Суд «подвесил» Невзлина на четыре месяца

Итоги заседания Высшего Суда Справедливости Израиля по делу Леонида Невзлина оказались совершенно неожиданными не только для обвиняемого и его адвоката, но и представителя израильской прокуратуры.

- Невзлин хорошо подготовился к суду, благо вывезенные из России миллиарды, позволяли ему это сделать. Еще накануне заседания в Интернете было опубликовано немало материалов, в которых авторы требовали от правительства Израиля встать на защиту этого господина. Был нанят один из лучших адвокатов – Давид Либаи – бывший министр юстиции. Выписаны из России, конечно, за счет Невзлина его сотрудники. Они должны были дать свидетельские показания – и это было сделано - о том, что Невзлин, выезжая в Израиль и хлопоча там о гражданстве, даже не подозревал, что против него могут быть выдвинуты обвинения по делу «ЮКОСА». Хотя к этому моменту на допросы его уже вызывали, и его бегство в Израиль было вызвано только одним – под ним уже земля горела.

- Это и была основная линия защиты?

- Не только. Либаи постарался придать вопросу политическую окраску. Он попытался убедить суд, что требование российской Генеральной прокуратуры об экстрадиции обвиняемого в организации убийств российских граждан Леонида Невзлина – это всего лишь интриги правительства Путина, которое видит в Невзлине своего главного политического противника. Прозвучал и такой довод, что, дескать, ни одно государство беглых российских олигархов не выдает, к примеру, тот же Березовский живет спокойно в Англии. И, мол, не стоит нам этот порядок нарушать.

- А какую позицию заняла прокуратура. Ведь именно она уже много лет никак не может разобраться с требованиями о выдаче Невзлина, которыми ее засыпают российские коллеги.

- Выступление представителя прокуратуры прозвучало немного по-детски. Дескать, нам, чтобы начать расследование необходимо распоряжение министра внутренних дел. А последний год на этой должности в правительстве лишь исполняющие обязанности, к которым как бы нет и смысла обращаться. Такая отговорка возмутила судью Эльякима Рубинштейна. Он напомнил, что нынешний, действующий министр занимает свой пост уже девять месяцев. Так что у прокуратуры время было. А по большому счету Либаи и прокуратура в этом деле выступали в тандеме. Они чуть ли не в один голос настаивали на закрытии дела. Но им в этом было отказано.

- На этом суде вы выступили в роли истца. Что вы требовали?

- Как и многие люди до меня – справедливости. Ну, а если обойтись без высоких материй, то сказал я примерно следующее. С лета 2003 года Невзлин уклоняется от судебного расследования в России, скрываясь на территории Израиля. С 15 января 2004 года Невзлин официально находится в международном розыске по запросу российских правоохранительных органов в связи с подозрениями в совершении тягчайших экономических преступлений и с поощрениями в заказе серии убийств. Леонид Невзлин в первую очередь – гражданин России, и обвиняется в совершении преступлений на территории России. Оттуда он уехал под видом туриста, когда его компаньон по бизнесу Ходорковский и подчиненный Пичугин, а также еще раньше сотрудник Невзлина Лебедев были арестованы. Путем подкупа и махинаций он сумел получить израильской гражданство. В случае необоснованного отказа в просьбе об экстрадиции наши власти могут предстать перед миром «крышей» для уголовной деятельности и распишутся в несостоятельности провозглашаемых правительством намерений бороться с коррупцией. Это будет позором для Израиля.

- Вы занимались журналистским расследованием дела Невзлина и, конечно, в курсе, как ему удалось получить в Израиле столь мощную поддержу?

- Ответ простой – деньги. Невзлину удалось обрести в Израиле статус VIP после сделанных им денежных вливаний в Музей Диаспоры, Телль-Авивский Университет, Музей Израиля, Керен Хаясод и в ряд других университетов. Он близко сошелся со многими политиками, оказывал им весьма ценные услуги и благодаря этому сумел заручиться поддержкой Натана Щаранского, бывшего мэра Телль-Авива генерала Шломо-Лахата, депутата Кнессета Романа Бронфмана. Невзлин был очень близок и с Биньямином Нетаньяху, поскольку смог оказаться полезным даже ему. И, естественно, он продолжал контролировать серьезные финансовые средства. Для выстраивания своей защиты от действий российского правосудия он нанял лучших специалистов-криминалистов, пригласил дорогих адвокатов.

- И помогло это ему?

- Не совсем. Несмотря на «общественный вес» господина Невзлина, суд принял решение, которое, явно, его не устроило. Прокуратура в течение максимально краткого срока (не больше четырех месяцев) должна обеспечить расследование по двум вопросам. Первое, - законность получения Леонидом Невзлиным гражданства Израиля. Второе – рассмотрение вопроса об его экстрадиции. Причем суд обязал прокуратуру, не откладывая, обратиться в министерство внутренних дел за распоряжением о расследовании. Последнее замечание выглядит как откровенная насмешка над прокуратурой.

- Итак. Каков, на ваш взгляд, итог?

- Я думаю, он справедлив, поскольку попытки прокуратуры и адвокатов заморозить дело Невзлина провалились. Можно сказать, что суд «подвесил» его на четыре месяца. Но едва ли это будет самое приятное для него время.
Популярные материалы