В МДМ все чисто?

В МДМ все чисто?

В октябре в Хамовническом суде начнется уголовный процесс над «соратниками» Невзлина и Пичугина «по работе» в МДМ, обворовавшими российскую молодежь на полмиллиарда рублей

20 августа стало известно, что вслед за Пичугиным перед правосудием предстанут его бывшие «соратники по работе» в Московском дворце молодежи - зам. гендиректора МДМ по юридическим вопросам Елена Билей и старший юрисконсульт Осман Плиев. Руководители МДМ были взяты под стражу в начале 2007 года по обвинению в хищении более 7,8 тыс. акций общества, принадлежащих ЗАО «Инталия», стоимостью почти 500 млн. рублей. Что интересно, указанные лица в 2001 – 2003 гг. вместе с Пичугиным принимали активное участие в бандитских «наездах» на арендаторов.

Не расстанусь с комсомолом…

Банк «Менатеп» пришел в Московский дворец молодежи в 1997 году. Сначала компания Ходорковского просто арендовала помещения: первая жена олигарха разместила в МДМ свою турфирму. Через короткое время все управление комлексом фактически перешло в руки сотрудников группы. Наследие пионеров и комсомольцев стало удельной вотчиной их самого удачливого лидера – одной из дочерних структур ЮКОСа. Неизвестно платили ли «комсомольцы - юкосовцы» арендную плату, и в каком размере, но только рестораны и развлекательные заведения дворца стали постоянным местом отдыха и неофициальных встреч приближенных Ходорковского.

С 1997 года в МДМ стал появляться и Пичугин. Быстро прогрессирующий по служебной лестнице сотрудник службы безопасности «Менатеп» устроил на должность начальника службы координации МДМ своего хорошего знакомого Сергея Лысекова. Фактически же, Лысеков руководил службой безопасности МДМ. В актовом зале дворца вместо молодежных собраний стали проходить мероприятия службы безопасности банка.

Столь широкое внедрение людей Ходорковского в структуру управления МДМ, конечно же, не могло происходить без содействия руководства комплекса. Интересна, в этой связи, личность его директора. Забелин Павел Викторович имеет тамбовские корни, как и Сергей Горин – экс-друг Пичугина, помогавший ему в организации «заказных» убийств. Поднявшийся на волне молодежных предпринимательских инициатив, к середине 90-х гг. Забелин получил несколько ученых степеней и богатый опыт около коммерческой деятельности. Не исключено, что за продвижением Забелина стоял Ходорковский. В 1997 году занявшему пост директора МДМ Забелину было всего 28 лет. Вряд ли тот мог быть самостоятельной фигурой в кругу своих матерых «помощников».

В бизнесе, несмотря на регалии, у Забелина дела не клеились. По крайней мере, в публичном. В том же 1997 году он организовал в МДМ фирму «Кибер Клаб», которая занималась развитием ресторана и бильярдного зала. В 2000 году, в виду убытков, Забелин продал ее вместе с оборудованием предпринимателю Сергею Лобикову. Стороны заключили договор аренды сроком на 25 лет с условием, что плата за пользование помещениями общей площадью 1200 метров могла будет меняться только по взаимному согласию. Тут-то и проявились особенности деловой этики хозяев МДМ.
Дебош заказывали?

В реконструкцию и развитие ресторана и боулинга Лобиков под личные гарантии привлек немалые инвестиции. В сентябре 2000 года, через 3 месяца после открытия, арендодатели потребовали от коммерсанта увеличить плату за найм в 4 раза. Действия хозяев МДМ ничем иным кроме как «наездом», предложением «крыши», назвать нельзя. Если бы и захотел Лобиков пойти им навстречу, обозначенные суммы предприятие просто не могло платить.

Лобикову сразу же пригрозили серьезными неприятностями. Персонал боулинга и ресторана охрана МДМ стала запускать по отдельным пропускам. В ответ, Лобиков заключил договор с независимым от «пичугинской» службы безопасности МДМ частным охранным предприятием. На переговорах с Пичугиным Лобиков согласился поднять арендную плату почти на 30%. Уступка только разожгла аппетиты арендодателей. В конце февраля 2002 года охрана МДМ заблокировала вход в клуб и сорвана его работу. В «Кибер Клабе» стали периодически отключать свет, воду и т.д.

14 марта 2002 года Пичугин выступил в «Кибер Клабе» с пьяным дебошем. Пытаясь ворваться в помещение заведения, он в кровь разбил руки о филенчатую дверь, разделяющую бильярдный клуб и территорию МДМ. Пичугин кричал, что разберется с Лобиковым , если тот не будет жить по установленным правилам.

На место происшествия выезжал участковый ОВД «Хамовники», который, опросив Лобикова и охранников, тут же посеял протокол. Когда потерпевший через полгода решил поинтересоваться, как продвигается расследование инцидента, выяснилось, что доблестные милиционеры не зарегистрировали и заявление, написанное Лобиковым на следующий день после пьяного дебоша Пичугина. Участковый пожаловался, что за 6 месяцев напряженных поисков, следователи ОВД, так и не смогли найти хулигана.

А хулиган и не собирался прятаться. Узнав о том, что Лобиков дал ход делу, Пичугин через пару недель после борьбы с дверью, позвонил предпринимателю, чтобы удивиться: «Ты, что! Меня, вообще, в этот день не было в Москве! Я был в Ростове!». Вместо извинений Пичугин был готов представить билеты на поезд. Предприниматель не сдался и написал заявление в прокуратуру ЦАО Москвы. Методами прокурорского реагирования удалось установить, что никакого уголовного дела по дебошу Пичугина в ОВД «Хамовники» нет. Прокуроры уведомили Лобикова, что нет и оснований для возбуждения такого уголовного дела.

«Наезды» на «Кибер Клаб» продолжались весь 2002 год. В августе пришло письмо от Забелина освободить помещение. Обращение Лобикова через посредников к Невзлину не увенчалось успехом. Арендодатели уже не требовали повышения платы – главной целью стало выселить строптивого предпринимателя. Забелин был котов компенсировать Лобикову финансовые вложения, вот только сделать это предлагалось в неофициальном порядке. Лобиков настаивал на юридическом оформлении расторжения договора. Забелин этот вариант категорически отверг.

Только после ареста Пичугина в начале 2003 года расследование инцидента с дебошем было взято под контроль следственных органов. Лобикова вызвали в Генпрокуратуру, где он дал показания. Ответную реакцию от генерального директора МДМ Лобиков получил сразу же после того, как Пичугин стал знакомиться с обвинительными материалами дела. С начала 2004 года Забелиным была организована травля «Кибер Клаб». От Лобикова требовали выйти из дела, угрожали. Работа заведения периодически парализовывалась проверками и комиссиями руководства МДМ, пожарными, инспекторами Санэпидстанции.

«Темные» юридические лица

В группу сотрудников, которая «вешала всех собак» на предпринимателя входили и руководители ООО «Юридический отдел» Елена Билей и Осман Плиев. «Юридический отдел» был зарегистрирован, как самостоятельная компания, которая арендовала помещение в МДМ. Фактически же, фирма была дочерней структурой дворца молодежи и занималась юридической поддержкой всех прожектов Забелина.

С приходом Билей и Плиева в МДМ связана давно забытая мрачная история. До 2000 года дворец находился в государственной собственности. Приватизация комплекса в интересах ЮКОСа была проведена руководителем ООО «Юридический отдел» Каневским. Сразу же после регистрации собственности Каневского убили при весьма загадочных обстоятельствах. Неизвестные встретили директора и главбуха ООО «Юридический отдел» Коваленко в районе Митино и забили бейсбольными битами. Каневского - насмерть. После этого «Юротдел» возглавили Билей и Плиев. О том, чем завершилось расследование убийства, информации нет. Известно лишь, что Каневский был в натянутых отношениях со службой безопасности МДМ.

В 2002 – 2004 гг. Билей и Плиев оказывали активную юридическую поддержку «наездам» Забелина на «Кибер Клаб». В 2004 году расторжение договора аренды было перенесено в арбитражный суд. Лобиков был связан «по рукам и ногам» подпиской о неразглашении подробностей уголовного дела в отношении Пичугина. Забелин же с «юристами», не стесняясь, называл Пичугина и Лобикова членами одной шайки, которые всячески вредили работе МДМ. В поведении гендиректора нет ничего странного, если учесть, что после ареста Пичугина от знакомства с ним открестились и Невзлин, и другие высокопоставленные сотрудники ЮКОСа. Очевидно, что Забелин выступал в суде, следуя общей стратегии «юкосовцев» в рамках дела Пичугина. Что интересно, еще в 2003 году, после ареста Пичугина, в отдел развития МДМ Забелин принял на работу его супругу. Нужно же было как-то пояснить суду, с какими целями во дворце регулярно появлялся никак не связанный с молодежью сотрудник безопасности ЮКОСа.

В 2004 году Лобикова выжили из МДМ. Несмотря на положительные заключения пожарных, инспекторов Санэпидстанции, суд принял решение удовлетворить требование о расторжении договора. Возможно, на решении суда сказалось странное, если не сказать больше, покушение на Забелина. 7 октября 2004 года около 21.00, он сообщил в милицию, что его машина, бронированная BMW 750 была обстреляна. В автомобиле находились он сам и водитель. Никто не пострадал. Hикулинская межрайонная прокуратура возбудила уголовное дело по факту хулиганства, под которое, в качестве подозреваемых, Забелин вписал всех арендаторов, в том числе и Лобикова. Дело, конечно же, стало «глухарем», а Лобиков – возможным организатором.

Суд до «Инталии» доведет

Как известно, в рамках судебных слушаний первого уголовного дела в отношении Пичугина, расследование «дверных подвигов» сотрудника службы безопасности ЮКОСа, завершилось ничем. Пока дело дошло до суда, истек срок давности.

Карьерный рост Билей и Плиева очевиден. После событий с Лобиковым, первая стала заместителем Забелина по юридическим вопросам, второй - старшим юрисконсультом. Сегодня следствие полагает, что в 2004 году, в самый разгар «наезда» на арендаторов, вышеназванные лица провернули махинацию с акциями ЗАО «Инталия», имевшим имущественные права на МДМ. Забелин, занимая одновременно должности гендиректора «Инталия» и «Молодежный дворец», использовал фирмы в качестве подставных юридических лиц. Билей для присвоения денег МДМ, пользуясь полномочиями по ведению реестра владельцев акций, внесла в него сведения о переходе права собственности более 7,7 тыс. акций от «Инталии» непосредственно к Забелину. Остальные акции, согласно внесенным ею данным, были перечислены от «Инталии» «Молодежному дворцу». После того как Забелин подписал реестр, все акции были зачислены на его лицевой счет и на счет подконтрольного ему МДМ. Таким образом, преступники присвоили более 500 млн. рублей.

Подстелить соломки, чтобы было не так больно падать, Забелин хотел еще в том же 2004 году. Махинатор выставил свою кандидатуру на выборах в Госдуму в Тамбовской области. Баллотировался Забелин, как независимый депутат. Впрочем, есть основания полагать, что помощь гендиректору МДМ оказывали куда ярче окрашенные товарищи. Забелин водил тесную дружбу с руководителем Аналитического управления ЮКОСа, генерал-комунистом Кондауровым. Выборы для Забелина закончились ничем.

В мае 2007 года Билей и Плиев были арестованы. Генпрокуратура предъявила им обвинения по статье 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере) и статье 327 УК РФ (подделка официального документа с целью скрыть другое преступление). Суд отклонил ходатайство защиты о возврате уголовного дела в прокуратуру и продлил срок ареста руководителей МДМ до 25 октября 2007 года.

Материалы уголовного дела в отношении Забелина выделены в отдельное производство. «Ученый-экономист», обладатель дутых премий и почетных титулов скрывается от правоохранительных органов за рубежом.
Популярные материалы