президентских выборах?
Пока активно ведут себя только бизнес-эмигранты: Березовский и как раз Невзлин. В то же время, политические игроки внутри страны или те, кто хочет ими стать, открещиваются от него. Например, Каспаров заявил публично, что он и "Комитет 2008" денег от Невзлина принимать не будут. Невзлин превращается для российских политиков в некую разновидность Березовского. То есть становится фигурой, публичная ассоциация с которой наносит ущерб. И чем больше и активнее Невзлин будет выступать против российского государства, тем больше он будет превращаться в "человека, похожего на Березовского".
Его отношения с демократами неплохо обрисовывает еще не оконченная история с "Московскими Новостями". Чем бы она ни закончилась, даже если Невзлин отдаст акции, как его к тому призывает Попечительский совет, его пренебрежительная оценка творческого ядра МН - людей, которые считаются основой российской демократической журналистики - говорит сама за себя. Вряд ли журналисты забудут и то, что было сказано, и то, что было сделано. Политически Невзлин действует довольно неуклюже. Его попытки получить демократов в союзники пока выглядят неудачными.
Вся эта история, как мне кажется, делает более прозрачным обстоятельства "дела ЮКОСа". Сегодня очевидно, что дело не в борьбе современного бизнеса с отсталой бюрократией, или авторитаризма с демократией. Дело даже не в борьбе власти и политической оппозиции. Речь идет о борьбе олигархического клана с государством, которое имело неосторожность его вырастить.
***
Человек одной удачи
© "Известия" (Россия), 22.03.2005
"Мне обидно за репутацию "Московских новостей"
Виктор Лошак, бывший главный редактор газеты "Московские новости"
В Москве продолжает шуметь скандал вокруг "Московских новостей".
"Выскажись", - говорили мне. Но что-то заставляло держать паузу. Тем более что высказался я еще полтора года назад, когда новые владельцы поменяли меня на популярного телеведущего.
Я и говорил: смена менеджера при смене владельца - это нормально.
Ненормально лишь, что в "МН" запустили Киселева. Он - человек другой профессии (не только не главный редактор, но и вообще не газетчик), а тут еще пугающая закономерность: куда ни придет - все рушится. Вот он и этот еженедельник обрушил. Чтобы журналисты восстали против своего главного редактора не по политическим причинам, а просто как против ленивого и непрофессионального человека, - я что-то такого в истории нашей профессии не припомню.
Откуда такой накал публичности с телевидением, вниманием коллег и даже выпуском специального издания "Московские новости" без Евгения Киселева"? А как, спрошу я вас, работать в газете, где разогнали всех фотокорреспондентов, а гонорары авторам журналисты должны были платить из собственного кармана? Вряд ли можно назвать достижением Киселева тот факт, что "МН" стали едва ли не единственной газетой в мире, каждый номер печатающей портрет своего главного редактора на обложке. Вот это сила любви! Говорят, скандал ударил по репутации Киселева, мне же обиднее за репутацию "Московских новостей", где только главным редактором я проработал десять лет. И все же я понимаю журналистов: они просто не выдержали.
Достал! Теперь, похоже, на помощь высокооплачиваемому борцу за демократию готов прийти Борис Березовский. Эта пара уже демонстрировала на телевидении чудеса, возможно, много интересного мы увидим и на страницах "МН".
Хочется в оценке этой ситуации побыстрее уйти от Киселева. Он и так уже истыкан критическими стрелами. Свой колчан разрядили в него и старые боевые друзья по НТВ. Их опыт отложенной щепетильности вызывает мало симпатий. Но надо отдать должное Киселеву, во всей этой ситуации он своей массивной фигурой закрыл от критики главного, на мой взгляд, виновника "праздника".
Собственно, о владельце и издателе "МН" Леониде Невзлине плохо сказать - это по нынешним временам моветон. Но политически идиотское, с привкусом воровства и сталинщины "дело "ЮКОСа", от которого пострадал и эмигрировал Невзлин, - это одна история, а то, во что превратил этот медиа-владелец свою покупку, еженедельник "Московские новости", - вовсе другая.
Каков был рецепт от Невзлина? Дать денег, нанять человека из телевизора, запустить на руководство издательством еще одного телевизионщика и вечного неудачника Кирилла Легата, и еженедельник заиграет - вот-вот у киосков "МН" появятся перестроечные очереди...
Заметьте, в многочисленных сейчас своих интервью Невзлин много говорит о судьбе демократии, о горькой участи Родины, туманно рассуждает о своем будущем политическом спонсорстве в России, но нигде ни слова о том, как успешен его домашний проект по утверждению свободы слова - "Московские новости".
Я плохо знаком с Невзлиным, но сейчас он представляется мне, во-первых, человеком одной удачи - вовремя познакомился с Михаилом Ходорковским;
во-вторых, персонажем, легко переступающим через людей и неудачи собственные. Сколько же замечательных постов поменял этот человек из списка "Форбса"! Президент Еврейского конгресса, сенатор от Мордовии, заместитель руководителя информационного агентства, ректор РГГУ... Теперь вот владелец газеты. И все приблизительно с одинаковым успехом.
Вот удивительно, оказалось, не все в жизни можно решить деньгами.
Говорят же: счастье не купишь. И речь не только о еженедельнике, это для Невзлина не масштаб. В последних интервью он сам позиционирует себя как непубличного, но активного участника политической борьбы в России. Вернее, бороться будут его деньги, которыми он готов помочь созвучному его взглядам кандидату. Сейчас, после истории с "МН", стоит подумать: возможно, испытавшей провал российской демократии нужны не только иные лидеры, но и иные спонсоры? ...В недавнем интервью одной из газет владелец "МН" обещал заняться управлением еженедельником в ручном режиме. Интересно, это управление закончилось или только начинается?
***
© "Ведомости", 18.04.2005
“ЮКОС” разрушили трое Леонид Невзлин отыскал виновных
Ирина Резник, Дмитрий Симаков, Родион Левинский
Леонид Невзлин, основной владелец Group Menatep, отыскал виновных в разгроме “ЮКОСа”. Он грозит многомиллиардными исками главе президентской администрации Дмитрию Медведеву и министру финансов Алексею Кудрину. А совладелец “Сибнефти” Роман Абрамович, по мнению Невзлина, заманил Михаила Ходорковского “в ловушку”, чтобы получить контроль над “ЮКОСом”.
Гибралтарская Group Menatep контролирует 61% акций “ЮКОСа”. Еще 10% акций “ЮКОСа” – у фонда Veteran Petroleum, 8,8% – у владельцев “Сибнефти”. Сумма налоговых претензий к “ЮКОСу” и его “дочкам” за 2000–2003 гг. – $27,5 млрд. В декабре за долги был продан “Юганскнефтегаз”, основной актив “ЮКОСа”, и права на 59,5% акций группы от бывшего предправления компании Михаила Ходорковского перешли Леониду Невзлину. Ходорковский был арестован 25 октября 2003 г. Он и другой совладелец Menatep – Платон Лебедев обвиняются мошенничестве в особо крупном размере, уклонении от уплаты налогов и т. д. Ущерб от их действий обвинение оценивает более чем в $1 млрд. Гособвинитель Дмитрий Шохин потребовал для Ходорковского и Лебедева 10 лет лишения свободы. Вынесение приговора назначено на 27 апреля.
Леонид Невзлин сообщил “Ведомостям”, что собирается подать иски в международные суды против группы лиц, причастных к разрушению “ЮКОСа”. Ответчиками, говорит Невзлин, могут стать глава президентской администрации Дмитрий Медведев и министр финансов Алексей Кудрин. Суммы в исках будут сопоставимы с прежними требованиями — акционеры “ЮКОСа” в Международном третейском суде требуют, чтобы Россия возместила ущерб на $33,1 млрд от обесценивания акций “ЮКОСа”.
По мнению Невзлина, Медведев и Кудрин курировали деятельность налоговых и правоохранительных органов в отношении “ЮКОСа” и его акционеров. Кудрин давал указания налоговой службе и утверждал решения. По мнению Невзлина, заявления министра в адрес “ЮКОСа” — лучшее доказательство его причастности к уничтожению компании (Кудрин, в частности, называл компанию налоговым уклонистом и обещал продолжить ее преследование. — “Ведомости”). Что касается Медведева, то у Невзлина имеются доказательства причастности главы администрации президента к делу “ЮКОСа”, но какие, он не раскрывает. Публично Медведев высказался о деле “ЮКОСа” только раз, призвав своих коллег “оценивать экономические последствия” происходившего. В пресс-службе Кремля от комментариев отказались. Невзлиным двигали “политические мотивы”, считает чиновник администрации президента. “Пусть подает, суд определит, виноват Кудрин или нет”, — храбрится пресс-секретарь министра финансов Геннадий Ежов.
Перспективы у иска Невзлина к чиновникам не будет, уверен источник, близкий к Кремлю. Он называет странным выбор ответчиков: “Ни Кудрин, ни Медведев не были идеологами дела “ЮКОСа”. Юристы тоже уверены в провале исков. Старший партнер юрфирмы “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин считает “нулевым” риск для чиновников.
Если друг оказался вдруг
Атака на “ЮКОС” была спланирована в Кремле при непосредственном участии совладельца “Сибнефти” и губернатора Чукотки Романа Абрамовича, утверждает Невзлин. “На нем лежит существенная часть вины за развал и уничтожение компании, а также за преследование менеджеров и акционеров "ЮКОСа". Ходорковский вел открытый и прозрачный бизнес и был уверен, что Абрамович и его окружение действуют так же, — говорит Незвлин. — Он не предполагал, что на самом деле вел сделку не с открытой компанией "Сибнефть", а с группой заговорщиков, которые хотят лишить его бизнеса. И в итоге угодил в ловушку”.
Невзлин уверен, что Абрамович с самого начала знал, что ждет Ходорковского и “ЮКОС”. “Это было видно по тому, как он и его окружение вели себя после ареста Ходорковского, — говорит Невзлин, — по тому, как они разговаривали со мной и с другими акционерами группы МЕНАТЕП. Это наглядно подтверждает то, как "Сибнефть" грубо "разводилась" [с "ЮКОСом"]”.
По словам Невзлина, Абрамович уверил Ходорковского, что слияние “ЮКОСа” с “Сибнефтью” и дальнейшая продажа доли в объединенной компании иностранцам согласованы с Кремлем и лично с президентом Владимиром Путиным. По словам Незвлина, Ходорковский вел переговоры о продаже блокирующего пакета акций в объединенной компании одновременно с ChevronTexaco и ExxonMobil. Президент инвесткомпании AG Capital и член совета директоров “Сибнефти” Альберт Гавриков допускает, что акционеры обеих компаний могли планировать такую сделку. “Иначе какой был смысл в объединении?” — недоумевает он. В “Сибнефти”, ChevronTexaco и ExxonMobil это комментировать отказались. По словам представителей ExxonMobil Боба Дэвиса и ChevronTexaco Доа Кэмпбелла, их компании заинтересованы в развитии бизнеса в России.
“В Вашингтоне руководитель Exxon сказал Путину, что американская компания заинтересована в покупке контрольного пакета “ЮКОСа” после того, как тот поглотит “Сибнефть”, — говорит Невзлин. “Путина убедили, что Ходорковский его обманывает, — продолжает он. — И, думаю, это был Абрамович”. Невзлин уверен, что Абрамович смог бы объяснить Путину суть сделок, но “не захотел”. А тем временем Ходорковский пребывал в уверенности, что Кремль санкционировал эту сделку. Когда же Ходорковского посадили в тюрьму, Абрамович ничего не предпринял для его освобождения. “Значит, и не собирался”, — заключает Невзлин.
В Кремле и “Сибнефти” от комментариев отказались. Источник, знакомый с деталями переговоров двух компаний, утверждает, что “Сибнефть”, наоборот, сделала все возможное для спасения “ЮКОСа”. Он указывает, что как раз с этой целью акционеры “Сибнефти” полтора года назад предлагали на должность предправления “ЮКОСа” президента “Сибнефти” Евгения Швидлера. Другой источник, знакомый с Абрамовичем, уверяет, что тем самым тот был готов принять участие в защите компании и одновременно рискнуть “Сибнефтью”, на которую бы тоже обрушились претензии налоговиков. Но Ходорковский предпочел оставить у руля Стивена Тиди. “В этом есть и заслуга Невзлина”, — заметил он.
Бизнес или политика
Предприниматель Борис Березовский готов поверить в версию Невзлина. По словам Березовского, у него отобрали ОРТ, а также доли в “Сибнефти” и “Русале”. Но у председателя наблюдательного совета “Ренессанс Капитала” Александра Шохина обвинения Абрамовича в предательстве вызывают недоумение. “Они с Ходорковским знают друг друга давно, и это была не первая их попытка объединиться”, — напоминает он. А Гавриков указывает, что “Сибнефти” не было смысла доводить слияние с “ЮКОСом” до конца после начала налоговой атаки на компанию Ходорковского. “Так на его [Абрамовича] месте поступил бы любой другой бизнесмен, в том числе и за рубежом”, — уверен он.
Сам Ходорковский не раз называл дело “ЮКОСа” заказным, то называя главной версией дела политику, то обвиняя “бизнесменов” и “бизнес-чиновников” в желании отнять у него “самую процветающую нефтяную компанию страны”. В последнем слове Ходорковский намекнул на конкретных людей: “У меня в отличие от тех скромных бизнесменов и бизнес-чиновников, которые стоят за делом "ЮКОСа" и… действиями Генпрокуратуры, нет яхт, дворцов, гоночных машин, футбольных клубов”. Невзлин думает, что его мнение и позиция Ходорковского совпадают. Так ли это, “Ведомостям” выяснить не удалось. Несколько опрошенных адвокатов Ходорковского сказали, что никогда не обсуждали этот вопрос со своим клиентом.
Впрочем, директор аналитического департамента “Атона” Стивен Дашевский не верит в “наивность” бывшего владельца “ЮКОСа” и отсутствие у него политических амбиций. Сам Ходорковский в январском интервью “Русскому Newsweek” рассказал, что выступает за введение в России парламентской республики. По его словам, это стало предлогом для разгрома компании. Но год назад один из высших чиновников российского государства рассказал “Ведомостям”, что именно политическая активность Ходорковского, и в первую очередь попытка “продавить” идею о превращении России в парламентскую республику, и стала причиной гонений на “ЮКОС”. “Продвижение идеи парламентской республики и возрастающий контроль “ЮКОСа” над Госдумой стали “очень удачным” поводом для силовиков, чтобы “затеять передел сфер влияния в нефтяной отрасли”, заключает Андрей Рябов из Московского центра Карнеги.