Обзор прессы с 25 по 31 мая 2006 г.: Адвокаты Ходорковского вновь пытаются обжаловать приговор, но сами были вызваны в суд по обвинению в клевете. Быт МБХ – условия становятся все лучше, но пропагандистской машине ЮКОСа до этого нет дела. В обвале акций "Газпрома" виноваты ЮКОСовцы. Судебные процессы вокруг ЮКОСа: свидетельские показания подтверждают - насилие и угрозы были основным аргументом МБХ в бизнесе
Адвокаты Ходорковского вновь пытаются обжаловать приговор, но сами были вызваны в суд по обвинению в клевете Экс-глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский намерен во что бы то ни стало добиваться оправдания. Осужденный считает совершенно очевидным отсутствие доказательств его вины в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве в крупном размере.
Напоминаем, что адвокаты Ходорковского и Лебедева уже пытались обжаловать в Мосгорсуде приговор, вынесенный Мещанским судом Москвы, в кассационном и надзорном порядке. Несмотря на все старания защиты, что Ходорковскому, что Лебедеву скостили срок всего на один год, а на ближайшие 8 лет они точно зэки.
Все последующие жалобы защиты были оставлены без удовлетворения – в Мосгорсуде считают, что "действиям Ходорковского дана надлежащая юридическая оценка, и ему в соответствии с требованиями закона, а также с учетом данных о личности и других заслуживающих внимания обстоятельств дела, назначено справедливое уголовное наказание".
Однако адвокаты опального олигарха придерживаются прямо противоположного мнения: они считают обвинительный приговор Михаилу Ходорковскому незаконным и настаивают на его отмене. Генрих Падва, представляющий интересы экс-главы "ЮКОСа", заявил следующее: "Мы подали надзорную жалобу в Верховный суд РФ. У нас все те же основания: мы просим отменить приговор как незаконный и необоснованный. Верховный суд истребовал материалы уголовного дела".
Разумеется, это не означает, что Президиум Верховного суда возбудил производство по жалобе. Просмотр материалов дела – обязательная процедура, предваряющая возбуждение надзорного производства. "По закону, когда поступает жалоба, президиум по тем материалам, которые поступили в жалобе, может отказать в возбуждении надзорного производства, что чаще всего и делается. Кроме того, они могут запросить документы, чтобы проверить лично, были ли нарушения", - сказал адвокат.
Два месяца томительного ожидания (именно столько отводится на ответ на надзорную жалобу защиты) – и судьба опального олигарха будет решена окончательно и бесповоротно. Верховный суд является последней инстанцией, куда можно обратиться с жалобой на судебное решение, только он уполномочен разлучить Ходорковского с нарами. Впрочем, коллега Невзлин, который распоряжается миллиардами ЮКОСа за рубежом является ярким примером правоты судебного решения.
http://www.utro.ru/articles/2006/05/26/551539.shtml
Тем временем, Хамовнический суд г. Москвы сегодня возобновит рассмотрение иска управления Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) по столице к адвокатам экс-главы НК "ЮКОС" Михаила Ходорковского и экс-главы МФО "МЕНАТЕП" Платона Лебедева, а также к ведущей программы "Неделя" телеканала REN-TV Марианне Максимовской о защите репутации. Назначенное ранее на 27 апреля 2006 г. заседание было перенесено в связи с неявкой ряда участников процесса.
Как сообщалось ранее УФСИН по г. Москве предъявило иск к телекомпании REN-TV за распространение сведений, порочащих репутацию службы. Кроме того, в иске предъявлены претензии к адвокатам Ходорковского и Лебедева, которыев выпуске информационно-аналитической программы "Неделя" от 27 августа 2005 г обвиняли сотрудников УФСИН в неправомерных действиях , а также необоснованно настаивали на том, что заключенные проводили голодовку.
Но на заседании представитель УФСИН напомнил, что в выпуске программы "Неделя" вышел сюжет, в котором адвокаты Шмидт и Бару высказались по вопросам содержания, обысков и прослушивания личных встреч адвокатов с подсудимым. По мнению ФСИН, своими словами адвокаты нанесли ущерб деловой репутации службы в целом и СИЗО, в частности. "Мы просим опровергнуть данную информацию, в частности высказывания о проведении "шмонов" с применением насилия, про якобы прослушивание встреч обвиняемых с адвокатами, а также мнение адвокатов о наличии в следственном изоляторе засланных негодяев, которые действуют в СИЗО и могут причинить вред Ходорковскому и Лебедеву", - отметил представитель УФСИН.
В свою очередь адвокат, представляющий интересы Шмидта, уточнил у заявителя, чьи конкретно интересы он представляет. На это представитель службы ответил: "Я представляю интересы УФСИН по Москве, его сотрудников, а также лиц, находящихся в подчинении у управления, к которым относится СИЗО "Матросская тишина". На вопрос судьи, какими именно документами это подтверждается, сотрудник службы сказал, что это прописано в положении о СИЗО "Матросская тишина". После этого судья принял решение о востребовании данного документа для установления правомочности сотрудников ФСИН представлять интересы СИЗО.
http://www.utro.ru/news/2006/05/29/551915.shtml
В обвале акций "Газпрома" виноваты ЮКОСовцы Обвал на четверть российского фондового рынка буквально за десять дней после полуторамесячного неуклонного роста – это (настоящий) обвал и ничто иное. Итак, обвал начался 12 мая. А накануне, 10 мая в Италии Интерпол задерживает Алексея Голубовича, бывшего директора по стратегическому планированию и корпоративным финансам компании ЮКОС.
По данным наших экспертов, г-ну Голубовичу принадлежит примерно 1 процент акций Газпрома. Кстати говоря, сохранить и преумножить капитал ему удалось только потому, что в свое время его не подвела интуиция. Когда над ЮКОСом только начали сгущаться тучи, г-н Голубович быстро "сбросил" принадлежавшие ему акции "родимой" компании и закупил "неродных", но надежных к тем, которые у него и до того были (в итоге оказалось около 300 млн акций "Газпрома").
http://www.burocrats.ru/cgi-bin/print.cgi?item=1r343r060529085840
Быт МБХ – условия становятся все лучше, но пропагандистской машине ЮКОСа до этого нет дела Пункт Уголовно-исполинительного кодекса (УИК) РФ, запрещающий осужденным встречаться с адвокатами в рабочее время, не соответствует закону. Такое решение вынес 25 мая Верховный суд РФ, сообщает РБК .
Таким образом, кассационная коллегия Верховного суда РФ признала законным решение нижестоящей инстанции Верховного суда от 2 марта 2006 года, согласно которому пункт N83 правил внутреннего распорядка исправительных учреждений признан незаконным и ущемляющим права заключенных на получение юридической помощи со стороны защиты.
Этим решением суда жалоба экс-главы НК "ЮКОС" Михаила Ходорковского, по мнению которого встреч с адвокатом после рабочего дня - с 18:00 до отбоя – недостаточно, была удовлетворена.
По словам адвоката Юрия Шмидта, теперь любой осужденный может в любое время встретиться с адвокатами.
http://www.newsinfo.ru/news/2006/05/news1315271.php
А всего через четыре дня с Ходорковского сняли ранее наложенный выговор.
суд Краснокаменска, признал необоснованным наложение выговора на Михаила Ходорковского. Об этом в понедельник, 29 мая, сообщила председатель суда Лариса Жукова. Администрация колонии не стала обжаловать решение суда. Выговор был наложен в декабре 2005 года за самовольное оставление рабочего места.
http://www.regions.ru/news/1980618/
А уже 30 мая. у экс-главы "ЮКОСа" началось трехдневное свидание с женой и матерью.
http://www.interfax.ru/r/B/siberia/268.html?menu=37&id_issue=11525352
Таким образом, условия, в которых отбывает заключение МБХ, вполне сносны: видеться с адвокатом можно когда угодно, даже в рабочее время, при этом за самовольное оставление рабочего места выговор снимается, а мать и жена в полной мере могут воспользоваться законным правом на трехдневное свидание четыре раза в год. То есть, другими словами, закон беспристрастен по отношению к Ходорковскому. Но пресс-центр МБХ ни на минуту не останавливает свою пропагандистскую машину. Подконтрольные ЮКОСу СМИ продолжают именовать Ходорковского, совершившего экономические и уголовные преступления, «политзаключенным», а его условия пребывания в колонии преподносятся не иначе как в сравнении с нацистскими концлагерями и сталинским ГУЛАГом.
Тем временем, сторонниками ЮКОСа продолжают проводиться акции протеста. 30 мая в Самаре прошел пикет из одного (!) человека, а 31 мая в Москве на Пушкинской площади несколько десятков человек «отметили» годовщину вынесения приговора Михаилу Ходорковскому. Видимо это все, кто в десятимиллионной Москве готов поверить в невиновность МБХ. Кстати, активисты, проводившие это мероприятие известны и другими своими инициативами. Например, защитой сторонников гей-парада или проведением митинга в защиту чеченских террористов. Подробнее об этом можно прочитать здесь - http://prigovor.ru/info/37147.html
Судебные процессы вокруг ЮКОСа. Свидетельские показания подтверждают - насилие и угрозы было основным аргументом МБХ в бизнесе Продолжаются судебные процессы над различными фигурантами по делу ЮКОСа. Обвинения в уклонении от уплаты налогов выдвинуты против топ-менеджеров дочерних компаний ЮКОСа в Самаре, Якутии, Томске. Но, безусловно, основным процессом последнего времени является суд в Москве над Алексеем Пичугиным - бывшим начальником экономического подразделения службы безопасности НК ЮКОС. Наиболее пристально данный процесс освящает «Коммерсант». Что же интересного произошло за последнее время в зале суда?
Основной темой в показаниях свидетелей продолжает оставаться убийство мэра Нефтеюганска Петухова. Его коллеги рассказали, что в 1997-1998 годах ЮКОС и его дочернее предприятие АО "Юганскнефтегаз" стали задерживать выплату налогов в местный бюджет, из-за чего бюджетникам по семь месяцев приходилось сидеть без зарплаты. По словам господина Нетонаева, сумма долга приближалась к 3,5 млрд руб. Мэр Владимир Петухов вместе с главой района Александром Репиным неоднократно встречались по этому вопросу с Михаилом Ходорковским и тогдашним вице-президентом ЮКОСа Леонидом Симановским. Те жаловались, что "нефть ничего не стоит, поэтому денег у компании нет", сетовали на плохое положение в стране и "обещали заплатить позже". Как вспоминал Игорь Нетонаев, в город также приезжали топ-менеджеры ЮКОСа Владимир Дубов и Василий Шахновский. Они требовали налоговых уступок и в случае отказа обещали перерегистрировать "Юганскнефтегаз" в другом месте. Свидетель вспомнил и выступления Михаила Ходорковского, который делился своими планами обустройства региона: "Он говорил нам, что стотысячный Нефтеюганск должен превратиться в поселок с населением 30 тыс. жителей, которые будут работать вахтовым методом, и что за десять лет отсюда должны уехать 100 тыс. человек. Он нас просто за людей не считал".
http://www.kommersant.ru/doc-y.html?docId=677667&issueId=30107
А бывшая пресс-секретарь городской мэрии Юлия Коршакевич рассказала, что за несколько дней до убийства мэра в ящике для писем, висевшем на здании горадминистрации, была обнаружена записка. "В ней говорилось, что ЮКОС заплатил за голову Владимира Аркадьевича $500 тыс., и я сильно испугалась",– вспоминала женщина. После этого Владимир Петухов рассказал ей, что один из акционеров ЮКОСа – Владимир Дубов (объявлен Генпрокуратурой в международный розыск) "предложил ему взятку в $500 тыс., а после отказа сказал: 'Я тебе этого никогда не прощу'". Еще Владимир Петухов говорил своему пресс-секретарю, что он "подготовился к смерти: застраховался, развелся и перевел все имущество на жену".
http://www.kommersant.ru/doc-y.html?docId=677667&issueId=30107
Суд заслушал также показания Татьяны Шевцовой, которая возглавляла финансовое управление мэрии Нефтеюганска в период, когда ее возглавлял Владимир Петухов. Свидетель во многом повторила показания своих бывших коллег, выступавших ранее. Как рассказала свидетель, после того, как ЮКОС начал контролировать градообразующее предприятие АО "Юганскнефтегаз", налоговые платежи в городской бюджет резко сократились и компания вместо "живых" денег предлагала в обмен неликвидные векселя или различное имущество. В ответ местные жители, не получающие из-за этого зарплату, стихийно собирались на митинги, требуя от ЮКОСа заплатить все налоги. Люди перекрывали дороги и пытались штурмом взять офис компании. Опасаясь, что они могут перейти к более радикальным акциям, в Нефтеюганск, по словам госпожи Шевцовой, экстренно прилетели глава ЮКОСа Михаил Ходорковский и вице-президент ЮКОСа Леонид Симановский. Они привезли с собой 30 млн рублей наличными и раздали их бюджетникам. Но на "график погашения задолженности компании" это никак не повлияло, отметила свидетель, связав в итоге убийство Владимира Петухова с его противостоянием с ЮКОСом.
http://www.kommersant.ru/doc.html?path=daily20069611088188.htm
Весьма интересным был также допрос адвоката Александра Добровинского. Он выступал свидетелем по другому эпизоду – о покушении на бизнесмена Евгения Рыбина, которое, по мнению следствия, по заказу совладельца ЮКОСа Леонида Невзлина организовал Алексей Пичугин.
В свое время господин Добровинский представлял в арбитражных судах интересы Евгения Рыбина, с которым его познакомил министр топлива и энергетики Виктор Калюжный, являвшийся в то время первым вице-президентом Восточной нефтяной компании (ВНК). Дело в том, что структурам Евгения Рыбина принадлежало 10% акций Ачинского НПЗ, входившего в ВНК. Когда ЮКОС стал владельцем ВНК и отказался выкупить этот пакет акций за $22 млн, господин Рыбин обратился в арбитраж. Как рассказал свидетель Добровинский, "ЮКОС проигрывал все инстанции", но Высший арбитражный суд несколько раз возвращал дело на новое рассмотрение, и все начиналось сначала. И все же в 1998 году по настоянию истца на акции ВНК был наложен арест. После этого в офис Александра Добровинского позвонил человек, представившийся Сергеем. Назвав фамилию одного из его клиентов, он попросил "о немедленной встрече". Адвокат тут же вышел на улицу, и там Сергей объяснил ему, "что в авторитетных кругах" к господину Добровинскому относятся хорошо, а потому предупреждают: "Пока вы будете вести дела своего клиента Рыбина или Рыбкина, вам и вашей семье угрожает опасность". От себя Сергей добавил, что он "лично советует отойти от этого процесса". Из материалов дела следует, что к адвокату приезжал Сергей Астахов, входивший в ближайшее окружение Вячеслава Иванькова (Япончик). Вскоре после визита Сергея произошло первое покушение на Евгения Рыбина. Незадолго до второго покушения, весной 1999 года, к Александру Добровинскому явился другой визитер. "Когда я обедал в ресторане,– рассказал свидетель,– ко мне подошел шапочно знакомый мне человек. Он вызвал меня в коридор и, вытащив пистолет и направив его на меня, предложил 'перестать заниматься ерундой', иначе вскоре мне не понадобятся никакие деньги. После этого он спрятал оружие и сел за свой столик. "Так как у меня в это время, за исключением дела господина Рыбина, было в производстве лишь два ДТП,– вспоминал господин Добровинский,– я воспринял угрозу серьезно, отказался от ведения дела и вместе с женой и детьми уехал за границу". Но до этого в рамках арбитражного дела адвокат Добровинский успел несколько раз встретиться с Михаилом Ходорковским, Леонидом Невзлиным и Василием Алексаняном, возглавлявшим юридическое управление ЮКОСа. "Мне сказали, что мы правы, но компания нам платить не будет,– резюмировал свидетель Добровинский.– Сталкиваясь после этого со мной на выставках или приемах, Михаил Борисович Ходорковский остроумно язвил, что суды нам не помогают".
http://www.kommersant.ru/doc.html?path=daily20069611088188.htm