Как СМИ раскрутили «дело» приходского священника
О. Сергий сначала отказался освящать административное здание колонии, а потом якобы публично назвал Ходорковского политическим заключенным. Казалось бы, факты малозначимые и уж точно не имеющие отношения к большой политике. Но сейчас тем, кто раздувает истерию вокруг т.н. «дела ЮКОСа» из-за границы нужны любые зацепки, их пресс-центр готов раздуть скандал из любой мелочи. Так приходской священник из далекого сибирского уголка оказался в центре сложных московских интриг. Журналисты, работающие на ЮКОС нашли себе нового ньюсмейкера – судьба этого человека была им абсолютно не важна, его имя на несколько недель стало знаковым для команды пресс-центра МБХ. Они «раскрутили» его. Но это не принесло о. Сергию счастья. Судьба священника оказалась сломанной, как и у множества других людей, соприкоснувшихся с Ходорковским. Его частое упоминание в откровенно антиправославных, одиозных для Русской Церкви СМИ (по странному стечению обстоятельств - все эти СМИ одновременно являются горячими сторонниками Ходорковского) определило его дальнейшие злоключения - запрет в служении и последующее лишение сана.
СМИ, входящие в пул Ходорковского, активно принялись защищать опального священнослужителя. Так, Интернет-издание Грани.ру 20 апреля опубликовало материал, в котором содержался следующий абзац:
«Священника из города Краснокаменска Сергия Таратухина лишили сана. До этого о. Сергий решением епископа Читинского и Забайкальского Евстафия был отправлен из Краснокаменска в село Красный Чекой Читинской области, а через некоторое время запрещен в служении (лишен возможности совершать таинства и богослужения). И вот последовало последнее наказание – священник лишен сана. Теперь бывшему пастырю осталось от церкви одно утешение – посещение служб в качестве обычного прихожанина. Человек, в молодости отбывавший тюремный срок за антисоветскую агитацию, продолжает страдать и сегодня». http://www.grani.ru/Society/Religion/m.104698.html
«Это было что-то вроде скинхедов»Однако, через неделю, в издании «Большой Город» появилось интервью с лишенным сана священником Сергием (Таратухиным). О своей молодости он рассказывает так: «Как вы уже знаете, я приходской священник. Родился и вырос в Чите, в семье ссыльного. В 1974 году я был арестован и осужден на 4 года по 70-й статье — за антисоветскую деятельность. На самом деле организация, которую я создал, не была политической. Это было что-то вроде скинхедов. Мы ненавидели не строй, а бурятов. Организации нужны были деньги. Я совершил ограбление, за которое и сел. Попал на пермскую политзону. Там тогда было много «знаменитостей» — евреи-самолетчики, советские диссиденты, в том числе Владимир Хаустов и Сергей Ковалев. Я был деятельным молодым человеком. В лагере я решил выявить гэбэшных осведомителей. Пошел к оперу и попросился в стукачи. Вскоре я действительно выявил цепочку — информация начальству шла через врачей. Я собрал товарищей и рассказал все, что знаю. С этого дня моя жизнь резко изменилась. Лагерное начальство меня люто возненавидело, а товарищи стали презирать, считая стукачом. Два года я практически целиком провел в карцере. Когда возвращался в барак, сидеть со мной считали не западло всего несколько человек». http://www.bg.ru/article?id=5720
Согласитесь, «антисоветская агитация» и «ограбление» совершенно разные вещи. Но для тех, кто вместо профессиональной журналистики всего лишь отрабатывает заказ – главное отнюдь не истина. О. Сергий лишился своего сана не из-за своих высказываний. В тяжелую ситуацию священника и его семью подставили СМИ из про-юкосовского пула, готовность извратить и переврать все факты, лишь бы был доволен клиент и его топ-менеджеры в Лондоне и Тель-Авиве. Ограбление под их бойким пером превращается в антисоветскую агитацию, царапины в глубокие шрамы, а внутриепархиальный конфликт священника с иерархом в политическое противостояние.
Именно десятки публикаций, раздувавших конфликт и превращавших отказ о. Сергия освящать административное здание колонии в протест против заключения Михаила Ходорковского заставили Церковь пойти на крайние меры в отношении священника. Теперь отец Сергий не только запрещен в служении, но и извержен из сана. И при этом домыслы на тему продолжаются. Сергея Таратухина уже подняли на политический флагшток. Его именем прикрываются, от его лица говорят. Так, Антон Орехъ в материале, посвященном делу ЮКОСа в интернет-издании «Eженедельный Журнал» пишет: «Отец Сергий лишен сана! За что? …. не оттого, что посчитал Евангелие от Иуды очень своевременной книжкой». http://www.ej.ru/dayTheme/entry/3611/
Для любого православного подобная инсинуация – тяжелое оскорбление. Отец Сергий не делал подобных заявлений, да и не мог делать. Вот что рассказал об этом манускрипте митрополит Кирилл (Гундяев) в интервью «Российской Газете» : «Содержание этого апокрифа достаточно известно. По всей видимости, он был создан в недрах мистической секты гностиков много позже реальной смерти Иуды Искариота, и этот текст изучается в соответствующих курсах Духовных академий. Только для светского общества он, как и многие ему подобные, оставался неизвестен, потому что отсутствует религиозное образование, а для людей Церкви это знакомая тема - апокрифы в истории христианства. Под влиянием этих апокрифов нередко произрастают сектантские настроения, иногда развивается очень болезненная религиозность – так было на протяжении всей истории. Потому публикация апокрифического «Евангелия от Иуды» ничего не убавит и ничего не прибавит. Ее можно просто использовать в научных исследованиях, пытаясь ответить на вопрос о религиозном контексте первых веков христианства. Но это никак не повлияет на целостность христианского послания миру и наше представление об Откровении Божием». http://www.rg.ru/2006/04/21/mitropolit-kirill.html
И еще один любопытный факт. Все те СМИ и либеральные общественные деятели, что яро защищают Михаила Ходорковского, приветствовали и «Евангелие от Иуды». Иуда - любимый ученик Христа. Он не был предателем, а всего лишь исполнял волю Спасителя, выдавая его римлянам - таков их главный посыл. Видимо, такая трактовка библейских событий наиболее близка защитникам краснокаменского сидельца. Им не привыкать черное называть белым, а зло именовать добром.