Торг уместен

Русского олигарха могут обменять на израильских контрабандистов

Генпрокуратура России предъявила новые обвинения экс-главе компании ЮКОС Михаилу Ходорковскому и экс-главе банка МЕНАТЕП Платону Лебедеву. Оба олигарха в настоящее время содержатся в следственном изоляторе города Читы, где с ними проводятся следственные действия в рамках нового уголовного дела. Их этапировали сюда еще в декабре 2006 года из колоний, где они отбывали наказание. Лебедева – из исправительной колонии Ямало-Ненецкого автономного округа, Ходорковского – из колонии Краснокаменска, что в 550 километрах от Читы. В 2005 г. каждый из них был приговорен к восьми годам лишения свободы за мошенничество и уклонение от уплаты налогов. И если с Ходорковским и Лебедевым все более-менее ясно (кроме увеличения сроков, им в обозримом будущем ничего не грозит), то судьба их товарища, бывшего первого заместителя председателя правления ООО «ЮКОС-Москва» и ректора Российского государственного гуманитарного университета Леонида Невзлина, скрывающегося в Израиле, сейчас решается на переговорах между правоохранительными органами двух стран. Весьма вероятно, что Невзлина выдадут России в обмен на израильтян, находящихся в наших тюрьмах.

Говорят, что российская сторона заключила соглашение с двумя гражданами Израиля, которые должны будут представлять ее интересы в «деле Леонида Невзлина». Один из них, бывший депутат кнессета Юлий Нудельман, уже подал апелляцию в Высший суд справедливости Израиля (БАГАЦ) о лишении Невзлина израильского гражданства, так как без этого его экстрадиция по израильским законам невозможна. Договор о правовой помощи между Россией и Израилем, в том числе и по экстрадиции преступников, существует уже несколько лет. А два года назад страны заключили еще одно соглашение, согласно которому россияне, осужденные в Израиле, и израильтяне, приговоренные к тюремному заключению в России, могут отбывать назначенные судом сроки на родине.

Этими договоренностями уже не раз пользовалась российская Генпрокуратура. Недавно Израиль выдал ей Андрея Журавлева по кличке Терразини, который участвовал в нескольких убийствах на территории России, а скрывался в религиозном учебном заведении Израиля, выдавая себя за раввина. После экстрадиции в Россию выяснилось, что он обманным путем получил израильское гражданство. Ранее из Израиля в Россию был экстрадирован один из лидеров измайловской преступной группировки Антон Малевский, вскоре скоропостижно скончавшийся в тюрьме. В настоящее время готовится экстрадиция еще одного скрывающегося от российского правосудия репатрианта (имя в интересах следствия не разглашается), подозреваемого в двойном убийстве в составе преступной группы. Сообщники беглеца уже приговорены к тюремному заключению.

А вот Израилю никак не удается вызволить из одной московской тюрьмы четверых своих граждан: Эли Каца, Шимона Гиршхорна, Владислава Когана и Шалома Касирера, осужденных в России за контрабанду неограненных алмазов. Несмотря на действующие соглашения, российские власти отказываются разрешить заключенным отбывать срок на родине. Якобы до тех пор, пока Израиль не выдаст России Леонида Невзлина.

Хотя израильские граждане были осуждены задолго до переезда Невзлина в Израиль, в разговоре с корреспондентом «Родной газеты» израильтянин Итамар Айхнер, ведущий журналистское расследование этого дела, высказал мнение, что они оказались одновременно и разменной монетой, и заложниками, не имеющими никакого отношения ни к Невзлину, ни к «делу ЮКОСа». По словам журналиста, одному из заключенных удалось передать родным записку, в которой говорится, что его и остальных «сидельцев» посетил неизвестный человек, сообщивший, что на них возложена задача «привезти Невзлина в Россию» и что если они в этом помогут, то их экстрадируют на родину, а если нет – им придется отбывать срок в России.

Никакие израильские обращения в высокие российские инстанции за два года не увенчались успехом. По словам юристов-международников, на самом деле договоренность между Россией и Израилем об отбывании заключения на родине действует не на постоянной основе, а реализуется лишь иногда и носит избирательный характер.

Итамар Айхнер сообщил, что в этом списке не упоминается еще один израильтянин, отбывающий заключение в российской тюрьме. Это известный предприниматель Михаил Мирилашвили, приговоренный к 8 годам лишения свободы по обвинению в «создании организованной преступной группы с целью освобождения своего похищенного отца». Его имя в российской прессе неоднократно напрямую связывалось с именем Леонида Невзлина.

По словам одного отставного генерала ФСБ, Леонида Невзлина обещали выкрасть, если он окажется за пределами Израиля. Правда, совсем недавно он благополучно слетал в США и, как известно, не был там схвачен представителями российских спецслужб. В отличие от нацистского преступника Адольфа Эйхмана, которого в свое время агенты МОССАДа выследили и похитили в Аргентине, после чего доставили в Израиль.

Израильтян сегодня в «деле Невзлина» интересуют вовсе не соучастие в убийствах, инкриминируемое ему Генпрокуратурой РФ, а совсем другие обстоятельства. Во-первых, приезды в Израиль и встречи с Леонидом Невзлиным покойного Александра Литвиненко. Во-вторых, история Литвиненко с принятием ислама, его связи с чеченскими и исламскими эмиссарами. В-третьих, израильтян интересуют источники появления полония-210 и способы его транспортировки в Лондон. Эти факты вызывают опасения у спецслужб, потому что это вещество уже могло расползтись по разным террористическим ячейкам, окопавшимся в Европе, и может быть применено исламскими радикалами для совершения терактов с использованием «грязной бомбы» в двадцати европейских странах, о чем заявляли еще прошлым летом «Хезболла» и «Аль-Каида». Израильская сторона пытается прояснить для себя роль Невзлина в полониевой истории и, вероятно, получить от него столь необходимую в работе спецслужб оперативную информацию.

Вполне возможно, что недавняя террористическая опасность, объявленная в Москве, о которой российские спецслужбы были оповещены некими иностранными коллегами (не исключено, что и израильтянами), могла быть связана именно с реализацией полученной от беглого олигарха информации.

ОБВИНЕНИЯ ГЕНПРОКУРАТУРЫ

Генпрокуратура РФ заочно предъявила Леониду Невзлину обвинения в серии преступлений, в частности, в организации покушения на предпринимателя Евгения Рыбина, который предъявил ЮКОСу ряд судебных исков, а также в организации убийств директора торговой фирмы «Феникс» Валентины Корнеевой и мэра Нефтеюганска Владимира Петухова. Сам Невзлин все эти обвинения категорически отвергает и называет себя не иначе как политическим противником системы, а не преследуемым уголовным преступником. Кроме того, Генпрокуратура требует у Израиля экстрадиции и других беглых олигархов, бывших совладельцев ЮКОСа Михаила Брудно и Владимира Дубова. Но основная цель – Невзлин.


Популярные материалы