Киллеры чудом избежали судебного измерения

Киллеры чудом избежали судебного измерения

29 июня адвокаты потребовали у суда измерить рост и размеры обуви киллеров Цигельника и Решетникова

У адвокатов накопилось много вопросов

Пять ходатайств стороны защиты адвокат Костромина озвучила в начале заседания. Шестое и седьмое стали следствием обсуждения заявленных требований. От заседания к заседанию ходатайств стороны защиты становится все больше. Равномерное распределение ходатайств по рабочим дням создает имитацию бурной деятельности адвокатской группы. В пятницу защитники потребовали у суда истребовать сведения о том, к кому следственные органы применяли гипноз. Дело в том, что накануне по инициативе стороны защиты были оглашены показания свидетельницы Галины Радциг, данные 23 февраля 2004 года, в которых женщина категорически возражала против проведения гипноза в отношении ее сына Антона. Ребенок, по всей видимости, стал очевидцем обстоятельств какого-то преступления или мог видеть лиц, его совершивших. Никаких иных показаний ни Галины Радциг, ни ее сына Антона оглашено не было.

Адвокаты так же заявили ходатайства истребовать из уголовного дела, возбужденного 22 ноября 2002 года по факту исчезновения семьи Гориных, опись предметов, изъятых из их дома, из Генпрокуратуры - недостающие, по их мнению, фрагменты видеозаписи и фотонегативы, сделанные в ходе составления протокола осмотра автомобиля Горина, из Лефортовского изолятора, где находились или еще находятся киллеры Цигельник и Решетников, - сведения о росте и размере обуви осужденных, а так же огласить некоторые письменные материалы дела.

Гособвинитель Кира Гудим возразила против всех ходатайств адвокатов, за исключением оглашения документов.

- Ходатайство о рассмотрении обстоятельств применения гипноза не основано на законе, - пояснила Гудим. – Из того документа, который огласила сторона защиты, как раз и ясно, что никакого гипноза ни к кому не применялось, по той причине, что мать ребенка была против этого. Так можно подавать запросы практически о каждом следственном действии, которое проводилось или не проводилось. Заявленное ходатайство не имеет ни малейшего значения для установления вины Пичугина... Что касается роста и размеров ног Цигельника и Решетникова, то все эти лица были допрошены в судебном заседании. Уважаемая сторона защиты имела все возможности установить интересующие их обстоятельства. Однако, по завершении допросов у стороны защиты вопросов не было. Установление роста и размера ноги Цигельника и Решетникова отношения к делу не имеет… Что касается видеозаписи и негативов, то события, связанные с похищением Гориных не являются предметом настоящего судебного разбирательства. Пичугин признан виновным по первому уголовному делу, приговор вступил в законную силу. На этих же основаниях я возражаю и в отношении ходатайства об истребовании описи документов из уголовного дела.

Адвокат Каганер взял слово пояснить позицию защиты
- Ваша честь, в экспертизе по факту нападения на Рыбина есть данные, что по машине 5 марта 1999 года стреляли из трех стволов. Цигельник и Решетников отвергают это и говорят, что их было двое. К тому же на гранатомете обнаружены следы пальцев, которые не принадлежат Цигельнику… Мы просим выяснить обстоятельства гипноза по тем причинам, что многие свидетели в Нефтеюганске сначала опознавали Попова и Приходько, а потом те же самые свидетели опознавали иных лиц… Видеоматериалы и негативы осмотра машины имеют прямое отношение к данному делу, поскольку Пичугин обвиняется в покушении на убийство Рыбина.

Цигельник поможет Пичугину фигурой, а мальчик памятью

Нужно сказать, что в уголовном деле имеется и видеозапись к протоколу осмотра машины Горина, и негативы, и фотографии. Адвокатов не устраивает, что в деле нет видеопленки, на которой отображен порядок осмотра салона автомобиля. Напомним, в салоне машины среди прочих документов был найден паспорт Горина, в обложке которого спустя время нашли записку с адресом Евгения Рыбина, исполненную, как установила экспертиза, рукой Пичугина. Сегодня защитники активно пытаются дискредитировать данное доказательство.

27 июня адвокаты подали ходатайство о проведении новой комплексной почерковедческой экспертизы об установлении исполнителей записей, хотя в деле имеются все установленные законом исследования. В этот же день защитники потребовали признать протокол осмотра салона автомобиля недопустимым доказательством. Эксперт, якобы, не предупреждался об ответственности за дачу ложных показаний, а между внешним осмотром автомобиля и осмотром салона прошло пять минут, в течение которых неизвестные открыли двери машины, по мнению адвокатов, без понятых. Намек на то, что паспорт с запиской Пичугина в салоне машины мог оказаться не случайно, нельзя назвать мягким. Ход, однако, не прошел. В самом протоколе черным по белому написано, что паспорт Горина вместе с другими документами изымался в присутствии понятых.

Логика действий адвокатов не претерпела особых изменений. Нет протокола изъятия пули Корнеевой – нет оружия и убийства, нет протокола осмотра салона автомобиля Горина – нет паспорта и записки, сделанной Пичугиным. Между тем, подозревать следователя Катунцева, составлявшего протокол, или кого-то еще в том, что в течение пяти минут двери машины без свидетелей специально вскрыли только для того, чтобы подбросить паспорт Горина в салон – полный бред. Зачем же тамбовским следователям, которые никогда ни до, ни после 22 ноября 2002 года не слышали о Горине, подбрасывать в салон его машины его же паспорт, в котором, если следовать логике защиты, еще нет записки Пичугина? Напомним, адвокаты открыто говорят, что записку в паспорт Горина подложили уже в Генеральной прокуратуре, когда Пичугин стал главным подозреваемым в убийстве Гориных. Так зачем тамбовским следователям подбрасывать «пустой» паспорт? Зачем все эти «телодвижения» с каким-то пятиминутным «провалом» между протоколами, на что пытается обратить внимание суда защита. Можно, конечно, предположить, что паспорт Горина в его автомобиль тамбовское следствие подбросило сразу с подделанной запиской. В этой ситуации Горины, как минимум за день до своего убийства, должны были предупредить следователей, о том, какой отличный шанс им предоставляется навредить сотруднику службы безопасности НК ЮКОС Пичугину.

Расследование обстоятельств гипноза Антона Радцига, безусловно, перспективное ходатайство. Это только на первый взгляд кажется, что здесь не за что зацепиться. На самом деле, если добросовестно относиться к делу, изучать кто-такой Антон Радциг, кто такая Галина Радциг, зачем мальчика хотели загипнотизировать, что ребенок помнит, а особенно, почему не помнит, можно до бесконечности. Конечно, самое перспективное направление судебного разбирательства, это, что конкретно не помнит ребенок и почему. К тому же с 2004 года прошел уже значительный период времени и мальчик мог и вспомнить что-нибудь. Детская память непредсказуема.

Рост бандитов Цигельника и Решетникова могли оценить в свое время и жители Нефтеюганска и участники процесса в отношении Пичугина, и все желающие в зале суда. В деле, действительно, некоторые свидетели описывают разных по физическим параметрам предполагаемых убийц Петухова. Интересно только, давая описание возможных убийц, жители Нефтеюганска измеряли их линейкой или полагались на собственный глазомер? Заверенные сведения о росте бандитов, как ни крути, не изменят показаний свидетелей по делу. Насколько известно, глазомер человека не точный инструмент, так что любые описания носят субъективный характер. Разные люди могли по разному описать того же Цигельника, Решетникова, Попова, Приходько. Последние двое, по словам Цигельника, в Нефтеюганске следили за волгоградскими киллерами и должны были устранить их после того, как Цигельник и Решетников выполнили бы задание по Петухову. Как отметил Цигельник, Попов был родственником Горина. Самое интересное, что на протяжении всего процесса адвокатов Пичугина не интересовал ни рост, ни размер ног Цигельника и Решетникова.

Адвокат Курепин около 15 – 20 минут не обманывал судью

Судья Штундер после небольшого размышления отклонил все ходатайства адвокатов, за исключением оглашения письменных материалов дела. По ходатайству об истребовании видеоматериалов и негативов осмотра машины Горина суд вынесет решение после того, как Кира Гудим проинформирует суд о том, имеются ли подобные материалы.

Перед тем, как предоставить стороне защиты возможность огласить письменные материалы дела, Петр Штундер вскрыл конверт, в котором находились негативы фотографий к протоколу осмотра места происшествия от 22 ноября 2002 года. Адвокаты внимательно принялись разглядывать на свет изображения на пяти фрагментах фотопленки.

- Вы там записку ищите? Смотрите, смотрите, а то мне тоже интересно! – был полон энтузиазма председательствующий Петр Штундер. Пока Ксения Костромина оглашала материалы дела, адвокат Курепин педантично изучал содержание негативов.

- Как специалист будете выступать? – осведомился Петр Штундер, после того, как адвокат завершил изучение.

- Нет. Хочу обратить ваше внимание на некоторые моменты.

Адвокат Курепин стал перечислять маркировку кадров негативов, определять к каким кадрам в деле есть фототаблицы, а к каким нет, в частности, сообщил, что среди кадров с 33 по 38 есть негатив общего вида, а в материалах дела фототаблицы к нему нет. Адвокат отметил, что в деле отсутствуют фотографии 5 и 6.

Гособвинитель Кира Гудим выразила протест проводимым судебным действиям, поскольку сторона защиты самостоятельно сопоставляла сведения без присутствия эксперта. В такой ситуации сопоставление сведений, всего лишь частное мнение лица, которое не обладает знаниями специалиста. Адвокат Курепин заявил, что только обращает внимание суда на важные с его точки зрения обстоятельства.

Для чистоты своих помыслов Курепин даже продемонстрировал свои наблюдения судье Штундеру. Судья пригласил проверить наблюдения адвоката и Киру Гудим, которая отказалась. Видимо, представителя гособвинения, наблюдения адвокатов не заинтересовали.

- Обратите внимание, ваша честь, - показывал Курепин судье негативы и листы уголовного дела. – Не обманула защита!

- Хорошо. Садитесь! – кивал Штундер.

- Нет, я еще не все! – настаивал адвокат. – Посмотрите сюда. Не обманула защита?

- Не обманула! – обреченно подтверждал председательствующий, первоначальный интерес к изучению негативов которого, явно сошел на нет.

- Попрошу занести в протокол, что защита не обманула! Занесли?

- Занесли! – подтвердила секретарь.

- Ну, так, что, не обманула защита? – присаживаясь, задал конкретный вопрос председательствующему Курепин.

- Кто его знает…, – на всякий случай был осторожен Петр Штундер.

Особенности судебно-измерительной системы.

Вслед за замечаниями к протоколу осмотра автомобиля Горина, защитники Пичугина заявили ходатайство истребовать из Генпрокуратуры отметки об ознакомлении Пичугина с видеозаписями осмотра автомобиля.

- Ваша честь, я категорически возражаю! – высказалась Гудим. – График ознакомления с материалами дела – это не доказательство! Что суду предстоит изучать? Действия стороны защиты направлены на затягивание процесса.

Защитники Пичугина заявили, что хотят не затягивать процесс, а обратить внимание суда на важное обстоятельство. Видимо, с этими же целями адвокаты подали новое ходатайство о повторном допросе в суде Цигельника и Решетникова, запросить сведения о росте и размере ног которых, суд в начале заседания, отказался.

- Ваша честь! – Гудим была прямолинейна. – Это не соответствует закону. Никто не может нам гарантировать, что защита не захочет через какое-то время узнать вес Цигельника и Решетникова или их объем.

- Это гособвинение специально про вес говорит, - разоблачил представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации адвокат Каганер. – Для корреспондента в зале, который завтра об этом напишет.

Судья Штундер не стал сортировать корреспондентов, а занялся своей непосредственной работой – разрешением ходатайств. Ему было над чем задуматься.

Повторный допрос Цигельника и Решетникова о росте и размере ног соперничает по своей перспективности только с расследованием несостоявшегося сеанса гипноза в семье Радциг в 2004 году. Параметры тел волгоградских бандитов можно измерить и быстро, а можно измерить и точно. Как неоднократно заявляли адвокаты, верить бандитам нельзя. Тот же Цигельник может и неправильно назвать свой рост. Что тогда делать? Может быть, Цигельник, вообще, никогда в жизни не измерял свой рост и не знает его. В этом случае, безусловно, будет необходимо назначить экспертизу Цигельника. Для верности, комплексную. Есть еще вариант. Измерить Цигельника прямо в зале суда. Есть, конечно, вопросы с тем, кто выступит в ходе данной операции экспертом. Впрочем, сантиметровая шкала в России пока стандартная.

Живо представляется картина измерения Цигельника. Киллеру предлагают выйти из-за трибуны для свидетельских показаний, может быть, даже подводят к стенке и… с помощью рулетки или эталонного метра ловко измеряют рост. Представители Генпрокуратуры внимательно наблюдают за судебным действием. Секретарь отражает хронологию измерения Цигельника в протоколе. Правда, если измерение стопы Цигельника имеет отношение ко второму эпизоду покушения на Рыбина, с определением размера обуви бандита могут возникнуть трудности. После взрыва машины Рыбина 5 марта 1999 года, бандиты уходили по глубоким подмосковным снегам, как положено, в специальной экипировке и зимней обуви. Насколько известно, летом киллер предпочитает носить кроссовки. В такой ситуации суду никак не обойтись без разных моделей сапог, а то и валенок. Не исключено, что Цигельник, как многие россияне, носит зимнюю обувь на шерстяной носок. В этом случае суду придется где-либо найти недостающую деталь гардероба и скорректировать результаты измерений ноги Цигельника.

Измерение Решетникова сопряжено с не меньшими трудностями

Конечно, неизвестно, как рассуждал суд. Выслушав стороны, взвесив все «за» и «против», судья Штундер постановил отклонить ходатайства адвокатов.

- В деле достаточно доказательств для определения вины вашего подзащитного, - обратился суд к адвокатам. – Повторный вызов Цигельника и Решетникова и выяснение у них роста и размеров обуви удовлетворению не подлежит.

Как говорил актер-классик: «Советский суд самый гуманный суд в мире!».
Популярные материалы