17 августа: Мосгорсуд приговорил бывшего начальника 4-го отдела Управления безопасности НК ЮКОС Алексея Пичугина к 24 годам лишения свободы. Как это ни парадоксально, судья Владимир Усов вынес приговор, который устроил всех, но не удовлетворил никого.
Хроника двух судовДва дела Алексея Пичугина – это взаимосвязанные процессы в отношении долгое время нераскрытых заказных преступлений конца 90-х годов. Алексея Пичугина арестовали 19 июня 2003 года. Начальнику отдела экономической безопасности НК ЮКОС предъявили обвинение в организации убийства тамбовского предпринимателя Сергея Горина и его супруги Ольги, покушении на управделами «Роспрома» Виктора Колесова и покушении на помощника мэра Москвы Ольгу Костину. Поначалу Пичугин признал свою вину и начал давать признательные показания. Однако, через короткое время с подачи защитников, Пичугин отказался от ранее сказанного. В сторону следствия были брошены обвинения в оказании давления на подозреваемого и даже в применении к нему психотропных веществ. Дескать, под их воздействием, Пичугин оговорил себя. На самом деле, Пичугин просто стал первым из людей близких к высшему руководству ЮКОСа, кого удалось призвать к ответу перед законом. И эта необычная для привыкших к безнаказанности «королей скважинной жидкости» ситуация стала шоковой. Вначале Пичугина хотели вытащить и даже пытались это сделать, но потом решили, что легче «сдать» и откреститься, нежели пачкать «безупречную деловую репутацию» об уголовные статьи. Не получилось.
Адвокаты Пичугина утверждали и два года назад и сегодня, что дело Пичугина – это «заказ» на Невзлина. Вроде бы, поначалу все думали, что Пичугин родственник ныне беглого олигарха. Может быть, конечно, кто-то из следователей и блуждал в «геральдических кустах» Пичугина и Невзлина, но факт остается фактом – Пичугин вел активные криминальные переговоры с главным исполнителем своих заказов – Сергеем Гориным. Это признают те, кто был рядом с Гориным в те годы – ныне осужденные за разные преступления жители Тамбова Пешкун, Смирнов, Коровников. «Как можно верить этим убийцам, разбойникам, бандитам?» - неоднократно вопрошал в своих выступлениях адвокат Пичугина Каганер. (Следует ли из этого, что ангелы совершают заказные убийства?). – «Вся вина подсудимого лишь в том, что он имел несчастье знать Горина». Несчастливое знакомство Пичугина продолжалось, однако, несколько лет. Как бывший матерый сотрудник спецслужб не раскусил, матерого «бандюгу» Горина можно только дивиться…
В 2003 году главную ставку сторона защиты сделала на присяжных заседателей. И проиграла. Спустя почти полтора года, 24 марта 2005 года большинством голосов народные судьи признали Пичугина виновным по всем эпизодам обвинения – в убийстве семьи Гориных, которая организовывала и, соответственно, была в курсе всех криминальных дел Пичугина, организации нападения на Колесова и взрыва у квартиры родителей Костиной. 30 марта суд приговорил Пичугина к 20 годам лишения свободы в колонии строгого режима…
В новом процессе защитники Пичугина не стали доверять присяжным, заявив о желании единоличного рассмотрения уголовного дела судьей. Четыре эпизода: организация убийства в январе 1998 года директора магазина «Чай» Валентины Корнеевой, организация убийства в июне 1998 года мэра Нефтеюганска Владимира Петухова, организация двух покушений в ноябре 1998 года и марте 1999 года на управделами австрийской компании «Ист Петролеум» Евгения Рыбина вполне тянут на пожизненное заключение. Это наказание и просила сторона государственного обвинения. Пичугин же уходит в лагеря с учетом предыдущего двадцатилетнего приговора всего на 24 года!
«Пичугин «заказчик» и организатор убийств и покушений!» Некоторые любопытные статистические данные второго процесса не менее интересны, чем в отличающемся подобным фетишизмом американском судопроизводстве. С начала следствия (14 апреля 2005 года) до вынесения приговора (17 августа 2006 года) прошли 1 год 4 месяца и 3 дня. Причем, председательствующий Владимир Усов рассмотрел дело фактически за 3 месяца и 1 день (16 мая этого года начались слушания по существу дела). В зале дали показания около ста свидетелей, показания еще 30 – 40 были приобщены к делу.
Перед началом оглашения судебного решения гособвинитель Камиль Кашаев выразил уверенность, что суд всесторонне разберется в деталях и доказательствах обвинения Пичугину и вынесет справедливый обвинительный вердикт. По мнению представителя Генеральной прокуратуры РФ, первый процесс в отношении Алексея Пичугина сторона защиты попыталась сделать «политическим». «Преступления Пичугину чистой воды криминал», - заметил Кашаев. – «Поэтому отличительная черта второго судебного процесса – это отсутствие скандалов и «сенсаций». Мы решили не этапировать для дачи показаний, как ранее озвучивалось, Ходорковского, исходя из тех же соображений – дабы избежать провокаций и « черного пиара». Адвокаты Пичугина с широкой журналистской массой своими настроениями до заседания не делились. Впрочем, их позиция была известна давно и не претерпела экстраординарных изменений: «Пичугин не виновен! Он должен быть полностью оправдан».
Шесть часов истиныКонвой с подсудимыми в судебных кулуарах ждало не менее 40 человек. Среди пришедших поддержать Пичугина помимо родственников было значительное число друзей семьи. А вот из коллег «юкосовца» по долгой плодотворной работе на благо компании никто не проявил себя и не высказал своего мнения по поводу процесса. С потерпевшей стороны на вынесение приговора не смогла прийти вследствие болезни вдова расстрелянного мэра Нефтеюганска Петухова Фарида Исламова. Не было и мужа предпринимательницы Валентины Корнеевой. Когда лязгнули ключи в замке решетки и вдоль нее под объективами теле- и фотокамер повели «убойную бригаду», толпа, прильнувшая к прутьям, только вздохнула. Выдоха не было, так же, как и слов поддержки, ободрения. Только беззвучно поднялись несколько рук… Так или иначе, 20 лет Пичугину уже никто не отменит …
Оглашение приговора длилось чуть больше шести часов. Несколько раз Усов делал короткие перерывы, поскольку участники процесса слушали стоя. Шапиро был признан виновным, как исполнитель «заказа» на убийство Валентины Корнеевой. В принципе, волгоградский «киллер» с повинной в прокуратуру пришел сам. Поэтому определяющую роль играла оценка судом его многочисленных показаний. В первых показаниях он называл «заказчиков» преступления – Горина и Пичугина. Алексей Пичугин был известен ему не только со слов Горина. Он участвовал во встрече с Пичугиным около гостиницы «Салют» за несколько часов до второго покушения на Рыбина 5 марта 1999 года. В суде Шапиро отказался от своих показаний, заявив, что встреча действительно была, приезжали трое из ЮКОСа, но он вышел из машины, в которой велись переговоры.
Дело в том, что практически по каждому эпизоду Шапиро вменяется в вину пособничество в совершении преступлений. Ведь он был связующим звеном между Гориным и Цыгельником с Решетниковым. Чтобы избежать наказания по иным, кроме, как убийство Корнеевой статьям, Шапиро просто «нельзя» знать Пичугина. Однако, суд счел показания Шапиро данные на предварительном следствии соответствующим истине, подтвержденным развитием событий. Овсянникова суд так же признал виновным в убийстве Корнеевой. Даже если предположить, что Овсянников не знал о планах убийства хозяйки магазина «Чай» на Покровке, помещение которого хотел прибрать к рукам банк «Менатеп», не верится в его многомесячное «незнание» - в течение долгого времени он возил выслеживающих жертву «киллеров» Горина и Шапиро по Москве. Пичугина суд признал организатором и заказчиком убийства Корнеевой, Шапиро и Овсянникова – исполнителями преступления.
Действия Пичугина по эпизоду убийства Владимира Петухова суд квалифицировал так же по статье 105 УК РФ – «организатор убийства». «Убийство Петухова было совершено по найму», - отметил в приговоре судья. – «А Пичугин выступал, как один из инициаторов этого преступления. При этом отягчающее обстоятельство, то, что преступление было совершено общеопасным способом». 26 июня 1998 года Решетников с подачи Цыгельника и при его организационной поддержки расстрелял Петухова, когда тот направлялся на работу в сопровождении своего охранника Кокошкина. Мэр Нефтеюганска скончался в больнице. Вслед убегающему Кокошкину, Решетников дал очередь. Раненый охранник чудом остался жив. «Обвинение Пичугину в покушении на убийство Кокошкина не нашло подтверждения в суде», - заявил Усов. – «В то же время суд не находит обоснованных доводов версиям Цыгельника и Решетникова о том, что у них не было умысла убивать Петухова, а лишь только «попугать». Мотивы убийства Петухова – «неприемлемые» действия Петухова в отношении компании ЮКОС. Мнение защиты о том, что у ЮКОСа не было мотива для совершения преступления, суд считает несостоятельным».
Мотивом двух покушений на Евгения Рыбина, по мнению суда, стали неоднократные нелицеприятные выступления предпринимателя в адрес компании ЮКОС. Пичугин в данном преступлении действовал, как один из организаторов преступления. Шапиро – пособник. Цыгельник и Решетников – исполнители. Причем вина всех проходящих по эпизоду отягчается изготовлением, незаконным ношением и приобретением оружия, совершением преступления с применением взрывчатых веществ. Подельники признали свою вину и раскаялись в содеянном. При этом Шапиро свое посредничество в организации покушений отверг. Однако, его слова опровергаются ходом событий.
Шапиро и Горитовский вместе с Цыгельником и Решетниковым ездили испытывать снегоход Горина, на котором предполагалось совершить нападение на Рыбина. Ранние показания Шапиро о том, что он звонил Рыбину и предупреждал о готовящемся покушении, суд расценил, как ложные. В судебных слушаниях было установлено, что никаких звонков предпринимателю не поступало. Впрочем, именно на этом абсурдном заявлении была основана часть речи адвоката Пичугина Георгия Каганера во время прений сторон. Тогда защитник фактически обвинил предпринимателя в том, что тот отправил своих охранников практически на верную смерть и призвал посадить его на скамью подсудимых вместе с остальными фигурантами дела. Суд, не напрямую, а процессуальным языком назвал эти гипотетические рассуждения бредом. «Листок с австрийским адресом Рыбина, найденный в паспорте Горина, суд признал бесспорным доказательством», - было отмечено в приговоре. – « Результаты экспертизы, признающей авторство Пичугина, судом так же установлены. В судебном заседании эксперты подтвердили результаты и обосновали их. Противоречий в двух экспертизах нет. У суда нет оснований сомневаться в них. Доводы адвокатов о том, что рукописный текст не принадлежит Пичугину, являются бездоказательными».
Что касается эпизода нападения Цыгельника и Левина в составе группы лиц на семью Каплиевых в селе Дубовское Ростовской области, то, суду пришлось разбираться лишь в показаниях данных подсудимыми друг против друга. Оба признали свою вину. Цыгельник обвинил Левина в том, что он активно участвовал в нападении, чуть ли не шел во главе банды. Левин же достаточно подробно описывал картину происшедшего и чистосердечно раскаялся. Безусловно, умудренный криминальным опытом Цыгельник не мог играть вторые роли. Преступный лидер раздавал оружие, расставлял людей и давал им указания. В результате разбойного нападения (суд исключил формулировку в составе организованной преступной групп, поскольку она не была устойчива и постоянна) супруги Каплиевы понесли тяжкий вред здоровью вследствие огнестрельных ранений. Стреляли не Цыгельник и Левин, но суд признал их виновными в разбое, причем Цыгельника, как одного из организаторов преступления.
«Пока люди из верхушки ЮКОСа находятся на свободе»Короткие перерывы позволили остудить натянутую атмосферу в зале. И хоть ранее было много сказано резких слов в адрес того же Рыбина или государственного обвинения, до открытой конфронтации, к счастью, дело не дошло. В паузах стороны активно общались с прессой. Евгений Рыбин отвечая на вопросы журналистов сказал, что главные заказчики преступлений Пичугина – Невзлин и Ходорковский до сих пор на свободе. «Так Ходорковский же сидит!» - нерешительно заметил кто-то из корреспондентов. «Он и Лебедев сидят за экономические преступления!» - не смутившись, поправил себя предприниматель. – «А должны отвечать по закону так же, как Пичугин. Я уверен, что это дело не последнее. Я уверен, что Невзлин будет экстрадирован в Россию. По какому праву они решали, кому жить, а кому умирать? Я хочу жить, и никто не может у меня отнять жизнь. Ни Ходорковский, ни Невзлин, ни Пичугин. Я заслуживаю жизни больше, чем Пичугин. Я многое сделал для своей страны, я не воровал, не убивал, у меня здоровая, полноценная семья, внуки. Я уверен, что я переживу и Ходорковского и Пичугина. Жаль, что в России отменили смертную казнь, потому что Пичугин достоин только этого. И только это решение суда меня устроило бы в полной мере. Я признаюсь, что и сегодня опасаюсь за свою жизнь. Так будет до тех пор, пока люди из верхушки ЮКОСа находятся на свободе».
Адвокат Пичугина Георгий Каганер говорил с прессой о слабости доказательств, на которые опирается суд. «Все обвинения основаны на прежних показаниях Шапиро, Овсянникова, а сейчас еще Цыгельника и Решетникова», - откровенничал адвокат. – «Шапиро и Овсянников отвергают их. Цыгельнику и Решетникову, так же как осужденным тамбовским бандитам Коровникову, Пешкуну, Смирнову верить нельзя. Обвинения Пичугину бездоказательны. Мы с ними не согласны, так же как и с первым приговором». А что еще может сказать бывалый адвокат?
Другие адвокаты не озадачили СМИ резкими заявлениями. На протяжении длительной части оглашения приговора адвокат Решетникова, вообще, читал газету, лежавшую на столе. Во время прений он заявил, что не будет опровергать доводы обвинения и доказывать невиновность своего подзащитного в виду отсутствия доказательств преступления. Адвокат просил суд оправдать Решетникова. Серийный «киллер», чистосердечно раскаявшийся в своих злодеяниях, слушал выступление своего защитника, открыв рот от удивления. Видимо, адвокат был столь уверен в «блистательности» своей речи и в положительном исходе дела, что, углубившись в последние новости, смысловой нагрузке оглашаемого приговора особое внимание не считал нужным уделять.
В отличие от адвоката Решетникова, Цыгельник слушал выступление судьи, прильнув ухом к динамику в «аквариуме». Однако, лишь в тех случаях, когда обвинение касалось интересующих его эпизодов. Всю остальную часть времени 52-летний «киллер» посвятил общению с молодой и эффектной супругой. Два года назад у них родилась дочь Валерия. Мимикой, жестами, знаками Цыгельник спрашивал из-за решетки девушку о том, как дела дома и практически на каждый вопрос получал столь же безмолвный, но понятный ответ. Глядя на это «знаковое» общение, было ясно, почему люди понимали этого человека с полуслова.
Судебная арифметикаВ завершении шестичасового заседания суд признал Алексея Пичугина виновным по всем эпизодам предъявленных обвинений и приговорил по разным статьям Уголовного кодекса к 18 и 14 годам лишения свободы. Путем частичного сложения сроков суд принял решение назначить Пичугину для отбытия 21 год лишения свободы, но с учетом предыдущего приговора, назначил окончательно 24 года в колонии строгого режима. Владимир Шапиро признан виновным в убийстве Валентины Корнеевой и пособничестве в совершении иных преступлений. Путем сложения сроков ему назначено в качестве наказания 19 лет (обвинение требовало 20). Геннадий Цыгельник признан виновным по всем эпизодам и проведет за решеткой 18 лет, Евгений Решетников – 17 лет. Обвинение требовало для подельников 16 и 15 лет, соответственно. Михаил Овсянников получил 10 лет неволи (обвинение запрашивало 20 лет). Суд признал его вину в убийстве Валентины Корнеевой, но по-своему определил ее степень. Владислав Левин лишен свободы сроком на 7 с половиной лет.
Такого приговора мало кто ожидал. Участники процесса готовились либо к пожизненному заключению Пичугина, либо лелеяли надежду на оправдательный вердикт. После последних слов Владимира Усова в зале поднялся ропот. Близкие Пичугина, подсудимых, потерпевшие не столько выражали недовольство, сколько «переваривали» происшедшее. С одной стороны Пичугин и все его подельники полностью признаны виновными. Более того, подтверждена причастность ЮКОСа к «заказам» преступлений, что не может устроить защитников. С другой стороны, по итогам двух уголовных дел на совести Пичугина 5 трупов, жизни 5 человек искалечены физическими и моральными ранами. Эти доказанные преступления вполне тянут на высшую меру наказания – пожизненное заключение, чего и требовала Генеральная прокуратура. С этой точки зрения Пичугину откровенно повезло. Все разговоры о кровожадности суда, заранее прописанных итогах слушаний оказались досужим, безответственным трепом. Впрочем, разговоры о предвзятости суда и необоснованности приговора защитники Пичугина продолжились сразу же по окончании заседания. «Пичугин не виновен!», - завел свою пластинку адвокат Каганер. – «Мы обязательно будем подавать кассационную жалобу на судебное решение в вышестоящую инстанцию».
Сторона государственного обвинения осталась неудовлетворенной приговором. «Мы поддерживаем вынесенное решение», - подчеркнул заместитель начальника Управления Генеральной прокуратуры РФ Камиль Кашаев. – «Однако, не в полной мере удовлетворены его результатом, исходя из тех сроков, которые запросили в качестве наказания подсудимым. Не исключаю, что после ознакомления с приговором более детально, мы подадим кассационную жалобу. Генеральная прокуратура считает виновным по данным преступлениям и другого организатора и «заказчика» - Леонида Невзлина и будет добиваться его экстрадиции из-за рубежа».
Если учесть, что по описаниям адвокатов Пичугина Невзлин совсем не похож на еврея, найти его для израильских властей не составит труда в случае достигнутых договоренностей с Россией. И в самом деле, может быть хватит Пичугину одному расплачиваться за общие с беглым олигархом преступления? Появилась информация, что в отношении Пичугина Генеральной прокуратурой расследуется еще один криминальный эпизод.
P.S. Приговор Мосгорсуда не вступил в законную силу, и может быть изменен, в ходе рассмотрения кассационной жалобы.