«Невзлин – мотор всех действий этой преступной компании»

«Невзлин – мотор всех действий этой преступной компании»

Сенатор Юрий Бирюков — об участии экс-владельцев ЮКОСа в заказных убийствах и неправовом характере решения Гаагского суда

Сенатор Юрий Бирюков знаком с делом ЮКОСа не понаслышке. Именно он в ранге первого заместителя генпрокурора курировал с 2000 по 2006 год все резонансные уголовные дела, в том числе против Михаила Ходорковского, Леонида Невзлина, Платона Лебедева. В 2004 году он выступил с заявлением о том, что крупнейшие акционеры нефтяной компании Леонид Невзлин, Владимир Дубов, Михаил Брудно и другие объявлены в международный розыск. В интервью «Известиям» Бирюков рассказал, почему решение в Гааге по иску бывших акционеров ЮКОСа к России является политическим, сколько денег на счетах Ходорковского в швейцарских банках и в скольких убийствах замешан Леонид Невзлин.

— В свое время вы курировали дело ЮКОСа, хорошо его знаете. Как вы оцениваете решение суда в Гааге по иску гибралтарской компании Group Menatep Limited (GML) против России на сумму около $50 млрд? Не кажется ли вам это решение предвзятым и с политической подоплекой?

— К юриспруденции это решение имеет мало отношения. Формально решение является юридическим, но по сути оно политическое. И причины, по которым такой уважаемый суд принял такое решение, непонятны совершенно. Об этом знают только сами судьи, а выяснить причины ни сейчас, ни в будущем не представляется возможным. Я хочу заметить, что это решение было принято вопреки решениям не только российских судов, но и Европейского суда по правам человека, который еще 3 года назад указал в своем решении, что компания ЮКОС обязана была платить налоги государству, а решение российских судов по делу ЮКОСа не являются политически мотивированными. Теперь же Гаагский суд принял совершенно противоположное решение.

-Какие варианты сейчас есть у России?

— Необходимо обжаловать это решение. Это возможно сделать только уже в той же палате Гаагского суда, где оно принималось.

— Российские юристы предоставили в суд все доказательства правомерности банкротства «Юганскнефтегаза» и уголовного преследования руководителей ЮКОСа. Почему суд игнорировал эти доводы?

— Опубликованного решения суда я не видел. Но я могу сказать, что когда в середине июля суд в Гааге принял решение взыскать с России $50 млрд, в зарубежных и отечественных СМИ говорили, что это первый и беспрецедентный случай.
Ничего подобного. Такие решения уже были в практике Третейского суда. Речь идет о деле швейцарской компании «Интерхандель», которое затрагивало Швейцарию и США. Тогда шла война, и власти США заподозрили, что компания каким-то образом содействует и немецким компаниям, относившимся к вражескому государству. На этом основании американцы добились ареста активов «Интерхандель», стоимостью порядка $3 млрд, что по меркам 1942–1943 года было было большими деньгами, сопоставимыми с нынешними $50 млрд. После войны власти США и представители компании долго спорили о судьбе активов, и суд решил, что если у сторон есть претензии, то нужно использовать местные средства правовой защиты в судах. Швейцарцы в 1957 году не обращались в суды США. Компания GML, которая контролируется Леонидом Невзлиным, в российские суды по поводу взыскания $50 млрд также не обращалась. То есть прецедент, подобный делу ЮКОСа, в практике Третейского суда был, решение суда было однозначным: юрисдикция суда не распространяется на подобного рода споры.

— Почему Ходорковский дистанцировался от шумихи вокруг решения суда в Гааге?

— Да потому что он не имеет к этому отношения, это же всё организовали Невзлин и Тим Осборн. У Ходорковского лично есть 6 млрд швейцарских франков — это около $5 млрд. Даже номера всех счетов нам известны. Я лично ездил в Швейцарию, добивался их ареста. Но затем вмешались суды и адвокаты, и решение было отменено. После того как прокурор Швейцарии помог нам арестовать эти деньги, он больше в прокуратуре не работает. Был такой Валентин Рошахер. Сейчас он художник в Берне.

— Хотите сказать, что у Ходорковского есть возможность заплатить в России все долги по налогам?

— Конечно. Эти деньги у него есть.

— После решения суда в Гааге бывший первый зампред правления ЮКОСа Леонид Невзлин теперь фактически шантажирует Россию: предлагает снизить размер выплат в обмен на свободу для осужденного за убийства Алексея Пичугина, которого он называет «узником совести». Что на самом деле движет Невзлиным?

— Во-первых, еще никаких денег у Невзлина нет, поэтому рано делить шкуру неубитого медведя. Это всё обычная практика ЮКОСа — пиариться на всем. Сказку про «узника совести» они уже 11 лет рассказывают. А Пичугин — настоящий бандит и убийца, поэтому и отбывает сейчас пожизненный срок.

— Невзлину не жалко денег ради товарища?

— Я вот читал в СМИ о том, что освободившийся Платон Лебедев хотел уехать за границу, но ему мешает иск на 17 млрд рублей о неуплате налогов. Прежде чем рассуждать о Пичугине, Невзлин мог бы помочь своему товарищу и заплатить за него долг. То же мог бы сделать для Лебедева и Ходорковский, который также не доплатил в России налоги на такую же сумму. Можно было бы закрыть все проблемы разом, потому что у Ходорковского на счетах в Швейцарии есть деньги.

— Примечательно, что сам Невзлин признан судом в России виновным в убийствах и других тяжких преступлениях и уже получил заочный приговор. Насколько обширный у него послужной список?

— Суд установил, что по прямому указанию Невзлина были убиты мэр Нефтеюганска Владимир Петухов, супруги (один из них был работником ЮКОСа) Сергей и Ольга Горины. Невзлин также был организатором покушений на управляющего компании «Ист Петролеум» Евгения Рыбина и его охранников — Евгения Филиппова и Алексея Иванова, на начальника управления по общественным связям мэрии Москвы Ольгу Костину, управделами ЗАО «Роспром» Колесова Виктора.

— Какое у вас сложилось мнение о Невзлине?

— Это очень опасный преступник, мотор всех действий этой преступной компании. Невзлин не бизнесмен, а руководит преступниками. У нас в свое время была информация о том, что он тесно связан с международной организованной преступностью. Невзлин всегда всё делал вовремя, в отличие от Ходорковского, поэтому он до сих пор на свободе.

— А убийства и покушения были его обычным методом работы? В материалах дела говорилось, что некоторых людей пытались убить только за то, что они слишком быстро поднимались по карьерной лестнице.

— Да. Например, вспомним историю бизнесмена Евгения Рыбина. Так вот, чтобы не платить по решению суда $50 млн «Ист Петролеум», Невзлин попросту организовал покушение на Рыбина. Когда первая попытка сорвалась, они сделали второе покушение — взорвали его машину, в которой его по случайности не оказалось. Тогда погибли другие люди.

— Подобные тяжкие преступления Невзлин и его приближенные совершали только в России?

— Он уже отличился и в Израиле. 23 января 2007 года в израильском кнессете был отравлен депутат, входящий в правящую коалицию партии ШАС, раввин Нисим Зев, который неоднократно выступал с критикой Невзлина и требовал его выдачи российскому правосудию. Покушение на жизнь парламентария произошло прямо во время заседания кнессета. Как рассказывает Нисим Зев, он налил стакан воды, сделал два глотка, почувствовал боль в животе и стал задыхаться. В ноябре 2006 года он направил официальное письмо министру юстиции Шитриту с просьбой включить в условия тендера на приватизацию Хайфского НПЗ особое требование: предать широкой огласке уголовное прошлое его участников. Невзлин планировал принять участие в тендере, поэтому это его напрямую касалось. Однако он на это требование отреагировал как обычно — объявил это попыткой преследования по политическим мотивам. Нисим Зев не высказывал предположений о заказчиках своего отравления, он ждет, пока их назовет полиция. Однако тень подозрения несомненно падает на Невзлина. Нам удалось доказать часть совершенным Невзлиным и его подопечными преступлений, на что есть приговор суда. В Израиле полиция тоже с ним возиться не будет. Будут факты — будет сидеть. В 2009 году в США примерно за аналогичные финансовые махинации Бернард Мэдофф был осужден на 150 лет тюрьмы в возрасте 71 года. Никто не делал из этого никакой политики.

— Похоже на то, что Невзлин не боится правосудия?

— Он живет в Израиле и, думаю, чувствует себя там очень неуютно. Дело в том, что Израиль является одной из немногих стран, которая выдает своих граждан для суда в другие государства, в том числе и в Россию. Израильского гражданина могут выдать при условии, что в другой стране он будет осужден, но отбывать срок будет именно в Израиле. Израиль неоднократно выдавал своих граждан в США, Канаду и в том числе в Россию. Если даже сегодня России и отказали в выдаче Невзлина, то завтра могут и согласиться. Так что пусть он лучше о себе побеспокоится.

— Неужели у России нет никаких рычагов, для того чтобы добиться его выдачи?

— Приговор суда есть. Запросы есть. Необходимо продолжать работать в этом правовом поле. А Невзлин и сейчас сидит за границей как на горячих углях.

— В многочисленных уголовных делах о готовящихся покушениях и убийствах упоминался глава ЮКОСа Михаил Ходорковский. А в 2010 году тогдашний премьер-министр Владимир Путин прямо заявил, что у бизнесмена «руки в крови». Почему Ходорковский так и не стал обвиняемым или подозреваемым по делам о заказных убийствах?

— Его не стали обвинять, потому что у следствия не хватило фактов. Однако работа Следственного комитета в этом направлении не прекращается ни на минуту. Напомню, что дело ЮКОСа — большое и расследование по нему продолжается. ЮКОС — это компания, чей бизнес тесно завязан на уголовных преступлениях: мошенничество, уход от уплаты налогов и плюс убийства. В рамках этого дела 31 человек, включая Лебедева и Ходорковского, уже были осуждены, а еще около 40 человек до сих пор находятся в международном розыске. Пока каждого из них не найдут, и они не получит того, что заслужили, следствие будет продолжаться и дойдет до логического конца».
Популярные материалы