«Чемоданчик долларов» или смерть!

14 мая в деле по обвинению Алексея Пичугина в организации убийства мэра Нефтеюганска Петухова выступили свидетели Виктор Пушкаренко и Татьяна Шевцова

Бывший подчиненный Петухова по работе в компании «Дебет», а затем депутат городской Думы Нефтеюганска Виктор Пушкаренко выступил перед судом впервые. Свидетель рассказал, что ситуация в городе резко изменилась, когда ЮКОС стал собственником «Юганскнефтегаза». В бюджет города в период с января по июнь 1998 года новый владелец не уплатил ни копейки налогов. Ситуация с выплатой заработной платой бюджетникам, да и нефтяникам, достигла критической точки. В городе стали возникать стихийные митинги. Петухов, который изначально пытался привлечь руководство компании-неплательщика к ответственности через налоговые органы, отчаялся, и был вынужден пойти на крайние меры – голодовку.

Пушкаренко показал, что переговоры с представителями «Юганскнефтегаза» глава администрации вел регулярно, однако, никаких результатов эти встречи не имели. Наконец, 25 июня 1998 года вопрос о налоговой задолженности ЮКОСа был вынесен на заседание чрезвычайной комиссии при губернаторе Ханты-Мансийского округа. Пушкаренко отметил, что на этой встрече шла речь о том, чтобы в счет задолженности нефтяной компании перед городским бюджетом, передать на баланс администрации часть активов компании, в частности, объекты недвижимости и некоторые буровые скважины.

- Я знаю об этом, поскольку знакомился с протоколом заседания этой комиссии, - пояснил Пушкаренко. - В администрацию города из округа пришел факс. Знакомил меня с ним один из депутатов.

Гособвинитель Кира Гудим попросила суд предоставить возможность исследовать копию стенограммы заседания ЧК при губернаторе ХМАО, приобщенную к делу. Председательствующий Петр Штундер удовлетворил ходатайство Генпрокуратуры. Как следует из документа, на заседании 25 июня 1998 года в ходе обсуждения вопросов по задолженности ЮКОСа, стороны договорились о том, что в качестве залога для погашения долга, ,elen exntys основные активы компании «Юганскнефтегаз». Для подготовки необходимых юридических документов составили график. 6 июля 1998 года при губернаторе ХМАО должно было состояться новое заседание, на котором предстояло оценить исполнение ЮКОСом налоговых перечислений. Пушкаренко подтвердил, что с факсом подобного документа знакомился через несколько дней после убийства Петухова.

Понятно, что ЮКОС не то что не мог пойти на исполнение данного варианта выхода из ситуации, но даже не мог допустить столь неблагоприятного развития событий. Для руководства ЮКОСа это означало признание правоты Петухова, который долгое время в «гордом одиночестве» поднимал в СМИ вопрос о налоговых правонарушениях нефтяной компании , требовал у госорганов проверить ее деятельность , добивался исполнения обязательств… Градоначальник был убит 26 июня - на следующий день после заседания комиссии.

О том, что ЮКОС мог лишиться с части активов «Юганскнефтегаза» суду рассказала и бывшая начальник финансового комитета администрации Нефтеюганска Татьяна Шевцова. Бывший главный финансист города в прошлом судебном заседании выразила свою полную уверенность в том, что за убийством Петухова стоит конфликтная ситуация с руководством ЮКОСа. Сегодня Шевцова показала суду, что так же знакома с результатами встречи 25 июня у губернатора ХМАО. Петухов говорил ей, что на встрече даже был затронут вопрос об отзыве у компании лицензии. ЮКОС должен был рассчитаться за свои налоговые долги частью недвижимости в городе и нефтяными скважинами. Какие буровые ЮКОС должен был передать администрации, Шевцова не знает, однако, предположила, что, скорее всего, речь шла о самых низкорентабельных скважинаж.

Шевцова так же напомнила суду, что ЮКОС за предыдущие долги «Юганскнефтегаза» рассчитался необеспеченными векселями никому не известной компании «ЛД». До возникновения кризисной ситуации были достигнуты договоренности, что текущие налоговые отчисления ЮКОС будет платить исправно, однако, в 1998 году, деньги в бюджет вовсе перестали поступать. Шевцова отметила, что возможности платить у ЮКОСа были. Когда обстановка стала напоминать революционную, а жители города, не получавшие полгода заработную плату, стали бить стекла в офисе компании в Нефтеюганске, из Москвы спецрейсом доставили 30 млн. рублей. Свидетельница заявила, что до марта 1999 года (времени ее увольнения из администрации) долги ЮКОСом не были погашены, и неизвестно, были ли, погашены после.

За отказ от требований к компании Петухову неоднократно предлагали взятки. Однажды, представители ЮКОСа даже пообещали градоначальнику взять на содержание администрацию города. «Мне предложили чемоданчик долларов!» - сказал Петухов однажды Татьяне Шевцовой.

О мотивах убийства градоначальника свидетельница высказалась сдержанно: « Об этом мне ничего не известно, кроме того, что говорили люди. А народ говорил, что Петухова убили для ЮКОСа. Люди даже перекрыли трассу на подъезде к офису компании, требуя справедливого расследования… Только после убийства Петухова, в бюджет города начали поступать какие-то средства!»
Популярные материалы