29 мая: в Мосгорсуде выступили свидетели по делу об убийстве мэра Нефтеюганска Владимира Петухова. Бывшая помощница мэра города по связям с общественностью Юлия Коршакевич рассказала: «Петухов встречался с Ходорковским, Невзлиным. Ему неоднократно предлагалось покинуть свой пост»
Вновь история противостояния главы администрации Нефтеюганска Владимира Петухова и руководства ЮКОСа стала главной темой судебных слушаний по делу Алексея Пичугина. Генеральная прокуратура считает подсудимого организатором этого страшного преступления. Пичугин приступил к его реализации, использовав в качестве исполнителей Цыгельника и Решетникова. В своих интервью Леонид Невзлин постоянно отрицает близкое участие в процессе урегулирования конфликта между администрацией нефтяного города и компанией ЮКОС. Его любимая фраза на сей счет: «Я в это время работал в ИТАР- ТАСС». Однако, многие свидетели утверждают, что ныне беглый олигарх встречался с Петуховым, более того, координировал действия инициативной группы по налаживанию отношений.
Заново озвученные события почти десятилетней давности похожи на вестерн, в котором за голову убитого назначают кругленькую сумму, власть и влияние покупаются, а народ запугивается, поскольку цена вопроса – миллиарды долларов. Уже четвертый свидетель по данному эпизоду утверждает, а не полагает, что со стороны представителей ЮКОСа в адрес мэра звучали угрозы. Петухова намеревались убить, и он знал, что его хотят убить и кому это выгодно. Он готовился к покушению на свою жизнь.
Виктор Ткачев: «Конфликт с ЮКОСом продолжился и после расправы над Петуховым!».
Бывший заместитель главы администрации Нефтеюганска Виктор Ткачев занимал должность с 1990 года. После выборов и прихода к руководству городом в 1996 году Петухова, он сохранил свой пост. Более того, после смерти Петухова, сам стал мэром и оставил должность только в 2005 году. Конфликт с ЮКОСом происходил на его глазах.
Ткачев показал, что после покупки ЮКОСом «Юганскнефтегаза» компания практически перестала перечислять в городскую казну налоги. Петухов требовал исполнения своих обязанностей руководством компании. Мэр лично встречался с Ходорковским, Дубовым, Симановским. Результатами встреч он был возмущен, поскольку, вопросы не решались.
ЮКОС активно сбрасывал «балласт» - детские сады, поликлиники, школы, общежития, дома культуры. Многие объекты администрация города была фактически вынуждена брать в собственность, поскольку сотрудники этих учреждений оставались без куска хлеба. Впрочем, Михаил Ходорковский не стеснялся открыто декларировать экономическую политику «выжженной земли» там, куда приходил ЮКОС. 6 марта глава концерна приехал в Нефтеюганск. В местном клубе он прочитал лекцию о том, что он приложит все усилия, чтобы через 10 лет население 100-тысячного Нефтеюганска сократилось до 10 тысяч! Именно такое количество нефтяников, надо так понимать, и дальше бы с успехом справлялось с обеспечением благосостояния верхушки ЮКОСа. Перестав перечислять налоги в казну города еще в середине 1997 года, Михаил Борисович на практике мог видеть результаты своей фашистской по отношению к нефтеюганцам теории. Уже в мае город охватила волна протестов, люди выходили на митинги, перекрывали федеральные трассы. Задержка по выплате заработной платы достигла семи месяцев.
«Еще в 1997 году Петухов рассказал мне, что руководство ЮКОСа предлагает ему взятку в сумме 300 тыс. долларов за подписание договоренностей по инвестиционному кредиту», - заявил Ткачев. – «Он, конечно же, не согласился. Об этом случае Петухов открыто рассказывал и другим людям. После смерти Петухова конфликт продолжился. Все вопросы приходилось решать мне. Это удалось сделать за столом переговоров. Помог федеральный центр».
Сергей Нетонаев: « ЮКОС не смог купить Петухова!»Депутат Городской Думы Нефтеюганска Сергей Нетонаев отметил, что стабильная ситуация с выплатами налогов градообразующим «Юганскнефтегазом» изменилась в начале 1998 года. Сразу после того, как Петухов озвучил суммы невыплаченных руководством ЮКОСа налогов в городскую казну – 3,5 миллиарда рублей. Эти данные мэр «брал не с потолка». Он был опытным нефтяником, разбирался в бухгалтерии. «Сразу после этого руководство ЮКОСа стало вбивать клинья в отношения между главами районов, городов Ханты-Мансийского АО», - заявил Нетонаев. – «Раскол затронул и Городскую думу. Восемь депутатов (кто-то из них входил в правление «Юганскнефтегаза», у кого-то там работали родственники) открыто поддерживали действия ЮКОСа, трое, в том числе и я, поддерживали городскую власть. Раскол выразился в противостоянии части депутатов проектам главы администрации».
Свидетель заострил внимание, что председателем Гордумы был управделами «Юганскнефтегаза» г-н Буров. «Все шло к тому, чтобы передать власть ему!» - заметил свидетель. – «25 июня (накануне расстрела Петухова) я должен был встретиться с Буровым по рабочим вопросам. Вечером от него пришло сообщение на пейджер, что он переносит встречу на 10 часов следующего дня. Позже выяснилось, что уже в 6 часов 26 июня Буров вместе с дочерью покинул Нефтеюганск. В 8 часов расстреляли Петухова».
Нетонаев рассказал, что каждый житель Нефтеюганска знал, что мэр ходит на работу пешком, к нему запросто можно было попасть на прием. По местному ТВ накануне убийства даже был показан сюжет, в котором автор иронизировал на тему появления у градоначальника невооруженных охранников.
«Мотивы убийства Петухова?!» - задали свидетелю вопрос. «Компания ЮКОС увидела в лице главы администрации профессионала, которого они пытались, но так и не смогли купить», - однозначно заявил суду Нетонаев. – «Петухов прекрасно понимал, сколько денег воруется, а цена вопроса была слишком высока – миллиарды долларов!».
Юлия Коршакевич: «Акционер ЮКОСа Владимир Дубов угрожал Петухову!»Помощница расстрелянного мэра Нефтеюганска Юлия Коршакевич, не сомневается, что к убийству начальника причастны структуры ЮКОСа. Женщина заявила, что ей так же угрожали после убийства градоначальника.
По словам Коршакевич, за несколько месяцев до убийства, в почтовый ящик администрации города была брошена записка, в которой значилось, что за голову главы неизвестные заплатят 500 тыс. долларов. Только один конфликт, по мнению Юлии, обсуждался тогда в городе – Петухова и руководства ЮКОСа. «Вам угрожают?» - спросила, обнаружив послание, помощница мэра. – «Зачем вам все это нужно?». «Да, мне угрожают!» - ответил Петухов. – «Но я не уйду со своего поста, поскольку жил как мужик, и умру, как мужик!»
Коршакевич заявила суду, что ранее Петухов встречался с Ходорковским, Невзлиным. Ему неоднократно предлагалось покинуть свой пост и даже «место где-нибудь в ООН», лишь бы он уехал из города. «Накануне убийства он позвонил мне по телефону», - вспоминает Коршакевич. – «Он сказал, что был на совещании у губернатора, во время которого Дубов подходил к нему и предложил в качестве аванса за прекращение публичных заявлений против ЮКОСа, принятие «черных» налоговых схем 500 тысяч долларов. Петухов отказался и даже сообщил о разговоре губернатору автономного округа Филиппенко. «Я тебе этого никогда не прощу!» - сказал тогда Дубов»
На следующий день Петухова убили.
По мнению свидетельницы, Петухов ожидал покушения. Он рассказывал ей, что застраховался и перевел все деньги и имущество на имя жены. «Сразу же после смерти мэра, мне позвонил неизвестный и сказал, чтобы я помалкивала», - закончила свое выступление Коршакевич. – «Я не решилась у него уточнить по какому вопросу…».