Пичугин может «сдать» своего шефа за то, что тот его предал
Жить под дамокловым мечом тяжело. Любой психолог скажет, что Невзлин сейчас живет в состоянии постоянного психологического стресса. Посмотрите на Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Эти персонажи живут в камере, видят белый свет только на судебных заседаниях, и при этом выглядят, как говорится, как огурчики. Они не боятся попасть под арест потому что они уже давно живут под арестом. Совсем другое дело Леонид Невзлин: на свежих фотографиях он уставший человек с темными кругами вокруг глаз... Ужас!
Ему бы явится в Генпрокуратуру, написать явку с чистосердечным признанием и сесть в СИЗО. Тогда у опального олигарха-уголовника наверняка улучшился бы сон и аппетит. Ан нет, человек мучается в бегах и не знает, чего ждать от завтрашнего дня.
Если серьезно, то, конечно, понятно, что только дурак добровольно придет к следователю чтобы подписать себе приговор на пятнадцать лет. Нужно быть либо очень сильным человеком, либо идиотом. Невзлин не сильный и не дурак. Не придет, не дождетесь.
Трагизм ситуации как раз в том и заключается, что, оставаясь на свободе, живя в роскошном доме с охраной и кучей денег (один-два миллиарда кэша у него все же остались), не зная материальных проблем, Невзлин не находит себе места. Ведь эпопея с его уголовным делом, в сущности, только началась. Попробуй расслабься. А если завтра повяжут?
Благо есть за что.
Пичугин разочарован в Невзлине
Подчиненный Невзлина Алексей Пичугин уже сел. Начальник службы безопасности ЮКОСа, как известно, отдувается за Невзлина. Суд присяжных признал его виновным в убийствах и не заслуживающим снисхождения. Все будущее, вся жизнь Невзлина зависит от показаний Пичугина, которые тот даст, а может быть и не даст против бывшего патрона.
Вспомним, как и за что посадили Пичугина.Сотрудники милиции арестовали начальника Четвертого отдела Службы внутренней и экономической безопасности НК ЮКОС Алексея Пичугина 19 июня 2003 года. Ему было предъявлено обвинение в организации убийства тамбовского предпринимателя Сергея Горина с супругой осенью 2002 года. В качестве меры пресечения Пичугину выбрали содержание под стражей. Находясь под стражей, Пичугин получил еще три обвинения: покушение на жизнь бывшей сотрудницы ЮКОСа Костиной, покушение на сотрудника компании «Роспром» Колесова, а также угроза убийства бизнесмена Лобикова.
Генпрокуратура завершила предварительное следствие 26 января 2004 года; 4 июня дело передано в Московский городской суд. Итогом расследования стало решение от 24 марта 2005 года: присяжные признали его виновным в совершении всех упомянутых преступлений, кроме последнего, которое было снято в связи с истечением срока давности. Присяжные решили, что подчиненный Невзлина виновен в организации убийств и покушений.
Собственно говоря, дамоклов меч, висящий над головой Леонида Невзлина, – не что иное как возможность показаний Алексея Пичугина против Невзлина. Переедет ли беглый олигарх из солнечного Тель-Авива в менее солнечную Москву для проживания в «Матросской тишине», зависит от того, решится ли Пичугин на показания против него. А это вполне возможно. Более того, источники в Генпрокуратуре утверждают, что в настоящее время с Пичугиным ведутся соответствующие переговоры. Согласно этим данным, Пичугин сильно деморализован, ощущает себя брошенным на произвол судьбы и преданным Невзлиным. Ему настоятельно рекомендуют «сдать» босса. Предложение выгодное. С одной стороны, бонус за сотрудничество со следствием в виде улучшения условий содержания и скидки к сроку. С другой, простая человеческая логика: если Невзлин поручал Пичугину искать исполнителей для силовых решений деликатных проблем, то почему, черт возьми, Пичугин должен гнить в тюремных застенках в то время как Невзлин купается в роскоши?
До последнего времени Пичугин отказывался давать показания на Невзлина в надежде на помощь последнего. Леонид посредством адвокатов обещал действенную помощь – в частности, говорил, что хорошие адвокаты разнесут обвинение в суде в пух и прах. В качестве доказательства энергичной борьбы адвокаты Невзлина передавали Пичугину материалы российских СМИ: десятки проплаченных газетных и журнальных статей с гневными репликами в защиту Пичугина. Самое интересное и страшное Невзлин Пичугину никогда не говорил: он не в силах помочь подчиненному. Он с самого начала знал, что не может помочь несчастному офицеру госбезопасности. Пичугин же, простодушно как доверчивая девушка верил Невзлину. Вот и результат: двадцать лет колонии строгого режима. Спасибо вам, Леонид Борисович!
Если верить источникам из Генпрокуратуры, в настоящее время Пичугин деморализован и растерян. Не сегодня-завтра может сдать Невзлина. Новоявленный израильтянин боится такого расклада как огня. Это и объясняет нелогичные действия и истерику Невзлина.
Пиар с маразмом
Главное, что сейчас делает Невзлин, – активный пиар. Пиар, пиар и пиар. Ему опальный олигарх посвящает дни, недели и месяцы. О том, сколько денег он тратит на подкуп СМИ, ходят легенды. О том, что он скупает СМИ, знает каждый медийщик. Ну и сквозь пиар прорывается истерика.
В интервью Невзлина немецкому журналу Focus от 11 апреля Леонид Борисович пригрозил, что если Ходорковского осудят, то он, Невзлин, «расскажет все о коррупции в Кремле, о связях с бизнесом, о том, какие деньги получают кремлевские чиновники и на каких яхтах они проводят отпуск». Невинный вопрос корреспондента («почему бы не сказать это здесь же?») смутил олигарха, он пробормотал в ответ, что не хочет подставлять Ходорковского накануне суда.
Последний из таких случаев – нашумевшее предложение Кремлю продать свою долю в ЮКОСе с большим дисконтом в обмен на свободу Ходорковского и остальных сотрудников Менатепа – ЮКОСа. Предложение своей романтикой могло бы взволновать неопытных юношей, если таковые живут в современной России. Те, кто поопытней, понимают, что предложение – фикция, бессмысленная выдумка. Комбинация, призванная привлечь внимание, и не имеющая какого-либо иного смысла.
Трудно представить, что кто-то в Кремле говорит такое: «мы подумали и решили согласиться; дайте нам денег, и мы выпустим Ходора». Бред, скажете вы. И будете правы. Потому что подобную чушь невозможно даже представить. Следовательно, само предложение Невзлина – тоже чушь. Однако сам Невзлин говорил об этом так будто он сам и вправду верит в придуманную фантасмагорию. Не знаю, сказал ли кто-то Невзлину, что он сам себя выставляет идиотом. Наверное, нет. Потому что он продолжает действовать в том же духе.
Вот небольшая выдержка из недавнего интервью журналу «Профиль» (№18 от 16.05.2005).Невзлин: «Уверен, что я все верну. Не обязательно в форме активов. Деньги меня тоже устроят. Я рассчитываю на решение судов и на взыскание с российского правительства средств, которые у нас своровали. Это долго, трудно. Но ни на что другое я сейчас рассчитывать не могу. Разве что на смену власти. Тогда справедливость может быть восстановлена. Хотя действовать буду так, чтобы получить компенсацию именно с этой власти. Ибо она может заплатить из своего кармана, а следующая - из народного, из бюджета. Платить за все должны те, кто украл».
Серьезный человек, прежде чем сказать подобное, спросит себя: каковы мои аргументы? Как взыскать с российского правительства деньги за ЮКОС, если компания скончалась в рамках расследования налоговых правонарушений? Если обвинять кого-то в воровстве, надо, по меньшей мере, четко описать круг виновных и привести доказательства. Претензии к каждому конкретному чиновнику должны сопровождаться уликами, мотивированными претензиями, доказательствами… В общем, нужно либо брать быка за рога, если есть что предъявить, либо – если нечего – воздержаться от глупостей. Но, судя по его высказываниям, Леонид Невзлин относится к той категории граждан, кто готов нести любую околесицу, лишь бы быть в центре внимания.
Что ж. Нельзя запретить Невзлину делать что-нибудь против ветра. Но ведь он не только себя выставляет истеричным дурачком, но вредит своему другу – Михаилу Ходорковскому. Даже адвокат Ходорковского Генрих Падва с нескрываемым раздражением отнесся к «коммерческому предложению» Невзлина насчет обмена ЮКОСа на свободу Ходорковского. Старый адвокат не назвал Невзлина предателем или вредителем. Он сказал мягко: «Мне предложение Невзлина кажется неразумным».
Эх, Генрих Павлович! Какой вы, однако, вежливый человек. Ведь могли бы сказать, что Невзлин в который подставляет Ходороквского. Что ему надо заткнуться и сидеть тихо. Что в его положении надо взвешивать каждое слово, а пиар он, конечно, дело хорошее, но только не за счет друзей и не в ущерб самому себе. Много чего еще можно сказать Невзлину. Да только поймет ли? Нервы ни к черту, голова идет кругом.
Оно и понятно. Столько убитых людей осталось в славном прошлом беглого олигарха. И ведь трупы могут всплыть – стоит только осужденному Пичугину начать говорить. Есть от чего нервничать.