«Мотив убийства Петухова – укрытие налогов компанией ЮКОС!»

6 июня в Мосгорсуде по делу Пичугина дала показания вдова убитого 26 июня 1998 года мэра Нефтеюганска Владимира Петухова Фарида Исламова.

Последнее утро

Свой рассказ о событиях 1998 года, Фарида Исламова начала с утра 26 июня 1998 года – дня, когда между прошлым и будущим ее семьи пролегла черная траурная черта. Утром Петухов, как обычно проснулся и отправился на работу в администрацию города. Супруга осталась ждать автомобиль, на котором должна была ехать в свой офис в компании «Дебет». Из окна Исламова видела, что Петухов не сел в свой служебный автомобиль, который ждал его у подъезда. Утро было солнечное, и градоначальник, как это часто бывало, решил пройтись пешком. Петухов и охранник Кокошкин прошли около 30- 40 метров в сторону от дома, когда около них остановилась машина, и из нее вышел заместитель главы города Беляев. Мужчины недолго о чем-то поговорили, после чего Петухов и охранник продолжили свой путь, а Беляев поехал дальше.

Исламова, дождавшись приезда своего водителя на автомашине, так же отправилась на работу. Около 9 часов она была в офисе. Сотрудники «Дебета», которые уже знали о том, что в половине девятого в Петухова стреляли по дороге в администрацию, не решались заговорить с ней. Наконец, зам. главного инженера Вячеслав Борисов сообщил Исламовой, что Петухов ранен и отправлен в больницу. В лечебном учреждении, куда бросилась убитая горем женщина, врачи пытались успокоить ее, поясняя, что идет операция и есть надежда, что Петухов останется жив.

«Больница в тот момент напоминала вокзал», - вспоминает Исламова. – «Я помню, приехал управляющий «Юганскнефтегаза» Гильманов. На его лице было горе и трагедия. За ним, как кошка, шел главный финансист ЮКОСа Симановский. В его глазах сияла радость».

Из больницы Исламову увели в администрацию, около которой начали собираться люди. Образовался митинг. Звучали слова о том, что убийство Петухова совершено в интересах руководства компании ЮКОС. Перед жителями города выступил зам. главы города Ткачев, который сообщил, что жизнь Петухова не удалось спасти. Исламова вновь отправилась в больницу, где ей разрешили остаться с телом мужа. Из раны в спине убитого, не переставая сочилась кровь. Смотреть на прикрытое простыней лицо своего супруга у женщины просто не было сил.

«Это велено передать вам!»

Рассказывая о проблемах города, Исламова отметила, что Петухову пришлось решать вопрос местонахождения городского рынка. В администрацию приходило огромное количество документов из надзорных органов которые свидетельствовали о том, что на рынке, принадлежащем, уроженке Северного Кавказа Корсаненковой открыто продавались наркотики. В итоге рынок был закрыт. Было образовано ООО «Рынок» с долей муниципальных властей – 40%, частного Торгового дома – 30% и компании «Дебет» - 30%. Причем, «Дебет», в котором работала и Исламова, взял на себя все финансовые и кредитные обязательства.

Исламова отметила, что ЮКОС был крупнейшим налогоплательщиком Нефтеюганска и округа. Последние платежи в городскую казну поступили в ноябре 1997 года. С января по 26 июня 1998 года компания ничего не платила в бюджет. Люди получили в начале года в лучшем случае 10% от своей заработной платы. 27 мая 1998 года независимые профсоюзы «Юганскнефтегаза» провели митинг с требованием погасить накопленную задолженность по зарплате. Этот митинг был не первым. Ранее 9 апреля рабочие так же проводили акции протеста. Как пояснила свидетельница, в начале 1998 года на предприятии под давлением руководства ЮКОСа, внутренние профсоюзы «Юганскнефтегаза» раздали всем рабочим готовые бланки, в которых излагалась просьба сократить заработную плату на 30%. Права выбора у служащих не было. Компания достигла своих целей, сократив расходы, однако, невыплата заработной платы на протяжении нескольких месяцев уже не могла остаться без адекватной реакции трудового коллектива.

Исламова пояснила, что на митингах люди не предъявляли требований к Петухову, все обвинения были направлены в адрес руководства ЮКОСа, в частности, Ходорковского, а так же губернатора округа Филиппенко. Для решения вопроса о погашении налогового долга перед местным бюджетом, Петухов неоднократно инициировал совместные совещания с представителями компании, однако, эти встречи не приносили результатов. От Петухова Исламовой известно, что Симановский признавал долг компании, однако, решить проблему не мог. Этот вопрос решал только Ходорковский. Когда Симановский говорил своему руководству в Москве о том, что необходимо пойти навстречу местной администрации и платить налоги, ему говорили: «Сколько тебе лет? Не пора ли тебе отправляться на пенсию?». Ходорковский же, по словам Исламовой, избегал встреч с Петуховым.

Исламова заявила суду, что Петухов обращался в налоговые органы города и округа, однако, к его словам о том, что ЮКОС уходит от налогов отнеслись несерьезно. По словам Исламовой, уже через несколько дней был получен ответ, что нарушений у компании нет. Городская Дума в открытой полемике была солидарна с Петуховым. За спиной же градоначальника против него плелись интриги. Исламова считает, что одним из тех, кто активно подогревал противостояние местных ветвей власти, был представитель ЮКОСа при администрации Нефтеюганска Копанев. Про него Петухов говорил своей супруге, что это личный представитель Ходорковского. Первое время Копанев встречался с руководством администрации, потом стало непонятно чем он, вообще, занимается, поскольку выяснилось, что он не решает никаких вопросов. Затем выяснилось, что Копанев собирает на Петухова компромат и предлагает работникам администрации сообщать разного рода сведения о нем. Доходила информация, что Копанев организует развлечения для работников местной Думы. Петухов рассказывал своей супруге, что Копанев предлагал ему взятку. Представитель ЮКОСа зашел в кабинет мэра с дипломатом, открыв который, он сказал: «Это велено передать вам!». Дипломат был набит пачками американских долларов. «Закрой это и уходи отсюда!» - сказал Копаневу Петухов.

- Копанев говорил, что это взятка? – спросил свидетельницу адвокат Каганер.

- Насколько я знаю от мужа, не говорил? – ответила Исламова.

- А может это были деньги по заработной плате? – то ли спросил, то ли предположил опытный юрист.

Исламова не смогла прокомментировать версию адвоката.

«Петухов в своей борьбе остался один!»

К июню 1998 года ситуация по невыплате заработной платы во всех сферах деятельности города достигла катастрофических масштабов. 3 июня в Нефтеюганск приехал Ходорковский и призвал работников предприятия, как утверждает свидетельница, «молиться на мировой рынок». Весь апрель, май и июнь в местных СМИ шла травля Петухова. О градоначальнике писали, что он вор, что он виноват во всех бедах горожан. В борьбе за истину Петухов остался один. Как крайний шаг, 15 июня Петухов объявил бессрочную голодовку, выдвинув 7 требований: возврат ЮКОСом налогов со скрытых доходов от деятельности «Юганскнефтегаза» в сумме 1,2 триллиона неденоминированных рублей, отстранение от должности руководителей местной и окружной налоговых служб, возбуждение уголовного дела в отношении компании «Рондо С», требование к ЮКОС не вмешиваться во внутренние взаимоотношения местных ветвей власти, отмена результатов залогового аукциона о продаже акций «Юганскнефтегаза» и передача акций в долевом соотношении администрациям Нефтеюганска, Нефтеюганского района, города Пыть-Ях и округа.

Требования Петухова не были исполнены. Он приостановил голодовку 22 июня, поскольку об этом его просили и сотрудники администрации, и горожане. К тому же на 25 июня была назначена встреча у губернатора Ханты-Мансийского округа, на которой должна была обсуждаться тема уплаты налогов ЮКОСом. По словам Исламовой, на этой встрече Дубов предложил Петухову взять на обеспечение всю администрацию Нефтеюганска, взамен на отказ от требований. Петухов отказался. Никакого решения на той встрече так и не было принято.

Исламова отметила, что Петухову поступали угрозы. В частности, 21 мая в почтовом ящике администрации была обнаружена запиской, которая гласила: «Петухов – за твою голову обещано 500 тысяч «зеленых». Однако, мэр гораздо серьезнее относился к безопасности своей супруги, нежели к своей. Когда выяснилось, что за Исламовой ведется слежка, он распорядился усилить охрану жены и стал хранить дома ружье. Домой стали поступать провокационные звонки. Женский голос спрашивал, где Вовчик, и почему он не идет. Когда трубку брал Петухов, звонившие молчали. Звонки продолжались до 15 июня. Что немаловажно, возобновились они в сентябре 1998 года, когда Петухова уже не было в живых. Это было откровенным издевательством. Требования пригласить к телефону Петухова с разной периодичностью продолжались до конца 2002 года. Исламова пояснила, что обращалась по данным фактам в правоохранительные органы города. Ее заверяли, что идет работа, однако, никого к ответственности так и не привлекли.

О мотивах убийства Петухова Исламова высказалась предельно четко:

- Это укрытие налогов компанией ЮКОС в крупных размерах.

Отвечая на вопросы стороны защиты, Исламова рассказала подробности слежки, которая за ней велась незадолго до убийства мужа. Как пояснила свидетельница, слежку раскрыли работники предприятия «Дебет». Они задержали молодого человека, который признался, что, действительно, следит за Исламовой и послан представителями криминальных кругов города. Позже выяснилось, что фамилия этого парня Чернышев.

- Через полгода или уже в 1999 году мой охранник сказал мне, что со мной хочет поговорить «сын Черного», - вспомнила подробности Исламова. – У меня желания общаться с тем парнем не было. Однако, просьбы продолжались. В итоге я согласилась. Молодой человек, действительно, признался, что следил за мной. Он сказал, что с уважением относился к мэру, выразил соболезнования и попросил прощения за то, что они не смогли уберечь его.

Зачем молодому человеку нужна была эта встреча Исламовой не известно. О данном факте женщина так же сообщала в правоохранительные органы.

Исламова заявила так же, что, уходя из компании «Дебет», Петухов не передавал ей свой пакет акций, а продал его другим акционерам. Женщина так же поступила, когда в 2000 году увольнялась из компании. Исламова сказала суду, что с приобретением асфальтобетонного завода для города было решено еще до вступления Петухова в должность. Город участвовал в строительстве терминала в Новороссийске, но подробности этого Исламовой не известны. Аэропорт был построен еще до руководства администрацией Петуховым. Самолет образованной авиакомпанией приобретался.

Исламова ответила, что не обсуждала с мужем вопрос о том, целесообразно ли расходуются бюджетные средства города и не помогала мужу в финансовых расчетах, когда тот работал на посту мэра. Исламова не смогла пояснить были ли в тот период невыплаты по всей стране или только в Нефтеюганске, однако, отметила, что жители города всегда обращали внимание на то, как живут их «соседи» в Сургуте, где «Сургутнефтегаз», «Лукойл» ответственно относились к свои обязанностям. Там никогда не было проблем с уплатой налогов и заработной платы.

Адвокаты Пичугина огласили прежние показания Исламовой, в которых, она, в частности, не рассказывала о факте телефонных звонков и встрече с молодым человеком по фамилии Чернышев. Свидетельница подтвердила все данные ранее показания.
Популярные материалы